Студенты и нейросети: разрешить нельзя бороться

Студенты и нейросети: разрешить нельзя бороться

Будучи предпринимателем и маркетологом, я регулярно делюсь практически применимыми знаниями, и уже более 5 лет преподаю в вузах в качестве приглашенного спикера. Но в этом учебному году пошёл в «полноценный» штат — старшим преподавателем в Финансовый университет. И тут столкнулся с новыми вызовами. В частности, с тем, что студенты склонны использовать нейросети при выполнении заданий. Как на это реагировать? Отвечаю как преподаватель и работодатель.

Как специалист я использую нейросети в своей работе, и очень успешно. Никакие нейросети ни у кого работу не отберут, и глобально это благо. Но когда за студентов рефераты пишет ChatGPT — я отношусь к этому крайне отрицательно. И дело не в этике.

Почему же так?

Внимательно ознакомьтесь с материалом, если вы студент или наставник — тут есть много нюансов, которые нужно учесть уже сейчас.

Я не буду читать мораль про списывание и плагиаты. Тут и так всё понятно. У использования нейросетей есть более реальные и пагубные последствия.

1. Сейчас я практически не беру на стажировку молодых специалистов, даже если они приходят и сами меня просят об этом. И это при всём моём желании!

Сейчас я говорю: иди-ка поработай годик на завод (зачёркнуто) в агентство, где надо батрачить 24/7, и потом приходи ко мне, потому что я никого не заставляю работать. Вы или цените это и работаете добровольно и максимально ответственно, либо не работаете здесь вообще. Кнут и BDSM — это не про меня. Может, это моё слабое место, но вот так вот обстоят дела пока что.

Зашёл откуда-то издалека. Причём тут нейросети?

Притом, что сегодняшние молодые специалисты приходят с одним и тем же паттерном поведения, который практически все получают в школе. Он называется — «******* (обмануть) учителя».

Фраза «Я всё сделал!» — самая страшная фраза, которую можно услышать от молодого специалиста. Потому что он вкладывает в неё что-то типа «Я написал домашку, просто поставьте 4 и отпустите домой». Хотя бы продолжите эту фразу таким тезисом: «Давайте поскорее проверим результат от моей деятельности!» — уже будет прекрасно.

И вот использование нейросетей в учёбе как раз продлевает действие этого паттерна. Раньше если ты списал — это было сразу видно. Более того, при списывании что-то оставалось в голове. По себе помню!))

Теперь же у человека складывается иллюзия, что его не поймают (хотя антиплагиат уже научился всё это вычислять), и он не считает нужным даже рерайтнуть материал. И поэтому создаётся ложное впечатление, что ты можешь ничего не делать и получать оценку/зарплату. Такое мышление приводит к печальным результатам.

Нужно не формальное выполнение задания — нужен результат!

2. Учёба — это ЗУНы

Я понимаю, что сегодняшний инфобизнес очень сильно повлиял на отношение массовой аудитории к высшему образованию. Да и сами вузы не всегда поспевают за временем. Но тем не менее, высшее образование даже в современном мире — это НЕ «четыре года отсидки за никому не нужную корочку».

В любой методичке есть такое понятие — ЗУН: знания, умения, навыки. Это конкретные вещи, которые должен вынести человек из каждого курса.

Так вот даже написание реферата — это навык. Навык поиска информации, её логической переработки и вёрстки.

Я учился на журфаке МГУ, и нас часто упрекали в том, что мы не умеем искать информацию. Это выражалось в том, что мы не ездили в разные библиотеки, а пользовались двумя-тремя :-) Хотя это было каких-то 10 лет назад. Могу представить, что сказали бы про сегодняшних ребят.

Разумеется, владение нейросетями — это тоже навык. И я был очень рад, когда ребята представили доклад, полностью сделанный через нейросети (анонсировав это), но для этого достаточно одного раза.

Прошу учесть, что я не из тех, кто говорит, что раньше было лучше! Наоборот, я считаю, что сегодня время удивительных возможностей, но есть узкие горлышки, которые могут аукнуться с точки зрения рынка труда. Поэтому нужно сейчас их озвучить.

Почему Гугл стал так быстро противопоставлять что-то чату GPT? Да потому что поисковиками уже никто не пользуется! Зачем выбирать из каких-то 10 ссылок, если можно сразу получить ответ на свой вопрос? Да и плевать, что нет выбора никакого, это же искусственный ИНТЕЛЛЕКТ сгенерировал.

Иллюзия выбора в Гугле уже заменена на отсутствие выбора через бота. Скоро в ответ на запрос «Напиши мне программу питания на неделю» будут также всплывать ссылки, где лучше всего приобретать всё то, что советует ИИ. И всё — тотальная монополия.

Молодые ребята сейчас активно читают «1984», но только вот даже не представляют, что уже живут в антиутопии — только в другой и очень красиво им поданной. В которую они с радостью сами отправились.

3. Всегда сравнивайте умственную деятельность с физической: в спортзале можно просто обколоться стероидами, а можно заниматься с собственным весом и улучшать здоровье.

У студентов есть прекрасная возможность накачать самую важную мышцу — мозг! Я очень им завидую, потому что для этого есть всё — время, ресурс, среда.

Оценки и даже эрудиция — это не показатель образованности. Образованный человек — это не тот, кто всё знает. Это тот, кто знает систему, как получить знания обо всём. И обладает должной гибкостью («раскачанностью») мышления, чтобы быстро эти знания получить и применить.

Поэтому решайте сами — и если продолжать метафору со спортзалом, то: вам нужен эффект «здесь и сейчас», просто красивая фотка в Нельзяграм ради лайков, но ценой здоровья? Или же вам нужно здоровье и крепкое тело на всю жизнь? Это требует разных усилий и разного пути.

4. «Нейросети — это же экономия времени!» — самое лицемерное выражение, которое я слышал.

Студенты пытались убедить меня, кто написание реферата через ChatCPT — это экономия времени.

Я вам скажу так: в бизнесе вы действительно стремитесь к оптимизации. Это нормально. Недавно я забыл заложить денег на копирайтера, и текст на лендинг про недвижимость в Дубае написала нам нейросеть. Это прекрасно. Потому что я не хочу, чтобы люди занимались копипастом. Пусть человек тратит свою энергию на создание классных креативов — на днях как раз размышлял о том, нужен ли нам технический прогресс.

Но когда студент «экономит время» на написании рефератов — у меня вопрос: на что ты это время собираешься потратить? Если уж ты не развиваешься в этой области и делегируешь домашку нейросети, то наверняка в освободившийся вечерок ты пишешь трогательную поэму или изобретаешь лекарство от рака. Это достойно восхищения, сниму шляпу, если так!

5. Вместо вывода

Умение делать выводы — тоже хороший навык!) Поэтому ничего дополнительно писать не буду. Текст вышел немного эмоциональным, но он таков от неравнодушия. И обращён он не только к студентам, но и к преподавателям и всем, кто способен влиять на систему образования. Давайте интересные нестандартные задания, чтобы их хотелось сделать самостоятельно!

И будущее, и настоящее — в наших руках. О как пафосно!)

88
9 комментариев

И в конце сноска:
С уважением,
Chat GPT😁

2

Было бы очень постиронично)

2

Вообще это факт про нейронки. Лично я использую их вместо гугла, но чаще всего заинтересовываюсь в теме и иду добывать большую информацию. Потом всё это перерабатываю и уже пишу материал. По сути, он помогает развиваться, задаёт направление, поднимает важные и интересные темы) Но далеко не у всех так, к сожалению.

2

Ну это как Википедия — это лишь сайт-подсказка, а не достоверный источник, её запрещено цитировать в научных работах

1

В целом нужно изучать нейросети как феномен. Учиться ими пользоваться. Работать с ними (на них?). А писать реферат или диплом с их помощью — это, конечно, уже обман

1