В чём феномен популярности MasterClass — сервиса с уроками от Ханса Циммера, Серены Уильямс и других звёзд Статьи редакции
Компания продаёт уроки по $90, но скептики сомневаются, что пользователи могут чему-то научиться
Стартап MasterClass находит звёзд первой величины в разных дисциплинах — Мартина Скорсезе в режиссуре, Дэна Брауна в написании триллеров, Серену Уильямс в теннисе — и записывает с ними серии видеоуроков о секретах их мастерства.
Вместе с роликами пользователь получает домашние задания и возможность кросс-проверки другими учениками. В MasterClass не выдают официальный сертификат об окончании обучения. Студентам отправляют электронное письмо, подтверждающее, что они прошли курс.
Для знаменитостей MasterClass — это способ поделиться накопленными знаниями и увековечить свой опыт и мудрость. Для пользователей — доступ к эксклюзивному контенту, мотивация и возможность лучше узнать своего любимого музыканта или писателя.
Скептики критикуют сервис за то, что невозможно научиться играть в теннис, посмотрев пару роликов Серены Уильямс, но всё же проект остаётся популярным.
Кто основал проект
Стартап MasterClass в 2014 году запустили выпускник Бостонского университета, предприниматель и изобретатель Аарон Расмуссен и выпускник Вашингтонского университета и Стэнфордской высшей школы бизнеса Дэвид Роже.
Предпринимателей познакомил общий друг, посчитав, что они смогут стать хорошей командой для открытия собственного бизнеса.
«Мы сразу же нашли общий язык и захотели над чем-то вместе поработать», — рассказал Расмуссен.
Идея проекта возникла после ужина с друзьями, на котором присутствовал американский учёный в области теории вычислительных систем Алан Кей.
Расмуссена впечатлила беседа с учёным, и он задумался о том, что интересные рассказы Кея услышали всего лишь десять участников ужина. Тогда предприниматель стал размышлять, как передавать другим знания экспертов, сохраняя формат интимной беседы.
В то же время Роже обдумывал создание платформы, которая выйдет за рамки традиционного обучения и сфокусируется на передаче знаний от учителя к ученику.
Девизом проекта Роже и Расмуссена стал тезис «каждый должен иметь доступ к гению».
Как начинали бизнес и искали лекторов
В 2014 году партнёры запустили проект Yanka Industries, который в 2015 году переименовали в MasterClass, и начали искать знаменитостей, которые согласятся записать на видео свои лекции. Они рассылали письма на электронную почту агентов и секретарей звёзд, делали холодные звонки. На поиск лекторов ушёл год.
Первым привлечённым лектором стал американский актёр Дастин Хоффман — с ним, по данным The New York Times, Роже познакомился через дочь актёра, Ребекку Хоффман, которая училась вместе с Роже.
Рассказывая о решении поучаствовать в стартапе, Хоффман пояснил, что причина была не в обещанных деньгах, а в сохранении творческого наследия. В 1970-е годы знаменитый актёр Лоуренс Оливье рассказывал ему истории из своей карьеры, но они нигде не были записаны и потому не сохранились. Хоффман посчитал, что MasterClass позволит не только поделиться знаниями, но и увековечить их.
Затем к проекту присоединился американский писатель в жанре триллера и детектива Джеймс Паттерсон, автор серии романов об инспекторе Алексе Кроссе. У Роже не было контактов Паттерсона, поэтому он пытался выйти на него через телефоны и адреса почты представителей писателя.
Сайт MasterClass запустили в мае 2015 года. Тогда пользователю предлагалось три цикла мастер-классов от Хоффмана, Паттерсона и теннисистки Серены Уильямс. Спустя несколько месяцев на сайте зарегистрировались 30 тысяч пользователей.
Сейчас пользователям доступно более 80 курсов от знаменитостей, включая кинорежиссёра Мартина Скорсезе, актёра Сэмюэля Л. Джексона и генерального директора Disney Боба Айгера.
Роже признаётся, что хотел бы пригласить в MasterClass Джоан Роулинг, Илона Маска и Барака и Мишель Обаму. Но не говорит, вёл ли с ними переговоры.
В апреле 2020 года в связи с пандемией компания запустила бесплатные стримы. Пользователи уже увидели в прямом эфире бывшего сотрудника ФБР Криса Восса, который в прошлом вёл переговоры с похитителями, писателя Дэна Брауна — он рассказывал о написании триллеров — и дизайнера одежды, а также сторонника городского садоводства Рона Финли. Он учил зрителей выращивать овощи, фрукты и зелень в домашних условиях.
Как работает и зарабатывает сервис
MasterClass предоставляет бесплатную пробную версию на семь дней, а далее клиент может выбрать пожизненную подписку на определённый курс за $90 или годовую подписку на все лекции, размещённые на сайте, за $180.
Каждый курс включает в себя около 25 видеоуроков, которые длятся от пяти до десяти минут. Также студенту предоставляют рабочую тетрадь в формате PDF со списком уроков и домашними заданиями.
По словам Роже, команда MasterClass периодически выясняет, у кого и чему именно люди хотят учиться, после чего обращается с предложением к знаменитостям и разрабатывает совместно с ними курс лекций. В среднем разработка курса занимает от четырёх до шести месяцев, а съёмочная часть обычно составляет два-четыре дня.
По данным журнала The Hollywood Reporter, знаменитости, сотрудничающие с MasterClass, получают в качестве аванса $100 тысяч, а затем 30% от дохода с проданных курсов. Права на видеозаписи принадлежат MasterClass.
О доходах сервиса Роже не рассказывает. С самого начала компания развивается за счёт инвестиций: первый раунд на $4,5 млн стартап привлёк в 2015 году, в 2016 году проект привлёк ещё $15 млн, а в 2017 году — $35 млн. За всё время MasterClass привлёк $136 млн от 23 инвесторов, включая фонды Javelin Venture Partners, New Enterprise Associates, Institutional Venture Partners и хип-хоп исполнителя Usher.
По данным аналитической компании ComScore, общее количество посетителей сайта MasterClass в июле 2018 года составило 281 тысячу (для сравнения, у Coursera за тот же период было 1,4 млн).
Но представители MasterClass сообщили, что по данным их внутренней системы, в июле сайт посетило 2 млн человек. Сам Роже заявил, что компания не рассматривает веб-трафик как показатель успеха, поскольку предлагает платный продукт.
Может ли MasterClass чему-то научить
В интервью TechCrunch Дэвид Роже рассказал, что целевая аудитория проекта делится на три категории:
- Профессионалы в какой-либо области, которые хотят улучшить свои навыки.
- Любители, для которых тема лекции (например, актёрское мастерство или кулинария) — это хобби.
- Люди, которые просто интересуются чем-то новым. Эта часть аудитории появилась с тех пор, как MasterClass запустили годовую подписку на все мастер-классы (ранее пользователи могли приобрести только пожизненный доступ к конкретному курсу за $90).
При этом, по мнению автора издания Vox Дэвида Рудина, применительно к MasterClass можно использовать глагол «обсуждать», а не «учить», потому что большинство знаменитостей делится своим субъективным опытом, а не посвящает учеников в тонкости профессии.
Преподаватель актёрского мастерства Шарон Чаттен, работавшая с Кэмерон Диаз и Беном Стиллером, придерживается такой же точки зрения: «Это похоже на то, как кто-то изучает игру на скрипке, но при этом не берёт инструмент в руки и просто смотрит видео, как играть на скрипке. Глупо указывать в резюме, что ты изучал актёрское мастерство, потому что прошёл курс на MasterClass. Вы расширяете кругозор, но не берёте уроки».
А один из пользователей MasterClass, описывая свой опыт прохождения курсов фотографа Энни Лейбовиц, рассказал, что в её лекциях много философских рассуждений и значительно меньше советов о том, как фотограф может воплотить все эти идеи. «Курс “Энни Лейбовиц учит фотографии“ — это своего рода дискуссия “как думает и чувствует Энни Лейбовиц”», — пишет пользователь.
Сам Дэвид Роже считает, что MasterClass не ставит своей целью обучать азам профессии: «Если вы хотите узнать, как использовать цифровой зеркальный фотоаппарат, это место не для вас. Это не то, чему вы должны научиться у Энни Лейбовиц. Для этого есть YouTube».
Пользователи, прослушавшие лекции MasterClass, тоже отмечают, что MasterClass — площадка для вдохновения, а не обучения.
Писательница и активистка, пропагандирующая здоровое питание, Шерри Стронг, готовилась выступить с лекцией о зависимости от сахара. Чтобы разрядить обстановку на публичном мероприятии и привнести в своё выступление немного юмора и непринуждённости, Стронг записалась на курсы комика и актёра Стива Мартина и сценариста и драматурга Аарона Соркина. Лекции Мартина ей очень понравились, однако курсы Соркина показались сложными: для их понимания не хватало базовых знаний.
Начинающий актёр и режиссёр Кларк Коффи купил курс на MasterClass для того, чтобы учиться у своего кумира Вернера Херцога — немецкого кинорежиссёра, сценариста и актёра. В MasterClass, по его словам, действительно мало информации о технических аспектах постановки фильмов.
«Но эти видеоролики могут научить чему-то более важному: философии кинопроизводства, ремесла и искусства. Видео Вернера Херцога вдохновляет и мотивирует. Я узнал не о том, как сделать фильм, а о том, почему должен его делать», — рассказал Коффи изданию The Verge.
Неплохая альтернатива развлекательным роликам на Ютубе. Да, приходится платить за присутствие звезд и "продакшн", но это все-таки выбор каждого.
Отмечу, что курс с Massimo Bottura стоил всех потраченных денег, все, у кого есть подписка - рекомендую.
Соглашусь, из всех просмотренных, курс Массимо Боттура однозначно впечатлил. Еще там есть очень крутой, который ведёт RuPaul.
Есть ещё и полезные ролики на ютубе, книги, курсы, и много чего ещё полезного, как альтернатива РаЗвЛеКательным роликам на ютубе. Вы платите за "продакшн и звезд"
Не уверен, что вам больше важна полезность этого всего
Охренительные курсы. Отдавал 14 тыс за годовую подписку. И она того стоит на 100% Да, нужно уже работать по профессии чтобы они имели ценность, и да, не все мастер классы одинаково удачные. К примеру, «слишком сложные лекции соркина» очень сильные и полезные в работе. Или к примеру, лично я, не перевариваю фильмы Джада Апаттоу, но мастер класс просто отличный. Видишь общий рабочий процесс и сразу становится понятно что можно скопировать. В принципе, у каждого специалиста есть какие-то подходы, которые можно подсмотреть, перенять.
В общем, очень однобокая статья и комментарии под ней. Это как на ресурсе для хирургов выложить отличные курсы по дизайну уровней, от лучших мировых студий, и смотреть как не понимающие вопроса люди, поливают их говном;))
Нет на мастер классе почти ничего для айтишников, вот так бывает))
Комментарий удален модератором
Забаньте троль бота пожалуйста.
Если хочешь обвинить меня во лжи, гоу в суд. Где я с радостью предъявлю доступы в систему, чеки с соответствующими датами покупок, и подробно расскажу про все курсы которые прошел сам
очень сомнительное приобретение. в течении последних 3-4 месяцев не запускается ни один ролик в ютубе без рекламы этого мастеркласса. посмотрел и забыл. просмотрел 4 мастеркласса, полезной информации практически нет, одна вода. единственное неплохо - постигая искусство переговоров, да и то, тезисы из книги этого же чувака.
Комментарий недоступен
ну ругающийся рамзи уже давно баян, да и ради него я бы не покупал курс. у него видео рецептов в сети как грязи.
Делишс, файнали сам гуд комершал
По-моему ответ кроется в самом названии.
"Феномен" в участии звёзд.
В рекламе, которой они засирают буквально все, куда могут дотянуться, очевидно же.
Я видел только рекламу на ютубчике, и могу сказать, что посмотрел бы определенных товарищей. Просто для практики языка и потому, что рассказывают интересно. Но 180 баксов платить ради этого не готов, во всяком случае, разом. Помесячно бы еще потянул. Ну и жду, когда спиратят.
Смотрела мастер-класс от Рамзи - очень долго зацикливается на одной теме, причем поверхностно. Мало конкретики. Например, в выпуске про разделку овощей камера минут пять показывала тарелку с овощами, пока Гордон говорил, как их выбрать. Показал как резать он лишь один. В видео про важные приправы, половину занимал его рассказ про то, как круто дома выращивать базилик и другую зелень.
Проходил курсы там.