{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему IT-продакшну необходимо проводить бизнес-аналитику проектов? Опыт компании Creative

Владимир
Head of PMO Creative

Всем привет! Я являюсь руководителем группы управления проектами компании Creative. Мы базируемся в Тюмени и занимаемся веб- и мобильной разработкой в формате аутсорс. Все наши клиенты – из разных сфер: тут и финтех, и е-коммерс, и девелопмент, и маркетплейсы.

Сферы разные – боль у всех одна. Вы можете иметь самый лучший на свете сайт, но все технологии устаревают и модернизируются – этот процесс не остановить. Поэтому рано или поздно ваш сайт, собранный 2 года назад на коробочном Битриксе, уже не будет отвечать задачам выросшего бизнеса.

Знакомо? Думаю, да. В этой статье я хочу поднять важную тему о том, как безболезненно перевести свой проект в современность, и какая роль в этом у бизнес-аналитики. Погнали!

Немного теории. Чем занимается бизнес-аналитик? Это спец, который поможет откалибровать тз, сделать его точнее или написать его за клиента. Это тот герой, который может ответить за вас на вопрос «Каким вы видите свой проект через 5 лет? А через 10?». Это человек, который продумает стратегию развития и обозначит возможные риски.

Компании, которые начинают разговор с клиентом с оценки его проекта и проведения бизнес-аналитики – знают, что делают.

Конечно, можно просто брать заказы, делать всё по ТЗ и не включаться в бизнес-процессы клиента. Но тогда стоит быть готовым к тому, что проект не оправдает себя на релизе, не закроет боли заказчика, не принесёт ожидаемой прибыли или, и вовсе, будет сделан «в стол».

К нам часто обращаются клиенты, у которых есть огромное желание перевести бизнес в цифру. Но порой желание модернизировать что-то старое с треском разбивается о «скрепы» традиций. Вот и мы однажды столкнулись с ситуацией, когда все бизнес-процессы клиента были завязаны на одном конкретном человеке. И перевести офлайн в онлайн было фактически невозможно.

Как мы поступили. Провели аналитику, выявили точки взаимодействия этого человека с документооборотом, разобрали весь процесс по шагам, продумали стратегию автоматизации. Но. Наш чудесный проект ушёл «в стол», потому что клиент был готов к цифровизации лишь на словах. И это частая практика – ваши заказчики хотят привести свой бизнес к современности, но ни они сами, ни все их бизнес-процессы к этому совершенно не готовы.

Желание оцифровать настоящее не должно упираться в фигуру условной Мариванны, которая 10 лет занимается документооборотом, и без неё в этом процессе никто не разберётся.

Бывает и по-другому. У нас был заказ на создание сервиса, который бы упростил и ускорил процесс формирования электронной «подшивки» гигантского архива периодических печатных изданий, выходящих в РФ. Клиент, обратившийся к нам с такой задачей, прекрасно понимал, насколько большой будет работа, и насколько она изменит все привычные для него и его сотрудников процессы.

Вовремя проведённая бизнес-аналитика помогла предсказать все риски и выявить все проблемные зоны. Мы успешно смогли их обойти – и в процессах разработки, и в момент релиза, и в дальнейшей технической поддержке проекта. Клиент закрыл свои боли, получил современный и удобный инструмент, с которым может легко и просто работать любой из пользователей его сайта.

Адекватность клиента в своих ожиданиях и готовность к переменам – 50% успешности проекта.

Приведу обратный пример. Был у нас клиент, который хотел собрать сайт по типу маркетплейса. Тот же Авито, только с уклоном на хай-фэшн. И всё было круто, если бы мы провели на первоначальном этапе сотрудничества бизнес-аналитику. Мы этого не сделали и сразу взялись за дизайн. Далее мы прикрутили систему эквайринга, продумали ЛК и юзер стори. В итоге клиент получил нескончаемо красивый и абсолютно бесполезный сайт, который так и остался незаполненным.

Почему? Потому что никто не знал до релиза о том, что в бизнес-процессы клиента не входит диджитал и реклама. А если не входит ничего из продвижения – не будет и посетителей. Так и получилось: после запуска маркетплейса, никто не ринулся на новую – шикарную и удобную платформу. Пользователи ничего о ней так и не узнали, ведь никто изначально не продумал монетизацию и маркетинг. Это, конечно, казус, но далеко не редкий в сфере стартапов.

Аналитика помогает выявить тонкие места в бизнес-процессах клиента и учесть их в нужный период продакшна.

Ещё у нас был заказ на создание красивого и функционального ЛК. У клиента было собственное видение результата, однако к нам он пришёл с довольно типовым, шаблонным ТЗ. Было очевидно, что для настройки всех процессов разработки лучше всего – провести бизнес-аналитику проекта. Мы оценили тонкости его бизнеса и предложили индивидуальную модель ЛК, которая должна была полностью отвечать потребностям его клиентов. В этом кейсе бизнес-аналитика помогла подобрать индивидуальное бизнес-решение для клиента, а не делать всё по типовому шаблону. В будущем это позволило обойти многие риски и не наделать ошибок.

Бизнес-анализ девелоперов не равен бизнес-анализу маркетплейсов. Каждой сфере нужны индивидуальные, а не типовые решения.

Ещё одним кейсом стал проект для клиента из сферы негосударственного пенсионного финансирования. Он пришёл к нам сначала с одной задачей (обновить сайт), а потом решил добавить несколько новых возможностей для своих пользователей. Во-первых, нужно было сделать удобный ЛК, во-вторых, организовать через сайт клиента оплату всевозможных услуг. В-третьих, продумать удобную и быструю систему регистрации, анкетирования и безопасной обработки данных. Последним запросом стала настройка работы не только с физическими, но и с юридическими лицами.

Первоначально клиент хотел делать всё на Битриксе. Для работы с физическими лицами он вполне подходит. На его основе мы создали ЛК, настроили систему регистрации, анкетирования и оплаты услуг. А вот при появлении запроса на работу с юрлицами – оказались в ситуации, когда технология просто не может «тащить» из-за ограничений по числу пользователей на сайте.

Мы поставили продакшн на «стоп» и провели бизнес-аналитику проекта с учётом всех изменений в запросах клиента. Нашим предложением тогда стало подключение в пару к Битриксу фреймворка PHP – Symfony. Это стало рациональным технологическим решением, которое помогло довести проект клиента до релиза и удовлетворить все его бизнес-запросы.

Бизнес-аналитика хороша не только в начале работы над проектом. С её помощью можно скорректировать все рабочие процессы в условиях изменяющихся запросов клиента уже в процессе разработки.

Как видно из кейсов, бизнес-аналитика может существенно облегчить жизнь любого проекта и его команды разработки. Компании, которые готовы проводить бизнес-оценку процессов и рассчитывать эффективность на ближайшие 5-10 лет, – это те ребята, с которыми по пути любому бизнесу. Просто потому что сейчас это – самое важное умение хорошего продакшна, наравне с крутыми спецами, гибкостью в технологиях и стеке, командностью и прокачанными софт и хард скилами.

А что думаете вы? С удовольствием услышу ваше мнение, коллеги. Спасибо за внимание.

0
2 комментария
Иван Ярославцев
На его основе мы создали ЛК, настроили систему регистрации, анкетирования и оплаты услуг. А вот при появлении запроса на работу с юрлицами – оказались в ситуации, когда битрикс просто не может «тащить» из-за ограничений по числу пользователей на сайте.

А на каком объеме Битрикс не справился?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Анисимов

Супер статья!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда