{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему корпоративное электронное обучение — удел многостаночников, и как стать одним из них

В корпоративном eLearning специалисты обычно совмещают несколько ролей — с этим согласится любой, кто работал в этой сфере. Я решил выяснить, что именно они делают и как развивают свои навыки. Провёл мини-опрос среди разработчиков eLearning и делюсь результатами анализа 50 ответов.

Привет! Я Филипп Чурилов, работаю в сфере eLearning с 2009 года с перерывами на работу в СМИ, PR и контент-маркетинге. Проектировал с командой всё: от примитивных справочников на HTML и учебных игр на Macromedia Flash (позже Adobe Flash) до сложных симуляторов на Articulate Storyline и мультимедийных лонгридов на современных конструкторах.

С 2020 года фокусируюсь именно на лонгридах: решаю задачи обучения с помощью текста и визуального повествования.

Филипп Чурилов
Автор и редактор в IT- и EdTech-проектах

С 31 января по 10 февраля провёл у себя в канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа» и в Кружке «Очумелые ручки» сообщества Digital Learning мини-опрос о том, как мы создаём электронные учебные материалы. Собрал 50 ответов и обработал результаты в эту статью.

Прежде, чем мы начнём — опрос:

Вы знакомы с корпоративным обучением?
Да, проходили внутреннее обучение как сотрудники
Да, создавали материалы как разработчики
Да, и проходили, и разрабатывали
Нет, не сталкивались с этой индустрией
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

В конце будет второй, а сейчас переходим к выводам.

Среди создателей eLearning много универсалов

То, что в разработчики eLearning-материалов совмещают разные компетенции — само по себе не новость. Новостью стало то, насколько это эмпирическое знание оказалось близко к правде.

Вопрос звучал так:

Что в учебном материале создаёте лично вы?

На выбор были Сценарий, Дизайн и Вёрстка — три столпа любого процесса разработки elearning-материала. Выбрать можно было любое количество вариантов. В итоге получилось практически идеальное распределение:

50 специалистов eLearning, не сговариваясь, подтвердили статус многостаночников

— Но это же «средняя температура по больнице», — подумали вы, — надо смотреть индивидуальные ответы.

Верно! Поэтому на втором графике я собрал ответы людей, которые отметили несколько «своих» направлений:

Моно-специалисты — в меньшинстве, да и 2-в-1 не так уж и много

То есть, половина респондентов (56%) пишут, оформляют и собирают электронные курсы сами.

Также выяснилась интересная особенность: сценарий и дизайн — совмещают, дизайн и вёрстку — тоже совмещают, а сценарий и вёрстку совмещают редко. Такую пару указал только один респондент.

Среди тех, кто отвечает только за один аспект разработки, больше всего сценаристов (6 из 10) и верстальщиков (3 из 10). Ещё 1 респондент занимается дизайном.

Дизайн даётся сложнее всего

Изначальная идея опроса — узнать, что eLearning-специалисты считают своей сильной стороной, а что даётся им с трудом.

Поэтому в опросе были связанные вопросы c единичным выбором:

Что из Сценария, Дизайна и Вёрстки даётся вам труднее всего, а что — проще?

Отношение к Сценариям разделилось примерно пополам, Вёрстка кажется разработчикам понятной, а вот Дизайн — явный лидер по сложности:

Вроде бы всё понятно, но можно посмотреть глубже:

Из 28 «разработчиков 3-в-1» самым трудным назвали Дизайн 13 человек, Сценарий — 10 человек, Вёрстку — 5. В этой же группе 12 назвали простой Вёрстку и 10 — Сценарий. Дизайн простым назвали только 6 разработчиков-универсалов.

«Разработчики 2-в-1» самым сложным чаще называли то, чем повседневно не занимаются: 6 дизайнеров-верстальщиков указали Сценарий, 2 сценариста-дизайнера указали Вёрстку и 1 сценарист-верстальщик указал Дизайн. Ещё 2 дизайнера-верстальщика и 1 сценарист-дизайнер поделились, что из двух «своих» направлений тяжелее даётся Дизайн.

Также Дизайн считает трудным половина моно-специалистов: 5 из 10 респондентов. Возможно, именно это — барьер перехода к 2-в-1.

Дизайн часто считают трудным и редко считают простым.

У всех свои сложности и свой путь

После выбора сильных и слабых сторон были предусмотрены открытые вопросы о том, что могло бы помочь с отстающей компетенцией и что помогло хорошо освоить высокоразвитую.

Далее приведены советы респондентов по каждому направлению с минимальной редактурой.

Почему со Сценариями трудно?

  • Сложно согласовывать, т.к. часто меняются вводные от заказчика
  • Сложно получать информацию от заказчика в удобоваримом виде
  • Чтобы делать Сценарии, нужно быть что-то типа писателя
  • Сложно освоить нужный слог
  • Сложно писать текст с нуля
  • Не хватает практики, т.к. много срочных задач по Дизайну и Вёрстке

Что могло бы помочь со Сценариями?

  • Вдохновение и насмотренность
  • Изучение методологии и классической дидактики
  • Много читать и сочинять
  • Практика, в том числе личный опыт преподавания
  • Гуманитарный склад ума

Honorable mention:

«Если интересно писать Сценарии, лучше пройти какой-либо курс с наставником, чтобы давали обратную связь, подсказывали и направляли» (с)

Почему с Дизайном трудно?

  • Сложная профессия, в которой непрофессионалу практически невозможно сделать хороший результат
  • Требует много времени на подбор референсов, отрисовку и т.д.
  • Сложно определиться с конечным вариантом
  • Сжатые сроки разработки не позволяют погрузиться в Дизайн
  • Не умею рисовать
  • Не хватает таланта
  • Компетенция развита хуже двух других

Что могло бы помочь с Дизайном?

  • Смотреть примеры дизайна, работы профессионалов, собирать референсы
  • Изучать тему визуализации информации, самостоятельно рисовать
  • Книга «Дизайн для недизайнеров»
  • Обучение презентациям на PowerPoint / web-страницам на конструкторах
  • Профильное обучение на разработчика курсов
  • Точечное обучение различным аспектам дизайна

Honorable mention:

«Помочь могли бы специальные курсы дизайна для НЕдизайнеров, где не было бы глубокого погружения в теорию, а были именно практические советы» (с)

Почему с Вёрсткой трудно?

  • Слабые навыки вёрстки
  • Слабое знание языков программирования
  • Очень много времени уходит на поиск вариантов технической реализации придуманных механик и идей
  • Ограниченный бюджет и сжатые сроки разработки

Что могло бы помочь с Вёрсткой?

  • Собирать свои и копаться в курсах опытных разработчиков
  • Изучать курсы по вёрстке в разных конструкторах и от разных компаний
  • Читать решения задач в Кружке «Очумелые ручки» и других сообществах
  • Любить результат, когда всё собирается в хорошо работающий курс
  • Технический склад ума и знание языков программирования
  • Практика, практика, практика и ещё раз практика

Honorable mention:

«Помог бы наставник, который сам неоднократно проходил путь создания электронного курса с нуля до готового продукта и успел "набить шишек" и который мог бы поделиться знаниями в режиме реального времени» (с)

Разработчику нужно развивать базу, инструменты и насмотренность

Адресные советы и комментарии — это хорошо, но в опросе также был отдельный вопрос, где опытным разработчиком предлагалось делиться мудростью.

Звучал он так:

Если новичок спросит вас, с чего начать освоение разработки учебного контента — что вы ему посоветуете в первую очередь?

Запрошенный лимит в три варианта ответа, в среднем, соблюдён: 50 респондентов суммарно поставили 163 «галочки»:

40 из 50 считают, что новичкам прежде всего нужно учиться проектировать обучение с точки зрения целей, задач и аудитории.

Далее в довольно плотном коридоре идут прикладные навыки (профессиональный софт и редактура текста) и развитие насмотренности (хорошие примеры и лучшие практики).

Офисные программы уже не очень нужны, несмотря на то, что Сценарии часто делают именно в них.

Наконец, нейросети пока не кажутся респондентам тем, с чего новичку нужно начинать свой путь в разработке eLearning-материалов. При этом нейросети упоминались в советах про развитие компетенций Сценария и Дизайна.

Участники исследования дали множество советов для новичков в отрасли. Чтобы не растягивать текст, я скомпилировал их в четыре рекомендации:

  • Сначала освоить базу, копировать успешные решения и научиться решать задачи, потом изучать новые тренды и модные веяния
  • Постоянно обучаться, читать форумы и сообщества и слушать опытных коллег без сопротивления
  • Изучать профильные дисциплины: обучение взрослых, графический дизайн, программирование
  • Выбрать и делать то, что интересно и нравится — но не забывать про цели и задачи своей аудитории

Базовая база, формальное и неформальное обучение, выбор своего пути и клиентоориентированность — вот и карьерная стратегия широкими мазками.

Заключение

Гипотеза верна — разработка eLearning-материалов исторически означает «уметь много всего разного и делать это одному».

В опросе не упомянута рутина разработчика: монтаж видео, зачистка аудио, работа во внешних сервисах и другие задачи, которые много где назвали бы «непрофильными». А мы это делаем в каждом проекте.

Субъективно, три отдельных профессионала — копирайтер, дизайнер и web-программист — вовсе не обязательно сделают электронный курс лучше, чем один eLearning-разработчик 3-в-1. Тем более — в те же сроки и за тот же ФОТ. Да ещё и без менеджера :)

Так что кодерский мем вполне подходит и для корпоративного eLearning:

Завершим также опросом:

Что вы думаете об «универсальности» eLearning-разработчиков?
Круто, что они развивают разные навыки и могут делать разные штуки
Плохо, что нет разделения труда и люди не могут углубить специализацию
Я не работаю в этой сфере и не знаю, как лучше
Напишу свой ответ в комментариях
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Об авторах

Задумал опрос, собрал ответы и описал результаты: Филипп Чурилов из канала «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»

Информационно поддержал и ускорял обработку: Дмитрий Якушев из сообщества «Кружок «Очумелые ручки»

Обеспечили фактуру и поделились мудростью: респонденты. Спасибо им!

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Юлия Трошкина

Хм, я думала эта сфера уже отходит на второй план. Многие выстраивают обучение в формате чат-ботов в мессенджерах. Тот же яндекс так делает. И никаких мучений с интерфейсом и дизайном. А вот методологу и копирайтеру нужно попотеть, чтобы грамотно выстроить уроки.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Чурилов
Автор

Яндекс — это не показатель :) у них своя развитая методическая компетенция и статус ИТ-лидера. В большинстве промышленных корпораций, банков и телекоме до сих про делают слайды внутренними силами (84% всего контента, если верить исследованию Скиллбокс в 2023 году).

Например, если открыть вакансию разработчика курсов одного жёлтого банка, там будет требование знать Articulate Storyline — продвинутый конструктор слайдовых материалов. Хотя технологический необанк, вот это вот всё.

И так много где — внутреннее корпоративное обучение очень изолировано, оно почти не контактирует с внешним миром.

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Не вижу проблем, ситуация когда сотрудники чего-либо должны знать по верхам несколько направлений ни разу не необычна. Даже работник условного МакДональдса и на кассе стоит, и бургеры делает, и убирается. До тех пор пока все эти направления не требуют высокой квалификации (либо направления сложные, смежные, но тут не все так просто) особых проблем с наймом подходящих людей не должно быть.

Вот попробуйте найти физика-ядерщика со знаниями в молекулярной биологии. Обе специальности очень сложны и если и есть специалисты совмещающие их обе, то их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Чурилов
Автор

Всё верно, чем сложнее работа, тем менее разумно совмещать.
Но в eLearning не обязательно совмещают низкоквалифицированные задачи. Наоборот: низкоквалифицированное там будет сразу заметно (плохой текст, кривая графика, баги в собранных материалах), так что люди доводят 3 и более компетенций до "уверенного среднего" уровня и выше.
Такая историческая специфика отрасли :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Любопытно) как раз скоро выйдет подкаст у меня с основательницей платформы для корп обучения Kampus, в прошлом году они привлекли инвестиции от Билайна и в целом бодро растут 🌚👍

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Чурилов
Автор

В их платформу учебный контент тоже собирать будут люди с навыками 3-в-1 :) С контент-маркетингом как-то получилось, что растёт популярность аутсорса, а в eLearning наоборот — крупные внешние разработчики уменьшились, стало больше in-house и небольших универсальных команд.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда