{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Бизнес должен становиться заказчиком образования, потому что рынок образовательных услуг оторвался от рынка труда» Статьи редакции

Главное из беседы «Ведомостей» с Евгением Ивашкевичем — ректором Центрального университета, запущенного «Тинькофф» в 2023 году.

Евгений Ивашкевич. Источник фото: «Тинькофф»

«Бизнес тоже может быть ответственным заказчиком образования»

  • Заказчиком высшего образования в России остаётся государство. Но если в СССР оно определяло количество специалистов для подготовки, а также гарантировало работу по специальности, то теперь «только финансирует бюджетные места».
  • У «Тинькофф» есть кафедры в нескольких вузах, но этого мало. На них учится всего по 30-40 человек. И такими кафедрами трудно управлять, потому что многое зависит от университета. «Необходимо преодолевать бюрократическую машину, чтобы как-то повлиять на процесс обучения», — говорит Ивашкевич.
  • Поэтому «Тинькофф» и решил создать собственный вуз и привлечь к его развитию другие крупные компании. Раз бизнес нанимает основную часть выпускников, значит, он должен становиться ответственным заказчиком образования.

«Рынок образовательных услуг оторвался от рынка труда»

  • Согласно отчёту ВШЭ, в 2022 году российские вузы выпустили 166 тысяч экономистов, 89 тысяч юристов и лишь 36 тысяч программистов. Но, по мнению Ивашкевича, юристы и экономисты в таком количестве рынку не нужны. «Рынок образовательных услуг оторвался от рынка труда», — считает он.
  • Во многих университетах дают широкое образование, что хорошо, потому что это возможность адаптироваться к изменениям в окружающем мире и придумывать что-то новое. Но для работы нужна конкретная профессия и владение востребованными навыками. А некоторые вузы выпускают программистов, которые «кодят» на давно не применяемом в реальной жизни языке Pascal, говорит Ивашкевич.
  • Обучение в Центральном университете строится по системе «2+2». На первых двух курсах студенты учат базу — матанализ, линейную алгебру, статистику, основы программирования, бизнеса, экономики, маркетинга. Затем идут на практику и стажировки в крупные компании, чтобы искать подходящую специальность.

Технические вузы готовят классных ИТ-специалистов. Единственный упрёк, который можно им высказать, заключается в следующем: ребята из таких вузов не очень хорошо понимают, что такое бизнес, как работать в команде и управлять проектом.

Евгений Ивашкевич
  • Недостаточно быть призёром олимпиады, который умеет быстро писать код, говорит Ивашкевич. Такие кандидаты склонны к индивидуализму, а работа в ИТ командная и часто зависит от задач бизнеса. По этой причине Центральный университет проводит обязательные занятия, где студенты решают задачи, «направленные на рост прибыли компании, которая вовсе необязательно имеет отношение к ИТ».
  • Есть также специальные курсы для тренировки «мягких» навыков. Среди них, например, курс актёрского мастерства. Он вызывал скепсис в том числе у преподавателей, но в итоге оказался «отдушиной» и стал вторым по популярности у студентов после курса по машинному обучению.
«Тинькофф» объявил о запуске Центрального университета — частного вуза на основе STEM-модели с дипломами гособразца Статьи редакции

На старте он будет специализироваться на математике и компьютерных науках.

Сессия в Санкт-Петербурге, на которой рассказали о запуске вуза. Источник фото: vc.ru

«Абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ не свалятся с неба»

  • Весной 2024 года в Центральном университете обучаются более 100 магистров. С 1 сентября этого же года он запустит программу для бакалавров и рассчитывает набрать до 500 человек, но это сложная задача, признаёт Ивашкевич.
  • Магистры — выпускники вузов, которые поняли, чего им не хватает, чтобы преуспеть на рынке труда. У них понятная мотивация. Бакалавры же — это дети, которые не всегда знают, чего хотят и что умеют. Вот университет и не ждёт, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ «свалятся с неба».
  • Чтобы заинтересовать выпускников, он организовывает кружки по программированию, проводит просветительские мероприятия, конкурсы, олимпиады и устраивает выездные лагеря.
  • Капитальные затраты на офисы и здание окупать не планируют — это социальная инвестиция группы «Тинькофф» и её акционеров. Основная задача — «сделать вуз самодостаточным в перспективе пяти-десяти лет», говорит Ивашкевич: чтобы он начал зарабатывать на своих проектах.
Центральный университет, который «Тинькофф» представил летом 2023 года, запустил гранты на обучение в бакалавриате Статьи редакции

Их размер может достигать 25%, 50%, 75% и 100% стоимости обучения.

0
189 комментариев
Написать комментарий...
Po...

А у нас есть образование?
А у нас есть бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

И инвесторы с инвестициями, и микроэлектроника, всё отечественное, скрепное до одури!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Романченко

Нет, ты что, это есть только в свободолюбивой Грузии и Украине 🤡

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Aza Dzi

только тот бизнес, который еще не отжали

Ответить
Развернуть ветку
Timur

В России только мелкий бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Д.

У вас нет наверное.. раз спрашиваете такой банальный вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Платон

"А у нас в квартире газ"

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny

У вас нет ни образования, ни бизнеса / нормальной работы? Сочувствую.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Беленький

Не-а, ходим мычим и в стране товарообмен

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

у нас это где? давайте больше конкретики.

Ответить
Развернуть ветку
Илья О.

Вы о России?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Шушкевич

О, знаю ситуацию, когда один весьма успешный заводик держал "на иждивении" (это внутри завода так говорили) целую кафедру местного вуза. С таким же успехом могли деньги в дом престарелых отдать. Старые пни, которые ещё Сталина помнят, никого ничему не могли научить, они безнадежно отстали от современности и любой инженер на заводе знал больше, чем они. Единственный плюс от такого сотрудничества - директору завода было приятно, что он в приятельских отношениях с умственной интеллигенцией.
С образованием у нас как с некоторыми дорогами - проще рядом проложить новую дорогу, чем чинить старую, у которой фундамент плохой и она выглядит как Франкенштейн. Если бизнесу нужны кадры - пускай сам из воспитывает. Система высшего образования не пригодна до этих целей

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Egor Ka

Я учился в вузе где кафедры сотрудничали с компаниями из ныне недружественных стран. Эти компании поставляли современные решения для обучения. Интересно что сейчас там.

Ответить
Развернуть ветку
Марат

все по делу. образование реально оторвано от рынка труда и нет лучшего способа это поправить, чем выращивание кадров самим бизнесом. чего тут ноют в комментах не понятно, это реально правильное направление движения, когда универы или что-то подобное открывает тинькофф, яндекс и тп. высшее образование стоит полностью переводить на коммерческие рельсы

Ответить
Развернуть ветку
Илюша

Разве ноют? Ясное дело, это хорошо, высшее образование у нас и правда оторвано от реального бизнеса. Сам учился на инженера строительных машин и прям на практике увидел, насколько то, что нам преподают, устарело. Да оно устарело еще лет 30 назад. Если бы не всякие общие предметы, по типу математики, Теормеха, Английского и прочих, моя вышка была бы полностью бесполезной.
Но тут легко перегнуть палку и завтра выйдет реестр бизнесов и закон, который обязывает эти бизнесы держать кафедры в вузах из реестра вузов.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Шушкевич

Так проблема в том, что бизнес "открывает" такое же г..., что и государство. Там те же люди будут преподавать. Без корочки нельзя. Просто источник финансирования меняется. Качество образования не меняется.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Борис

А куда деть фундаментальную науку которая по определению не может принести сиюминутной прибыли? Например теоретическую физику.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Etna

Да, я тоже абсолютно согласна, без практики не будет теорию, а эту практику может дать только бизнес!

Ответить
Развернуть ветку
Freak
Но для работы нужна конкретная профессия и владение востребованными навыками

Как же мне не хватало практики. Вечно это нудная теория, тонны информации, которые нигде никогда не пригодятся.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Baturin

потому что программу составляют старперы-совки, которые дипломы ещё при СССР получали, и главное не научить, а насидеть часы

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Влад Шушкевич

С практикой тоже есть проблема. Практические навыки разные нужны, совершенно разные. Все зависит от того, куда выпускник пойдет работать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

у вас рынок оторвался..

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Спирин
Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Любопытно, что герой статьи так расписывает важность интеграции бизнеса в образовательный процесс, но ни словом не обмолвился о грядущем выходе России из Болонской системы.

Есть вероятность, что если отказаться от единых европейских стандартов в высшем образовании, то российские дипломы потеряют всякий вес и признание за границей, а выпускникам станет намного сложнее находить работу в иностранных фирмах.

Хотя откуда в России иностранные фирмы. Простите, глупость сморозил.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Булыженко

Как мне обьясняли итальянцы, "болонская система" (на заре своей юности)) - это бесплатные публичные лекции для всех желающих и дорогущие экзамены...для всех желающих.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иван Петров

Тут все сложно. Насколько я поминаю умельцы из ГД и минобра хотят грубо говоря отменить бакалавриат и вернуть старый добрый специалитет повсеместно. При этом программы магистратуры продолжают дальше жить. То есть можно окончить специалитет + магистратура и с магистерским дипломом подаваться на тот же phd куда-то за границу. Но все это опять-таки не гарантирует того, что российские дипломы могут переставать признавать)

Ответить
Развернуть ветку
Мимо проходивший

Так на то и расчет.

Ответить
Развернуть ветку
Томский Сибирячок

Сколько живу так никто ни разу про диплом не спросил! Хорошо, что я ливнул с 4 курса, не стал заморачиваться с нервотрепкой, связанной с его написанием и защитой!

Ответить
Развернуть ветку
ппс

чтобы ботом работать действительно диплом не нужен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Sergei Timofeyev

Видимо, работаешь в шарашках разных. В более или менее уважаемой компании, если ты пришёл не за ручку с руководителем, с тебя спросят.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Артур Каримов

тоже самое абсолютно...

Ответить
Развернуть ветку
Skankhunt42

На blue card требует если что

Ответить
Развернуть ветку
Недопил

Т.е. отсталый во всех смыслах Тинькофф будет диктовать талантам, в чем им развиваться?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Романченко

Очень многим западным банкам не то, что до Тинькоффа, а до Сбера, как до луны

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Олег Гремкин

В чем отсталый?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Трифонов

Отсталый от кого?

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Nikolay Ilyakov

Никто ничего не будет никому диктовать. Есть рынок - куда пойдет призер и отличник, решать ему, ну и может его родителям. То что упор Тинькофф сделал на современные профессии и IT это просто как плюс на рынке для успешного абитуриента.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Timur

В чем отсталый то?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Po...

Бизнес должен!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Зибарева

Бизнес всегда должен, а иначе это не бизнес а кое что другое

Ответить
Развернуть ветку
Zamir Saidov

Бизнесу могут быть не нужны спецы после 4 лет обучения, слишком долго и дорого. Полгода курсы и все, спец нужного уровня готов.

Ответить
Развернуть ветку
Марат

за пол года реально можно дать тоже образование, что сейчас дается за 5 лет, и буквально ничего не потерять. высшее образование дико неэффективно

Ответить
Развернуть ветку
oleg.pimenov
Во многих университетах дают широкое образование...которые «кодят» на давно не применяемом в реальной жизни языке Pascal, говорит Ивашкевич.

Хороший абзац. Учат фиг пойми чему, никакой конкретики и необходимых навыков для работы.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny

Как мне это нравится. Для базовых навыков программирования как инженерной специальности вообще не важно на чем преподавать, хоть на Алголе. В противном мы получим американских недопрограммистов, которые впадают в ступор при переходе на новую версию, потому что на лабах они проходили php4. Pascal - идеальный язык для обучения. Но лучше вообще псевдокод, потому что тогда ты осваиваешь базовые навыки без привязки к инструменту и потом можешь писать production ready код на всем, что горит.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Vlad

Профессор тинькофффских наук🤣

Ответить
Развернуть ветку
Недопил

Задача образования - выращивать таких специалистов, который запустят что-то получше Тинькофф, а не учить их отсасывать у начальников

Ответить
Развернуть ветку
Олег Гремкин

Почему обязательно создавать что то, а не улучшать старое?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Иван Петров

А ты сосал?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Виталий Кузнецов
«Рынок образовательных услуг оторвался от рынка труда»

Это точно

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А они когда-то были близки? Когда я учился, то разрыв того, что давали и то, что нужно был около 20-30 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Timur

У вас рынок оторвался

Ответить
Развернуть ветку
vinniy pogreb

Мужик дело говорит, факты

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Бизнес зарабатывает на образовании

Ответить
Развернуть ветку
Недопил

Проблема в том, студенты привыкают к студенческой среде, а когда устраиваются на работу в какой-нибудь Сбер, то оказывается, что знания, умени и таланты никому не нужны, а единственный востребованный навык - это лизать жопу начальникук. Это сильный дизбаланс с тем, чему у час и с правдой жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Романченко

Всё правильно сказал.

Ответить
Развернуть ветку
Blisk

«Бизнес должен быть…» Компартия распорядилась?

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Все для бизнеса, нахуй странные науки, которые нельзя монетизировать. О да, маски сняты.

Ответить
Развернуть ветку
186 комментариев
Раскрывать всегда