«Бизнес должен становиться заказчиком образования, потому что рынок образовательных услуг оторвался от рынка труда»

Главное из беседы «Ведомостей» с Евгением Ивашкевичем — ректором Центрального университета, запущенного «Тинькофф» в 2023 году.

Евгений Ивашкевич. Источник фото: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.tinkoff.ru%2Fabout%2Fnews%2F05092023-centralnyj-universitet-prinyal-pervyh-studentov%2F&postId=1179249" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Тинькофф</a>»
Евгений Ивашкевич. Источник фото: «Тинькофф»

«Бизнес тоже может быть ответственным заказчиком образования»

  • Заказчиком высшего образования в России остаётся государство. Но если в СССР оно определяло количество специалистов для подготовки, а также гарантировало работу по специальности, то теперь «только финансирует бюджетные места».
  • У «Тинькофф» есть кафедры в нескольких вузах, но этого мало. На них учится всего по 30-40 человек. И такими кафедрами трудно управлять, потому что многое зависит от университета. «Необходимо преодолевать бюрократическую машину, чтобы как-то повлиять на процесс обучения», — говорит Ивашкевич.
  • Поэтому «Тинькофф» и решил создать собственный вуз и привлечь к его развитию другие крупные компании. Раз бизнес нанимает основную часть выпускников, значит, он должен становиться ответственным заказчиком образования.

«Рынок образовательных услуг оторвался от рынка труда»

  • Согласно отчёту ВШЭ, в 2022 году российские вузы выпустили 166 тысяч экономистов, 89 тысяч юристов и лишь 36 тысяч программистов. Но, по мнению Ивашкевича, юристы и экономисты в таком количестве рынку не нужны. «Рынок образовательных услуг оторвался от рынка труда», — считает он.
  • Во многих университетах дают широкое образование, что хорошо, потому что это возможность адаптироваться к изменениям в окружающем мире и придумывать что-то новое. Но для работы нужна конкретная профессия и владение востребованными навыками. А некоторые вузы выпускают программистов, которые «кодят» на давно не применяемом в реальной жизни языке Pascal, говорит Ивашкевич.
  • Обучение в Центральном университете строится по системе «2+2». На первых двух курсах студенты учат базу — матанализ, линейную алгебру, статистику, основы программирования, бизнеса, экономики, маркетинга. Затем идут на практику и стажировки в крупные компании, чтобы искать подходящую специальность.

Технические вузы готовят классных ИТ-специалистов. Единственный упрёк, который можно им высказать, заключается в следующем: ребята из таких вузов не очень хорошо понимают, что такое бизнес, как работать в команде и управлять проектом.

Евгений Ивашкевич
  • Недостаточно быть призёром олимпиады, который умеет быстро писать код, говорит Ивашкевич. Такие кандидаты склонны к индивидуализму, а работа в ИТ командная и часто зависит от задач бизнеса. По этой причине Центральный университет проводит обязательные занятия, где студенты решают задачи, «направленные на рост прибыли компании, которая вовсе необязательно имеет отношение к ИТ».
  • Есть также специальные курсы для тренировки «мягких» навыков. Среди них, например, курс актёрского мастерства. Он вызывал скепсис в том числе у преподавателей, но в итоге оказался «отдушиной» и стал вторым по популярности у студентов после курса по машинному обучению.

«Абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ не свалятся с неба»

  • Весной 2024 года в Центральном университете обучаются более 100 магистров. С 1 сентября этого же года он запустит программу для бакалавров и рассчитывает набрать до 500 человек, но это сложная задача, признаёт Ивашкевич.
  • Магистры — выпускники вузов, которые поняли, чего им не хватает, чтобы преуспеть на рынке труда. У них понятная мотивация. Бакалавры же — это дети, которые не всегда знают, чего хотят и что умеют. Вот университет и не ждёт, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ «свалятся с неба».
  • Чтобы заинтересовать выпускников, он организовывает кружки по программированию, проводит просветительские мероприятия, конкурсы, олимпиады и устраивает выездные лагеря.
  • Капитальные затраты на офисы и здание окупать не планируют — это социальная инвестиция группы «Тинькофф» и её акционеров. Основная задача — «сделать вуз самодостаточным в перспективе пяти-десяти лет», говорит Ивашкевич: чтобы он начал зарабатывать на своих проектах.
1818
159 комментариев

А у нас есть образование?
А у нас есть бизнес?

23
Ответить

И инвесторы с инвестициями, и микроэлектроника, всё отечественное, скрепное до одури!

15
Ответить
Комментарий удалён модератором

Нет, ты что, это есть только в свободолюбивой Грузии и Украине 🤡

5
Ответить

только тот бизнес, который еще не отжали

2
Ответить

В России только мелкий бизнес

1
Ответить

У вас нет наверное.. раз спрашиваете такой банальный вопрос.

1
Ответить