{"id":13755,"url":"\/distributions\/13755\/click?bit=1&hash=4a49bc9ad259aa8d20fdf5f5cb6cf844e7de4bb2ba8ca3a458efcedefcf5ada8","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0430 vc.ru","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

7 мифов о проектной деятельности в вузах. Почему не стоит ее бояться

15 сентября в российских вузах стартует пятая волна проектных интенсивов Университета 2035 (что это такое можно почитать тут и тут). Студенты часто боятся проектной деятельности, а тем более дополнительных образовательных программ во время основной учебы, считая, что это будет отвлекать. Рассказываем, почему бояться не стоит, какие профиты дают интенсивы, а еще — почему важно в условиях неопределенности выходить за рамки привычной программы вуза.

Студенты, которые ранее не сталкивались с проектной деятельностью, часто не знают, как совместить ее с занятиями в вузе, хватит ли им опыта для запуска проекта, и это нормально. С 2018 года в проектных интенсивах Университета 2035 участвовали 5172 человека и у многих были схожие опасения. Они поделились своими инсайтами и опытом. Получилось 8 мифов и их разоблачений.

Миф 1. Мне кажется, что проект и интенсив — это все несерьезно и будто "понарошку" — может это вообще какая-то игра? То, что мы создаем, оно кому-нибудь нужно?

Владимир Парамонов, студент интенсива в ОмГТУ, так описывал свои впечатления:

"У меня был барьер, и он мешал серьезно отнестись к проекту: я думал, что это скорее игра. Было ощущение, будто после нас все захотят переделать. Но во время защиты проекта, когда мы беседовали с заказчиком, все уже показалось вполне реальным — они были явно заинтересованы в нас, нашем продукте и даже продолжении сотрудничества. Было очень приятно!"

В интенсиве проекты классифицируются по уровню сложности и по их назначению: они могут быть учебными, учебно-прикладными и прикладными.

  • От учебных проектов никто не ожидает высокого качества продуктового результата, их смысл — в отработке полученных компетенций для решения реальной (или приближенной к реальной) задачи. Такие проекты подходят студентам, которые делают свой первый проект, у них может не быть заказчика (тогда это разработка в продуктовой логике, с открытым поиском потребителей и исследованием их потребностей), либо заказчик имеет представление о том, какой уровень результатов могут предъявить студенты, и не ждет от них многого.
  • Учебно-прикладные проекты (или пилотные) — переходный уровень от учебных к серьезной прикладной работе. Как правило, они имеют заказчика, но задачи отбираются таким образом, чтобы в случае провала проекта заказчик никаких убытков не понес. Смысл таких проектов — решение востребованной задачи и подтверждение способности участников команды решать прикладные кейсы. Обычно до такого уровня допускаются студенты, которые показали способность справляться с проектами учебного уровня.
  • Проекты прикладного уровня — это серьезные разработки, где заказчик ожидает получить решение определенного качества, в рамках бюджета и оговоренных сроков. Чаще всего над такими проектами работают по контракту, за деньги. Они выполняться студенческими командами, которые подтвердили свои способности на проектах учебно-прикладного уровня. Как правило, это студенты 3-4 курсов бакалавриата и магистратуры.

Миф 2. Я не знаю, как решиться на участие, нужно будет посвящать этому силы и время. Это не помешает обычной учебе в вузе?

Многие студенты отмечали, что начать интенсив и проектную деятельность — это действительно challenge, ведь есть страх неизвестности и понимание, что мероприятие потребует много времени и сил.

Да, встречи с наставником могут проходить по вечерам после учебного дня.

Да, вам придется подстраиваться под расписание участников команды, если вы будете учиться на разных курсах и факультетах.

Но, все это поможет прокачать навык планирования как собственного, так и чужого времени — уважать его и грамотно распределять задачи.

Миф 3. Боюсь, что не смогу найти подходящую тему для проекта

Александр Стекольников, студент интенсива ВятГУ:

"Самым сложным было определиться с задачей, с конечной целью проекта: что нужно сделать? У нас с этим возникла небольшая проблема в команде. Но тем не менее после работы с экспертом, у нас появилось четкое понимание задачи и как ей заниматься. Поначалу мы взяли на себя слишком много".

Итак, если вы не уверены, над какой задачей работать или даже как ее выбрать — не бойтесь спрашивать наставников (тьюторов). Они помогут сориентироваться и разобраться.

Миф 4. А что если команда не соберется, или мы не сможем поладить друг с другом?

Глеб Пивоваров, студент интенсива БелГУ:

"В первые дни интенсива была текучка людей в команде, и довольно неловко каждый раз начинать работу с незнакомыми людьми. Но буквально в течение первой проектной недели оформился наш состав, команда сразу стала сплоченней, не хотелось расходиться. Во время работы над проектом это уже не воспринималось как тяжелый труд — все были увлечены и наоборот отдыхали здесь от учебы и повседневной суеты".

Команда может сложиться не сразу, потому как участники ищут коллектив или задачу, которые им по-настоящему интересны.

Кристина Барсукова, студентка интенсива НовГУ:

"Меня безумно вдохновлял наш проект. Конечно же, во многом это заслуга не только преподавателей, с которыми мы работали, но и нашей команды. Мы поддерживали друг друга, если возникали сложности, помогали разобраться в чем-то, что было сложно для понимания, работали больше, чем нужно, просто потому, что нам действительно нравилось то, что мы делаем".

Участники команды учатся на разных факультетах — это плюс, поскольку можно обмениваться взглядами и подходами из разных сфер и областей для решения общей задачи. Междисциплинарность и разнообразие может стать выигрышной стороной для команды и проекта.

Миф 5. У меня совсем нет опыта в сфере проекта и, вероятно, это сильно помешает моей работе. И вообще я гуманитарий, а проект — для технарей, я в команде не нужен

Проектно-образовательный интенсив подразумевает, что параллельно с разработкой вы будете проходить нужные вам онлайн-курсы, изучать подборки, ставить фокусы развития, находить ресурсы, помогающие продвинуться по проекту и приобрести навыки. Для осуществления проекта не надо заранее обладать всеми возможностями и инструментами. Интенсивы — это про рост.

Мария Терпугова, студентка интенсива ОмГТУ:

"Все задачи, которые были поставлены в нашем проекте, были очень сложные в исполнении, однако больше всего трудностей у нас возникло в проектировании главного алгоритма программы. С этим нам помогли справиться сотрудники компании-заказчика и непосредственно руководитель региональной сети автокомплексов "Реактор" Николин Илья Владимирович. Они вошли в наше положение и предоставили все необходимые ресурсы, для того чтобы наша работа была эффективной".

Разделение же на гуманитариев и технарей в проектной деятельности вовсе не критично, так как отдельные шаги в разработке требуют самых разных навыков. Например, вам необходимо будет проводить пользовательские интервью, описывать происходящие процессы, оформлять результаты и презентовать их — для этих этапов сильно пригодятся именно гуманитарные знания.

Миф 6. Мне говорят (-или), что проектная деятельность не приблизит меня к получению профессии, тем более моя специальность может не пригодится команде

Вот, что сказал новгородскому новостному изданию gazon.media Максим Юдин, директор инженерной школы "Кабэшка":

"Я полностью поддерживаю внедрение проектной деятельности. Мой опыт взаимодействия с выпускниками показывает, что они не умеют работать. В НовГУ пытаются это исправить: с первого курса студентам показывают практическую потребность рынка труда. Они будут учиться работать в разношерстной команде. А это очень непросто. Более того, студентов сопровождают опытные наставники-практики, тьюторами".

Миф 7. А если опять всех переведут на удаленку?

Большинство участников весенней волны 2020 назвали всеобщий онлайн скорее преимуществом, нежели недостатком.

Мария Суворова, студентка интенсива ОмГТУ:

"К счастью, для нашего проекта нужен ноутбук и интернет, так что удаленная работа не помешала его завершить. Кстати, благодаря встречам в Дискорде вся команда вовремя собиралась на обсуждения, так что в некоторой степени это было даже эффективнее, чем личные встречи".

Юлия Чепракова, студентка СтГАУ:

"Работа на удаленке помогла еще больше сплотить команду. Дистанционно мы готовили только защиту проекта. Для этого общались с помощью видеосвязи. Появилось понимание, что для решения каких-то спорных вопросов необязательно встречаться очно, а можно просто выделить полчаса на групповой звонок, и работа будет проходить быстрее и легче, чем при очном общении".

Страхи перед началом проектных интенсивов были у многих студентов, но проектная деятельность в вузе – это площадка, где можно попробовать то, что вам интересно, в чем-то ошибиться, при этом не рискуя временем и капиталом.

Больше узнать о проектных интенсивах Университета 2035 и стать участником можно по ссылке.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null