Зачем нужно высшее образование? Взляд преподавателя, который ещё 10 лет назад был студентом

Зачем нужно высшее образование? Взляд преподавателя, который ещё 10 лет назад был студентом

Несколько лет читая лекции в ведущих вузах России, я вижу, что у студентов часто встаёт вопрос: «А зачем мне это, если я могу ...» — и далее различные варианты будущего. Конкретные ответы есть! Недавно я сформулировал себе миссию — «Make высшее образование Great Again». И в качестве первого шага давайте разберём, зачем вообще учиться в вузе?

1. Знания: впитывайте всё

Если кажется, что сегодня в вузах даются абстрактные знания, которые в будущем нельзя монетизировать, то не спешите с выводами. Теорию никто не отменял.

Что нужно, чтобы не стать ремесленником, которого запросто заменят нейросети, а быть творцом своей жизни? Важно владеть системным пониманием того, как устроена не только ваша сфера, но и сама жизнь.

Если вдуматься в смысл слов «образование», «высшее образование», «высшая школа», то станет понятно, что «жизни» реально можно обучиться. Хотя бы на уровне интеграции в социум. То есть начать говорить на одном языке с теми, кто решил заглянуть хотя бы немного глубже в те процессы, которые нас окружают.

Не стоит себя обманывать в том, насколько далеко вы продвинулись на самообразовании. Да, сегодня все знания открыты. Можно посмотреть Ютуб, платные и бесплатные курсы. Но многие ли так поступают? И делают ли это системно?

Даже если вы читаете много книг, то у вас нет навигатора — конкретной системы, по которой вы занимаетесь познанием, нет закрепления через коллоквиумы и экзамены. Нет конкретной методики. Учиться самому — это хорошо! Но зачастую есть риск хаотично набрать инофрмации.

И даже если преподаватель в университете заболел, можно и нужно действовать самому. Потому то материалы, методички разработаны профессионалами. Людьми, которые понимают как именно постигать огромный пласт информации.

2. Кругозор и насмотренность

Я закончил журфак МГУ с красным дипломом, до этого 2 года проучившись при университете в Школе юного журналиста. И потом — три года в асипрантуре. Параллельно как вольный слушатель посещал Литинститут. И у меня в свое время не возникало вопроса: а зачем мне всё это нужно?

Благодаря чему сегодня у меня есть то, чего я бы никогда сам даже не нашёл — глубинные знания, причём из самых разных областей. Знание испанского, французского и делового английского языков, навыки литературного редактирования и типографского дела, понимание принципов международного гуманитарного права... Я читал и сдавал всю литературу — зарубежную и русскую — от древних времён до современности. Я изучал историю обыкновенную, историю журналистики, историю философии (русской и зарубежной). После, в аспирантуре, эти курсы повторял.

И всё это я познал просто потому что не задавался вопросом, критически отрицательно влияющим на современное сознание: «Зачем мне всё это нужно в XXI веке и как оно поможет мне зарабатывать деньги?»

Сегодня я умело и счастливо пользуюсь этими знаниями. Если смотреть на креативные профессии, которыми занимаюсь — маркетинг, реклама, журналистика, — то в них уверенно могу прибегнуть к отсылкам интеллектуального или философского характера. Например, могу сказать, как развивалась человеческая мысль, пока не пришла к той точке, в которой находится сейчас.

Человек без высшего образования такого никогда не сделает. Например, рядовой журналист просто напишет новость, изложив факты. Но если у человека культурный бекграунд, то такой специалист обязательно даст дополнительную мысль или приведёт необычный факт, проведёт параллели из истории. Конечно же такой разносторонний человек будет более востребованным и однажды станет издателем или главным редактором.

Да и, безусловно, просто приятно блеснуть своими знаниями в разговоре! Банально, но факт!

Если бы я не изучал всё это в университете, то скорее всего никогда и не узнал бы о существовании такого великого множества информации.

3. Нетворкинг

Сегодня ваши одногруппники — студенты, но уже завтра они станут профессионалами, специалистами, а послезавтра — руководителями, владельцами бизнеса или государственными чиновниками.

Сегодня благодаря соцсетям стало возможным поддерживать контакты со всеми, и это классно! Ещё 15 лет назад нужные контакты хранились в записных книжках, а сегодня — люди «копятся» в соцсетях.

Мои одногруппники, например, очень быстро стали публиковаться на главных страницах Форбса, на первых полосах в Коммерсанте, т. е. их материалы были очень востребованы. Многие из них летали в пуле ТОП-10 политиков России. И если они помнят тебя, как ответственного человека, на которого можно положиться, конечно, у вас вырастут совместные проекты.

В наши дни бешеные деньги тратятся на нетворкинг. Бизнесмены, хорошие специалисты ищут выгодные знакомства, налаживают полезные связи. А для студента нетворкинг проходит бесплатно!

Забудьте о своих детских реакциях, ложных амбициях, зависти. Дружите и выстраивайте отношения со всеми и никому не завидуйте.

Если у кого-то что-то получилось, то это всего лишь свидетельство того, что и у вас всё может получиться.

У меня есть студентка — блогер-миллионник, другой студент — мой полноценный бизнес-партнёр. Я замечаю, как за их спинами шепчутся, завидуют, но сами завистники пока ничего не достигли в жизни, и скорее, уже не достигнут. Потому что такое поведение крайне недальновидно.

Говоря о нетворкинге, конечно, вспомним и о преподавателях.

Сегодня огромную роль в получении высшего образования играют преподаватели-практики. Меня, например, в своё время и пригласили преподавать, для того, чтобы я как практик передавал студентам свои знания и умения.

Это хорошая возможность:

а) впитать максимум необходимой информацию из первых уст

б) быть в числе первых и получить работу у того же преподавателя прямо сейчас

Главное не лениться. Не жить в позиции «Мне все должны». Случалось, что некоторые ребята не соглашались на зарплату ниже 100 000 и даже 200 000. Но на самом деле за такие деньги найти крутого профессионала с опытом не составит труда. Студент же теряет возможность начать карьеру. Хотя благодаря практике или стажировке получил бы бесценный опыт, который уже далее мог бы монетизировать легко.

4. Здесь учат учиться

В вузе ты системно учишься постигать предмет. И развиваешь свою собственную нейросеть — мозг.

После того, как студент пошагово освоил постижение любого предмета, то уже будучи натренированным, запросто освоит различные направления: хоть менеджмент, хоть таргетинг, хоть создание креативных проектов. Теперь для него всё посильно с точки зрения постижения.

Студентам, которые сегодня используют нейросети, чтобы написать доклад или выполнить домашнее задание, я говорю, что категорически против такого подхода.

Да, я использую нейросети в бизнесе, но в обучении этого делать не стоит. Потому что твоя собственная нейросеть — мозг — не развивается.

Уже сейчас мне видно как ребята беспомощны без нейросетей, без Chat GPT. И это катастрофическая ситуация, в первую очередь для них. Я не из тех, кто кричит о том «как всё плохо». У меня много студентов, которых всегда готов взять на работу, но скорее всего это не будут ученики, пользующиеся Chat GPT. Потому что такие ребята не учатся самому главному — самостоятельно обучаться. У них не растут те нейронные связи, которые несут «ответственность» за их самообучаемость.

Писал отдельную статью на эту тему, обязательно почитайте:

5. Стажировки, конкурсы, мероприятия.

Часто я завидую студентам, потому что для них есть билеты в огромное количество комьюнити и проектов. Уже одни эти проекты способны дать им путёвку в жизнь (либо смотри п. 3 — нетворкинг, где я подробно написал зачем устанавливать социальные связи и растить социальный капитал).

Может создаться впечатление, что я с пессимизмом смотрю на вещи, но это не так. Да, я эмоционально подхожу к вопросу образования, потому что нахожусь внутри этой сферы и мне не всё равно, что ждёт нас в будущем, но всё же огромные положительные тренды я тоже вижу. Большое количество студентов хочет проявляться, реализовывать свои проекты, просто находить единомышленников. И с этого года я помогаю строить нетворкинг-клуб «Люди будущего», в рамках которого мы проводим мероприятия для всех желающих расширять свой круг знакомств. Будем рады инициативе!

6. Строчка в резюме

В креативной индустрии, которой я занимаюсь — рекламе и маркетинге, не всегда важен сам факт наличия высшего образования. Оно не делит людей на «до» и «после». Это не нейрохирургия. Мы допускаем, что человек талантлив от природы или ещё просто-напросто молод. Наша команда готова всему обучить и направить. Но при этом, если в резюме я увижу строчку: окончил музыкальную школу по классу баяна, то для меня это прежде всего показатель усидчивости и системности человека. Это большой плюс! Пусть и неочевидный.

Не исключим ещё и такой факт. Если на работу вас принимает человек с высшим образованием, то наверняка предпочтение он отдаст соискателю, имеющему также высшее образование. Потому что считает этот факт обязательным. Т.е. по его мнению высшее образование должно быть у каждого.

И особенно — если вы с одного факультета! Я не отдаю никому предпочтения, но поверьте, если я вижу выпускника факультета журналистики МГУ, то мне:

1) точно есть о чём с ним поговорить дополнительно. У нас наверняка завяжется интересный диалог.

2) сразу станет ясно, что если у него красный диплом, то этот человек наверняка прочитал те самые легендарные списки литературы, овеянные мифами и сказаниями, передающимися из поколения в поколение

3) будет понятно, что он учился у конкретных преподавателей, которых я знаю. И я понимаю, что таких преподавателей не обманешь. Что они вложили в этого студента правильные смыслы.

4) будет интересен этот человек как личность. У меня недавно учился в магистратуре выпускник бакалавриата журфака МГУ. Помимо основного предмета, мы говорили обо всё на свете, о русском языке, о Пелевине, о путешествиях. Сейчас у него вышла статья об афрофутуризме, и я очень за него рад. Я разу понимаю, что передо мной многогранная Личность. Это самое формирование личности часто и происходит в высшем учебном заведении. Либо высшее образование помогает раскрыть этот потенциал.

Если линейно смотреть на ситуацию, типа «А что мне дадут и что я получу?», то это глупый подход к высшему образованию. Это среда! Бери от неё всё! Варись в ней. Смешно, но первый айпад в России я увидел на журфаке МГУ. И это показатель.

Т.е. вузы — это всегда:

  • прогрессивные места;
  • молодёжные комьюнити;
  • тенденции;
  • идеи;
  • молодость;
  • энергия.

Хватит быть винтиком в системе общества потребления, пора с гордостью посмотреть на самого себя!

***

Благодарю за помощь в подготовке статьи Оксану Коваль

66
11 комментариев

Я в общем за высшее образование. Но причины совсем другие. В данном случае из статьи очевидно, что автор потратил 10 лет на малополезную ерунду. И статью написал, чтобы самому себя убедить, что не зря учился...

2

Высшее нахрен не нужно в 90% случаев. Тупая трата времени или откос от армии.

1

возможность продлить детство

1

Даже добавить нечего.
Я получила высшее. Хоть и не работаю по специальности, но это действительно образовывает, расширяет кругозор.
Люди с вышкой другие, будто глубже по смыслу, и юмор изысканный, и речь чистая, структурная. Да и вообще)

1

Вышка у вас скорей всего была гуманитарная, потому что даже несмотря на ее наличие вы приписываете огромной разношерстной массе людей особые свойства вроде изысканного юмора. Вспомните еще разок свой ВУЗ, да даже группу. Больше половины — обычные бараны пусть и с корочкой.

Я закончил журфак МГУ с красным дипломом, до этого 2 года проучившись при университете в Школе юного журналиста. И потом — три года в асипрантуре.

Получается 10 лет жизни коту под хвост. Журналистика — это как раз отличный пример того, что есть масса профессий, которые не требуют высшего образования.

Получается он получил возможности, которые ни когда не получит журналист без образования (самозванец считай) - Я про "Несколько лет читая лекции в ведущих вузах России" И это кстати не бесплатно, это кстати за такие деньги, которые самозванец журналист если и заработает то не за пару часов, а за пару лет