Почему корпоративное электронное обучение — удел многостаночников, и как стать одним из них
В корпоративном eLearning специалисты обычно совмещают несколько ролей — с этим согласится любой, кто работал в этой сфере. Я решил выяснить, что именно они делают и как развивают свои навыки. Провёл мини-опрос среди разработчиков eLearning и делюсь результатами анализа 50 ответов.
Привет! Я Филипп Чурилов, работаю в сфере eLearning с 2009 года с перерывами на работу в СМИ, PR и контент-маркетинге. Проектировал с командой всё: от примитивных справочников на HTML и учебных игр на Macromedia Flash (позже Adobe Flash) до сложных симуляторов на Articulate Storyline и мультимедийных лонгридов на современных конструкторах.
С 2020 года фокусируюсь именно на лонгридах: решаю задачи обучения с помощью текста и визуального повествования.
С 31 января по 10 февраля провёл у себя в канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа» и в Кружке «Очумелые ручки» сообщества Digital Learning мини-опрос о том, как мы создаём электронные учебные материалы. Собрал 50 ответов и обработал результаты в эту статью.
Прежде, чем мы начнём — опрос:
В конце будет второй, а сейчас переходим к выводам.
Среди создателей eLearning много универсалов
То, что в разработчики eLearning-материалов совмещают разные компетенции — само по себе не новость. Новостью стало то, насколько это эмпирическое знание оказалось близко к правде.
Вопрос звучал так:
На выбор были Сценарий, Дизайн и Вёрстка — три столпа любого процесса разработки elearning-материала. Выбрать можно было любое количество вариантов. В итоге получилось практически идеальное распределение:
— Но это же «средняя температура по больнице», — подумали вы, — надо смотреть индивидуальные ответы.
Верно! Поэтому на втором графике я собрал ответы людей, которые отметили несколько «своих» направлений:
То есть, половина респондентов (56%) пишут, оформляют и собирают электронные курсы сами.
Также выяснилась интересная особенность: сценарий и дизайн — совмещают, дизайн и вёрстку — тоже совмещают, а сценарий и вёрстку совмещают редко. Такую пару указал только один респондент.
Среди тех, кто отвечает только за один аспект разработки, больше всего сценаристов (6 из 10) и верстальщиков (3 из 10). Ещё 1 респондент занимается дизайном.
Дизайн даётся сложнее всего
Изначальная идея опроса — узнать, что eLearning-специалисты считают своей сильной стороной, а что даётся им с трудом.
Поэтому в опросе были связанные вопросы c единичным выбором:
Отношение к Сценариям разделилось примерно пополам, Вёрстка кажется разработчикам понятной, а вот Дизайн — явный лидер по сложности:
Вроде бы всё понятно, но можно посмотреть глубже:
Из 28 «разработчиков 3-в-1» самым трудным назвали Дизайн 13 человек, Сценарий — 10 человек, Вёрстку — 5. В этой же группе 12 назвали простой Вёрстку и 10 — Сценарий. Дизайн простым назвали только 6 разработчиков-универсалов.
«Разработчики 2-в-1» самым сложным чаще называли то, чем повседневно не занимаются: 6 дизайнеров-верстальщиков указали Сценарий, 2 сценариста-дизайнера указали Вёрстку и 1 сценарист-верстальщик указал Дизайн. Ещё 2 дизайнера-верстальщика и 1 сценарист-дизайнер поделились, что из двух «своих» направлений тяжелее даётся Дизайн.
Также Дизайн считает трудным половина моно-специалистов: 5 из 10 респондентов. Возможно, именно это — барьер перехода к 2-в-1.
У всех свои сложности и свой путь
После выбора сильных и слабых сторон были предусмотрены открытые вопросы о том, что могло бы помочь с отстающей компетенцией и что помогло хорошо освоить высокоразвитую.
Далее приведены советы респондентов по каждому направлению с минимальной редактурой.
Почему со Сценариями трудно?
- Сложно согласовывать, т.к. часто меняются вводные от заказчика
- Сложно получать информацию от заказчика в удобоваримом виде
- Чтобы делать Сценарии, нужно быть что-то типа писателя
- Сложно освоить нужный слог
- Сложно писать текст с нуля
- Не хватает практики, т.к. много срочных задач по Дизайну и Вёрстке
Что могло бы помочь со Сценариями?
- Вдохновение и насмотренность
- Изучение методологии и классической дидактики
- Много читать и сочинять
- Практика, в том числе личный опыт преподавания
- Гуманитарный склад ума
Honorable mention:
Почему с Дизайном трудно?
- Сложная профессия, в которой непрофессионалу практически невозможно сделать хороший результат
- Требует много времени на подбор референсов, отрисовку и т.д.
- Сложно определиться с конечным вариантом
- Сжатые сроки разработки не позволяют погрузиться в Дизайн
- Не умею рисовать
- Не хватает таланта
- Компетенция развита хуже двух других
Что могло бы помочь с Дизайном?
- Смотреть примеры дизайна, работы профессионалов, собирать референсы
- Изучать тему визуализации информации, самостоятельно рисовать
- Книга «Дизайн для недизайнеров»
- Обучение презентациям на PowerPoint / web-страницам на конструкторах
- Профильное обучение на разработчика курсов
- Точечное обучение различным аспектам дизайна
Honorable mention:
Почему с Вёрсткой трудно?
- Слабые навыки вёрстки
- Слабое знание языков программирования
- Очень много времени уходит на поиск вариантов технической реализации придуманных механик и идей
- Ограниченный бюджет и сжатые сроки разработки
Что могло бы помочь с Вёрсткой?
- Собирать свои и копаться в курсах опытных разработчиков
- Изучать курсы по вёрстке в разных конструкторах и от разных компаний
- Читать решения задач в Кружке «Очумелые ручки» и других сообществах
- Любить результат, когда всё собирается в хорошо работающий курс
- Технический склад ума и знание языков программирования
- Практика, практика, практика и ещё раз практика
Honorable mention:
Разработчику нужно развивать базу, инструменты и насмотренность
Адресные советы и комментарии — это хорошо, но в опросе также был отдельный вопрос, где опытным разработчиком предлагалось делиться мудростью.
Звучал он так:
Запрошенный лимит в три варианта ответа, в среднем, соблюдён: 50 респондентов суммарно поставили 163 «галочки»:
40 из 50 считают, что новичкам прежде всего нужно учиться проектировать обучение с точки зрения целей, задач и аудитории.
Далее в довольно плотном коридоре идут прикладные навыки (профессиональный софт и редактура текста) и развитие насмотренности (хорошие примеры и лучшие практики).
Офисные программы уже не очень нужны, несмотря на то, что Сценарии часто делают именно в них.
Наконец, нейросети пока не кажутся респондентам тем, с чего новичку нужно начинать свой путь в разработке eLearning-материалов. При этом нейросети упоминались в советах про развитие компетенций Сценария и Дизайна.
Участники исследования дали множество советов для новичков в отрасли. Чтобы не растягивать текст, я скомпилировал их в четыре рекомендации:
- Сначала освоить базу, копировать успешные решения и научиться решать задачи, потом изучать новые тренды и модные веяния
- Постоянно обучаться, читать форумы и сообщества и слушать опытных коллег без сопротивления
- Изучать профильные дисциплины: обучение взрослых, графический дизайн, программирование
- Выбрать и делать то, что интересно и нравится — но не забывать про цели и задачи своей аудитории
Базовая база, формальное и неформальное обучение, выбор своего пути и клиентоориентированность — вот и карьерная стратегия широкими мазками.
Заключение
Гипотеза верна — разработка eLearning-материалов исторически означает «уметь много всего разного и делать это одному».
В опросе не упомянута рутина разработчика: монтаж видео, зачистка аудио, работа во внешних сервисах и другие задачи, которые много где назвали бы «непрофильными». А мы это делаем в каждом проекте.
Субъективно, три отдельных профессионала — копирайтер, дизайнер и web-программист — вовсе не обязательно сделают электронный курс лучше, чем один eLearning-разработчик 3-в-1. Тем более — в те же сроки и за тот же ФОТ. Да ещё и без менеджера :)
Так что кодерский мем вполне подходит и для корпоративного eLearning:
Завершим также опросом:
Об авторах
Задумал опрос, собрал ответы и описал результаты: Филипп Чурилов из канала «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»
Информационно поддержал и ускорял обработку: Дмитрий Якушев из сообщества «Кружок «Очумелые ручки»
Обеспечили фактуру и поделились мудростью: респонденты. Спасибо им!
Хм, я думала эта сфера уже отходит на второй план. Многие выстраивают обучение в формате чат-ботов в мессенджерах. Тот же яндекс так делает. И никаких мучений с интерфейсом и дизайном. А вот методологу и копирайтеру нужно попотеть, чтобы грамотно выстроить уроки.
Яндекс — это не показатель :) у них своя развитая методическая компетенция и статус ИТ-лидера. В большинстве промышленных корпораций, банков и телекоме до сих про делают слайды внутренними силами (84% всего контента, если верить исследованию Скиллбокс в 2023 году).
Например, если открыть вакансию разработчика курсов одного жёлтого банка, там будет требование знать Articulate Storyline — продвинутый конструктор слайдовых материалов. Хотя технологический необанк, вот это вот всё.
И так много где — внутреннее корпоративное обучение очень изолировано, оно почти не контактирует с внешним миром.
Не вижу проблем, ситуация когда сотрудники чего-либо должны знать по верхам несколько направлений ни разу не необычна. Даже работник условного МакДональдса и на кассе стоит, и бургеры делает, и убирается. До тех пор пока все эти направления не требуют высокой квалификации (либо направления сложные, смежные, но тут не все так просто) особых проблем с наймом подходящих людей не должно быть.
Вот попробуйте найти физика-ядерщика со знаниями в молекулярной биологии. Обе специальности очень сложны и если и есть специалисты совмещающие их обе, то их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Всё верно, чем сложнее работа, тем менее разумно совмещать.
Но в eLearning не обязательно совмещают низкоквалифицированные задачи. Наоборот: низкоквалифицированное там будет сразу заметно (плохой текст, кривая графика, баги в собранных материалах), так что люди доводят 3 и более компетенций до "уверенного среднего" уровня и выше.
Такая историческая специфика отрасли :)
Любопытно) как раз скоро выйдет подкаст у меня с основательницей платформы для корп обучения Kampus, в прошлом году они привлекли инвестиции от Билайна и в целом бодро растут 🌚👍
В их платформу учебный контент тоже собирать будут люди с навыками 3-в-1 :) С контент-маркетингом как-то получилось, что растёт популярность аутсорса, а в eLearning наоборот — крупные внешние разработчики уменьшились, стало больше in-house и небольших универсальных команд.