Как Служба экономической безопасности защищает компанию от внешних угроз

Для начала разберемся, что за зверь такой СЭБ (служба экономической безопасности) предприятия и какая роль ей отводится.

В широком смысле:

Экономическая безопасность является синонимом корпоративной безопасности, охватывая все аспекты, влияющие на устойчивость и развитие бизнеса: начиная от коммерческих рисков, работы с контрагентами и сотрудников до защиты информации и контроля за активами компании.

В узком смысле:

Экономическая безопасность представляет собой часть корпоративной безопасности, которая сосредоточена исключительно на коммерческих рисках и взаимодействии с контрагентами. В этой трактовке основное внимание уделяется экономическим аспектам деятельности: прозрачности сделок, надежности поставщиков, внутренним и внешним финансовым угрозам.

Учитывая, что корпоративной безопасности у нас посвящен весь цикл статей, рассмотрим экономическую безопасность в узком смысле.

Внешние и внутренние угрозы

СЭБ компании отвечает за идентификацию внешних и внутренних угроз, которые могут повлиять на деятельность предприятия. Для выявления угроз СЭБ использует конкурентную разведку и мониторинг ситуации внутри организации.

Конкурентная разведка - сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа).

Затем СЭБ обобщает и анализирует имеющиеся данные, чтобы своевременно предпринять необходимые меры.

Традиционно работниками СЭБ преимущественно являются бывшие сотрудники оперативных подразделений правоохранительных органов, специальность которых заключается, прежде всего, в быстром получении превентивной информации и незамедлительном реагировании на неё.

В зависимости от источника угрозы можно разделить их на внешние и внутренние. Начнем с внешних.

1. Защита от недобросовестной конкуренции

Сегодня конкурирующие организации использует все методы рыночного противоборства, как совершенные (работают над качественными показателями товара/услуги, их себестоимостью и т.д.), так и несовершенные (лишение рынка сбыта или сырьевой базы, административно-государственное давление и т.п.).

Случаев недобросовестной конкуренции можно привести достаточно много.

В рыночной борьбе конкуренты могут попытаться нанести ущерб репутации противника.

Так, ООО "Фабрика Уральские пельмени», используя на упаковке фразы, косвенно в негативном ключе упоминала продукцию АО «Мясная галерея», в связи с чем Фабрика могла нанести вред репутации Мясной галереи и получить преимущество. В результате, Фабрика оштрафована. Арбитражный суд Челябинской области оставил решение ФАС России без изменения (Дело № А76-5056/2020).

Или два других два любопытных случая использования оформления, имитирующего товары своих конкурентов:

Источник: сайт ФАС России
Источник: сайт ФАС России

Стоит ли говорить, что привлечение внимания государственных органов к определенным нарушениям закона является одним из инструментов оказания давления на конкурента? Или то, что за подобным вниманием могут последовать штрафы или понуждение к приостановлению/прекращению деятельности?

Одна из основных задач Службы экономической безопасности - своевременного выявить действия и намерения контрагентов, которые могут нанести вред предприятию. А, выявив, - предотвратить.

2. Проверка контрагентов и их благонадёжности

Если первое направление связано больше с конкурентами, то второе с проверкой тех предприятий, с которыми наша организация связана производственными связями.

Но как понять, какому контрагенту можно доверять, а какому нет?

Представьте ситуацию, что вы проводите абсолютно прозрачную конкурсную процедуру (как её называют в простонародье на английский манер - "тендер"). Заключаете договор с подавшим наиболее выгодное предложение. А потом, по прошествии времени, когда нашему "партнеру" нужно будет предоставить результат своих работ, он скажет - я не смог...

А если в этой ситуации вы только промежуточное звено в цепи поставок? А что, если это государственный контракт и вам выставят штраф, грозящий всему предприятию не просто неприятностями, а банкротством?

Такие ситуации - результат отсутствия реально работающей СЭБ.

Служба экономической безопасности является ключевым подразделением при получении достоверной информации о репутации, финансовом и кадровом потенциале контрагента, о реальных возможностях выполнить в будущем свои договорные обязательства.

Безусловно, у любого предприятия есть возможность попытаться проверить благонадежность и собственными силами. Частично это можно сделать через сайт ФНС России, или даже известными на рынки программным продуктами (не буду здесь их рекламировать). Но только сотрудники СЭБ задействуют полный арсенал средств, сделают это системно и профессионально.

3. Проверка заключаемых договоров

СЭБ обязана проверять каждый договор на предмет возможных рисков, скрытых условий или непрозрачных схем. Правовые, финансовые, налоговые и иные риски также могут создать для предприятия серьезные последствия, вплоть до фатальных. Невозможность обратиться за гарантийным обслуживанием, контролировать качество исполнения договора или, вообще, недействительность договора.

Сложности с оформлением договорных отношений могут возникнуть во многих аспектах, при чем, не обязательно это должны быть правовые риски. При проверке заключаемых договоров должны участвовать все подразделения, которые могут уберечь предприятие от неблагоприятных последствиях. В то время как работники СЭБ обязаны уметь координировать эту деятельность и оперативно оценивать значимость и опасность выявленных рисков.

Служба экономической безопасности является системообразующим подразделением при проверке рисков по гражданско-правовым договорам. При этом, эффективное выявление и предотвращение рисков возможно только при задействовании возможностей юридических, финансово-экономических и иных подразделений предприятия при координирующей роли СЭБ.

При чем, важно иметь в виду, что договор может быть подготовлен контрагентом как для создания себе необоснованного преимуществ контрагенту, так и для совершения умышленных мошеннических действий. А в этом деле специалистам СЭБ, бесспорно, нет равных.

4. Проверка поставляемых товаров и услуг

Как часто бывает, что компания заказывает оборудование и комплектующие, а ответственные за приемку сотрудники относятся к проверке поставленного, по меньшей мере, индифферентно?

Это же куплено не за их кровные. Если не подойдет или не будет работать, они это и потом могут начальнику сказать. Пускай у него голова болит. А их дело маленькое, отработать "от звонка до звонка" и домой.

Именно поэтому при грамотном построении системы корпоративной безопасности СЭБ участвует в работе комиссий по приемке товаров и услуг. Разумеется, на все приемки сотрудника СЭБ не направишь, но на ключевые направления это сделать необходимо. Если нет желания столкнуться с неожиданностями от "ответственных" приемщиков.

На практике, такая работа особенно важна, когда дело касается новых поставщиков.

Служба экономической безопасности при приемке товаров и услуг выполняет роль "предохранителя" от формального отношения работников-специалистов к проверке количества и качества приобретенных предприятием "ценностей"

На отдельных предприятиях функцию "независимых арбитров" могут выполнять доверенные лица или просто ответственные работники. Но сталкивались ли они со всеми возможными способами обмана и злоупотребления доверием в процессе приемки? Готов ли предприниматель рисковать, направляя на приемку ответственных и доверенных, но не профессиональных в этой деятельности людей?

5. Взаимодействие с органами публичной власти

Органы публичной власти выполняя свои функции могут как содействовать развитию бизнеса в одной сфере, так и препятствовать в другой. Это может происходить не по воле конкретных работников, а в виду объективных факторов.

Работники СЭБ знают запросы "системы" и её нужды и как правильно встроить предприятие в систему государственно-частного партнерства

Кроме того, эффективность работы "отдельных" органов государственной власти может базироваться на показателе количества примененных санкций. Но рациональный и человеческий подход не чужд никому. Именно работники СЭБ, общаясь на одном языке со своими бывшими коллегами, могут выстроить здоровые и комплиментарные отношения.

Это наиболее крупные направления работы СЭБ при защите от внешних угроз. В следующем материале мы расскажем о угрозах внутренних и роли СЭБ в противодействии им.

Спасибо за прочтение!

Начать дискуссию