Как развивается мир разработки без кода — и как стать успешным ноукодером

Объясняем, действительно ли растёт движение разработки без кода (так называемая «гражданская разработка», о которой мы уже писали), стоит ли изучать No-code и какими навыками надо владеть, чтобы стать успешным в области разработки без кода.

Правда ли No-code технологии захватывают IT-мир

Сначала про суть явления. Ноукод не появился вчера. «Понижение» сложности языков программирования — общее место демократизации человеческих знаний и навыков, куда пришла и эволюция IT-сферы.

В 1982 году известный британский консультант по информационным технологиям Джеймс Мартин (James Martin) в предисловии к книге «Разработка приложений без программистов» написал:

«Количество программистов, доступных на один компьютер, сокращается так быстро, что большинство компьютеров в будущем должны будут хотя бы частично работать без программистов»

Джеймс Мартин

И как раз с 80-90-х годов эволюция повела языки программирования «в народ», упрощая работу с ними: появились Python, Java, появились и первые визуальные срeды программирования — Visual C++, Delphi.

В нулевых демократизация программирования интенсифицировалась. В 2003 году появился WordPress — один из мощнейших ноукод-инструментов, а уже через год в Google Trends появилось понятие «платформа разработки без кода».

Тогда почему вокруг No-code есть какое-то ощущение хайпа — что явление возникло недавно и его ещё и намеренно «форсят»? Потому что отчасти так и есть — только хайп ловят не на ноукоде, а сам ноукод.

Как произошёл подъём ноукода и почему

No-code спас вечеринку всеобщей цифровизации, которая началась в начале пандемии в 2020 году — компании и бизнес стали уходить в онлайн, отправлять на удалёнку сотрудников, а клиенты массово прятались от вируса дома, откуда выходили в виртуальный мир покупок, просмотра сериалов, кино, общения, медитаций, тренировок, учёбы. Вот так выглядит график Google Trends с того самого 2004 года — с отметкой на марте 2020 года.

За последние пару лет на первые позиции вышли три значимых явления, которые и определили популярность ноукода:

  • необходимость быстрой цифровой трансформации;
  • изменение демографического состава IT-сферы, когда превалирующую роль начинают играть молодые специалисты, открытые к новым технологиям;

  • стремление к автономности и гибкости.

И пусть инфоповод пандемии угас, но тренд на «цифру», удалёнку и онлайн-мир уже никуда не уйдёт.

Цифровой продукт — лендинг, сайт, приложение — стал и инструментом бизнеса, и визитной карточкой, и источником прибыли.

Ноукод дал возможность создавать IT-продукты без программистов — и делать это быстро, вполне качественно и результативно. На способности ноукода наслаивается и нехватка кадров среди программистов: то, о чём говорил Мартин — что компьютеров физически намного больше, чем программистов. Больше и задач, стоящих и возникающих перед бизнесом.

Так что рост сегмента No-code продолжится. И в инфографике ниже — прогнозируемые цифры роста рынка No-code и Low-code.

Что должен знать и уметь ноукодер

Хороший ноукодер — и жнец, и на дуде игрец. Фактически это специалист, заменяющий собой несколько действующих лиц и главных ролей в процессе создания IT-продукта. Ноукодер первым делом разработчик, но немного и дизайнер, и маркетолог, и аналитик. Вот что в идеале неплохо уметь и знать ноукодеру:

  • Знать ноукод-программы — а лучше несколько программ. Нужны знания программ, на которых создаются веб и мобильные приложения — выбор зависит от специализации. Нужно знать программы для сбора информации и проектирования баз данных. Дополнительно хорошо бы владеть инструментами для интеграций и решения частных задач: создания чат-ботов, например. Пригодится в работе знание программ для визуализации.

  • Уметь выстраивать логику сайта. Вот этот навык намного важнее, чем умение, к примеру, делать дизайн. И именно поэтому ноукодинг — это не просто «накидать сайтик в конструкторе». Ноукодер должен также, как и классический разработчик, уметь строить логику IT-продукта: делать из визуальных элементов работающий продукт.

    К примеру: вот так простроить логику: есть маркетплейс с карточками товаров ➡ пользователь её нажимает ➡попадает на карточку товара с подробными сведениями ➡нажимает на кнопку «Добавить в корзину» ➡ выскакивает попап, что товар успешно добавлен ➡ пользователь идёт в корзину и оформляете заказ ➡снова попап, оповещающий об успехе операции ➡ информация падает в базу данных, на почту пользователю уходит письмо с подтверждением
  • Знать, как функционируют веб-приложения, мобильные приложения, лендинги, сайты. То есть знать, как работают и подключаются системы оплаты, сервисы рассылок, чат-боты, базы данных.
  • Знать, как функционирует бизнес. Это критически важно, чтобы не зацикливаться на развитии функций и на самой разработке — а сосредотачиваться на пользователях, нуждах заказчиков и клиентов бизнеса.

Конечно, сразу начать разбираться в каждой области и овладеть навыками невозможно — но важно стараться понимать каждое направление, знать его в общих чертах, знать, какие программы и сервисы задействованы.

Что будет дальше — вместо резюме

В мире удалёнки, концепции digital-first и mobile-first, важность технологии, которая способна быстро давать рабочие IT-продукты, обеспечивать автономность и меньшие затраты ресурсов только растёт. А пользователи и клиенты требуют двух вещей — качества и скорости. У них нет запаса терпения ждать, пока отвиснет сайт, как и нет желания разбираться с кривым дизайном — они хотят быстро, удобно, результативно.

Соответственно, ноукод-инструменты, которые могут обеспечить качество, результативность и красоту, одновременно дают бизнесу возможность адаптироваться к быстро меняющемуся рынку. Вот такой win-win расклад и для пользователя, и для бизнеса.

Тут можно прочитать, что о перспективах No-code говорит основательница университета Code Breakers Анна Радзиевская.

Расскажем ещё больше об эволюции IT-мира и роли ноукода в трансформации диджитал-сферы на бесплатном вебинаре.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда