Как превратить настольную игру в образовательную? Разбираем "Пандемию"

Игропрактика и геймификация уверенно продолжают завоёвывать сердца преподавателей и студентов в качестве вовлекающего и эффективного образовательного инструмента. При этом все чаще возникают вопросы о том, как разработать образовательную игру? Как соблюсти баланс между образовательной ценностью и игровым фаном? Разберём это на примере адаптации настольной игры "Пандемия".

Стандартная версия игры
Стандартная версия игры

О чем игра?

Базовая версия "Пандемии" - это кооперативая игра, рассчитанная на 2-4 игрока. В ней участники должны бороться не друг против друга, а с самой игрой, пытаясь найти лекарство для четырёх болезней, пока те не захватили весь земной шар. У каждого игрока есть своя роль и уникальные способности. Например, врач может убирать большее количество кубиков болезни из городов, а учёному нужно меньше карт для создания лекарства.

Болезни различаются по цветам. Для того чтобы создать лекарство, одному из игроков нужно собрать пять карт городов соответствующего цвета. При этом нужно следить за количеством кубиков болезни в городах мира и не допускать эпидемий, которые двигают шкалу распространения болезни. Игра заканчивается, если шкала заполнилась до конца, а лекарства не были созданы. В этом случае игроки проигрывают.

Чтобы ознакомиться с правилами более подробно, можно посмотреть обзор. Например этот. Но лучше, конечно, поиграть и "прочувствовать" механику самому.

Алгоритм разработки образовательной игры

С правилами "Пандемии" разобрались. Теперь посмотрим на последовательность шагов разработки образовательной игры.

  • Определяем место игры в курсе или образовательной программе.
  • Определяем, какую задачу/ проблему мы хотим решить игрой? Из этого выделяем цель игры.
  • Обязательно прописываем образовательные результаты. Что должно поменяться в поведении, знаниях и установках участников после игры?
  • Выбираем, в каком сеттинге будет проходить наша игра? Может быть это будет космический полет? А может выживание на необитаемом острове? Зависит от вашей цели и задачи.
  • А вот теперь самое интересное. Нужно определиться с механикой игры.

Игровая механика - это набор действий игрока, которые он может совершать в игре, а также реакция игры на эти действия. К физическим механикам относится перемещение в пространстве. Например, движение фишки по игровому полю. А накопление игровой валюты или ресурсов - это экономическая механика. Иными словами, механика - это конкретные действия.

В образовательной игре механика обязательно должна быть референтна той деятельности, которой мы пытаемся обучить студентов. Иначе игра перестаёт быть образовательной и в ней остаётся только развлекательная функция.

Что такое референтность игры?

Прикладная игра тем и отличается от развлекательной, что помогает решить задачу, которую мы поставили перед собой. В этом случае мы говорим про задачи образовательные. Например, потренировать навык переговоров или улучшить кросс-функциональное взаимодействие. Это значит, что игра должна быть связана с этой задачей. Эту связь игропрактики называют "референтностью игры".

Референтность – действительная (т.е. через действие) связь элементов игры с элементами деятельности. Состав и характер этих связей задаётся решаемой задачей.

Алексей Яцына.

Иначе говоря, "референтность" - это игровая метафора реальных действий или задач. Например, если нам нужно улучшить навык кросс-культурной коммуникации, нужно, чтобы в игре участники не могли общаться привычным образом. Если цель состоит в том, чтобы развить лидерский потенциал, значит, в игре участник должен принимать управленческие решения и сталкиваться с их последствиями.

Референтность игры - это и есть ключ к балансу между образовательной ценностью и игровым фаном.

Как сделать игру референтной задаче?

Есть два способа:

  • Самому найти игровую метафору реальной задаче или деятельности.
  • Адаптировать существующую игру под свои задачи.

Именно здесь мы и возвращаемся к "Пандемии". Ведь второй способ гораздо проще и сразу же позволяет преодолеть проблему "чистого листа".

Игру для адаптации необходимо взять не любую, а в которой уже заложены механики, которые могут подойти для решения вашей задачи. Чтобы было проще выбирать игру, необходимо развивать свою игровую насмотренность, играть в разные игры и анализировать их, разбирая на составные части. Это тема для отдельного поста, поэтому здесь не будем останавливаться на этом очень подробно.

"Пандемия" хороша тем, что в ней уже есть достаточно универсальные механики, которые подходят для многих образовательных целей. Именно поэтому она и стала героем сегодняшнего разбора. Давайте, наконец, посмотрим, как можно адаптировать "Пандемию" для образовательных целей?

Пример референтности механики
Пример референтности механики

Возможности "Пандемии"

  1. Развитие навыков работы в команде.

    Одна из главных особенностей "Пандемии" - это необходимость работать в команде. Игроки должны координировать свои действия, чтобы успешно бороться с эпидемией, используя свои уникальные способности. Эту механику можно смело заимствовать для своих игр.

  2. Изучение географии и культуры разных стран.

    В настоящее время все большее значение начинает приобретать компетенция кросс-культурной коммуникации. Особенно в отношении азиатской и восточной культуры. В "Пандемии" игроки перемещаются по карте мира, посещая разные страны и города. Эта механика может стать базой для изучения культурных и географических особенностей регионов. Кстати, здесь можно почитать о том, как учитель переделал школьную программу по географии, чтобы ученики изучали предмет в сеттинге зомби апокалипсиса.

  3. Развитие навыков планирования и тайм-менеджемента.

    В "Пандемии" игроки должны планировать свои действия, следить за игровым временем и организовывать команду. Они должны учитывать различные внешние факторы, количество ресурсов, каждый ход выделять приоритетные точки работы, а также распределять задачи между игроками. Эти механики можно заимствовать и адаптировать в играх о планировании и менеджменте ресурсов.

  4. Обучение риск-менеджменту.

    В "Пандемии" игроки постоянно сталкиваются с рисками, которые они должны эффективно митигировать ( от англ. mitigation, означающего «смягчение» или «смягчение последствий»). Каждый ход игра забрасывает все новые кубики болезни в города. Если в одном городе кубиков будет больше трех, то случится вспышка и инфекция распространится во все связанные с очагом эпидемии города. Кроме того, в колоде замешаны особые карты "эпидемии", которые не способствуют налаживанию обстановки. Поэтому игроки должны принимать решения и мыслить стратегически, пытаясь сгладить возникающие риски.

  5. Развитие лидерского потенциала.
    Не смотря на то, что игроки должны работать вместе, по ходу игры так или иначе возникает лидер, который начинает больше остальных координировать действия команды. Через эту механику управления командой разных персонажей у участников есть возможность попробовать себя в роли лидера и оценить свой текущий лидерский потенциал.

Итого:

  • Настольная игра "Пандемия" обладает универсальным и применимым в образовании набором механик.
  • Чтобы сделать игру интересной и эффективной для решения вашей задачи, она должна быть референтна задаче или деятельности.
  • Референтности игры можно добиться, адаптировав существующую игру под вашу задачу.
  • Механика "Пандемии" подходит для развития навыка работы в команде, изучения географии и культурных особенностей, навыка планирования, обучения риск-менеджменту и развитию лидерского потенциала.

Пишите, пожалуйста, в комментариях, для каких тем или образовательных задач подобрать существующие игры и сделать их разбор.

В любой непонятной ситуации продолжайте играть!

11
1 комментарий

Адаптация настольной игры Пандемия - отличный пример того, как это можно сделать успешно. При разработке образовательной игры важно учесть, что информация должна быть усваиваемой и интересной.😊

Ответить