«Ушли с контрольной ради интенсива»: 2 кейса о проектной деятельности в вузе, мотивации и работе с заказчиками

Что студенты могут сделать за 2 месяца? Многое. Например, разработать онлайн-квест и написать учебник английского. Рассказываем о лучших кейсах проектно-образовательного интенсива Университета 20.35. Сегодня – о том, как студенты Южного федерального университета разрабатывали решения для платформы изучения английского языка.

Кейс первый. SkyQuest – текстовая RPG для изучения английского

«...Мы написали чат-бота, который обучает английскому на уровне A1-A2. Это не болталка с компьютером, а текстовая игра-квест: нужно выполнять задания (например, правильно расставлять слова в предложении), чтобы продвигаться по сюжету», – рассказывает Кэтрин Хазангве, первокурсница ИКТИБ (Института Компьютерных Технологий и Информационной Безопасности) и лидер команды из восьми студентов.

Чат-бот был одной из задач, которую компании-заказчики (в их числе SkyEng) предложили 120 студентам ЮФУ. «Техзадания» озвучили 28 октября в двух «Точках кипения» (это сеть городских и университетских коворкингов-лекториев; у ЮФУ «Точек» две – в Таганроге и Ростове-на-Дону).

«К нам в команду подобрались те, кто более-менее шарит в играх. И такие: “А давайте сделаем текстовое RPG! Со всякими скиллами, нелинейной историей и так далее”. Взяли классическое представление о фэнтези-игре и придумали, что всё там будет на английском». По ходу интенсива задумку докрутили: игра стала текстовым квестом, а с сюжетом помог SkyEng: в их учебниках для вузов есть персонажи – на них завязали историю.

Разработка, кодинг – далеко не всё, что нужно от студента. Интенсив прокачивает внутреннего предпринимателя: здесь учат работать на целевую аудиторию или, например, делать сильный, убедительный питч перед заказчиком.

Кэтрин и ребята писали своего бота для студентов 18-22 лет с уровнем английского Elementary. Защита проектов прошла 21 декабря, среди 12 проектов был SkyQuest. «Мы сделали бота, несмотря на кучу проблем! Правда, начальную версию, но уже что-то! Было удовлетворение от того, что заказчик одобрил версию, что предложил работать над проектом дальше».

После презентации команду спрашивали про монетизацию, про разные бизнесовые вещи. В условиях задачи про это ничего не говорилось – естественно, что они об этом не думали. Ребята в команде совсем юные: 1-2 курс в основном, и некоторых навыков у них пока нет просто в силу возраста.

Дарья Гриц, директор SkyEng по стратегии цифровых продуктов для формального образования

Компания рассчитывает на продолжение сотрудничества. Хотелось бы до конца довести идею: чуть причесать, добавить визуального ряда, разнообразить задания. «Эта задача была не сложной, с одной звёздочкой. Но очень приятная команда, и проект действительно понравился! Договорились, что после сессии вернёмся и квест докрутим. Что касается второй задачи – та была сложнее. Две звёздочки». Теперь – подробнее о ней.

Кейс 2. SkyGrammar: превращает любую статью в учебник английского

Какой была идея заказчика: сделать приложение или расширение для браузера, которое могло бы на примере любого текста из интернета показать использование артиклей, временных форм глагола, грамматических конструкций вообще.

«Мы обрисовали команде, каким видим конечный продукт; старались предложить вариант попроще. Что удивительно – зря: надо было, наоборот, усложнять! В декабре мы были на «Зимнем Острове», и встретили руководителя из ЮФУ. Он сказал: “У нас очень крутые ребята, усложните им задачу. Для них это слишком просто”. И на защите проектов команда так и заявила: задача показались слишком простой, потому мы сами её развили».

В итоге у семерых студентов получилось расширение для браузера, которое не просто находит на странице грамматические конструкции, а превращает её в интерактивный задачник.

Просто выделять слова в тексте? Это не интересно; круче сделать полноценный учебник из любой статьи. Знаете, когда пропуски стоят и инфинитивы в скобках: скобки надо раскрыть, а глаголы поставить в нужную форму. Только тут ты не по заранее подготовленному материалу учишься, а по любой статье, которая тебе интересна. По любой теме! Я, допустим, на Medium много новостей смотрю про IT-разработку, так вот было бы интересно свежие тексты читать и одновременно грамматику подтягивать. Идея в том, чтобы персонализировать обучение. Так же эффективнее!

Александр Мезга, студент 4 курса ЮФУ

«С интенсива мы успели отлучиться на крупный хакатон «47 часов» в Ростове. Сначала думали: а с каким проектом поехать? И мысль промелькнула сделать такой учебник.

Все были скептически настроены, а мы после двух бессонных ночей представили прототип. И он работал, и работал в принципе неплохо для быстро написанного! Мы даже взяли два места: третье в общем зачёте и второе в номинации от банка-спонсора».

...Сейчас расширение работает так. Заходите на любой англоязычный сайт, который вам интересен, нажимаете на расширение – выпадает окно, в котором можно выбрать нужный раздел грамматики. Нажимаете на кнопку, и вас перебрасывает на страницу со сформированными заданиями. То есть программа анализирует текст, вырезает нужные грамматические конструкции (например, глаголы), ставит в инфинитивы и предлагает раскрыть скобки. Сейчас это работает по видовременным формам и Passive Voice. Пока что довольно урезанный функционал, но он будет расширяться. Планируют, добавить, например, открытые вопросы, а не просто скобки раскрывать.

«Кстати, – поясняет Мезга, – мы не нашли прямых конкурентов, которые бы сделали такое. Есть похожее, но по заранее приготовленным текстам, а это – по тому, что интересно тебе.

Заказчик проект одобрил, было предложение продолжить пилить проект. Но мы пока что взяли паузу на сессию, и вот только-только закрыли все экзамены. Планируем связаться с их разработчиками по machine learning, показать наработки. Плюс уяснить, что по авторским правам: ведь мы берём тексты, которые кому-то принадлежат».

SkyEng ждёт встречи с командой: «Наши коллеги из отдела по machine learning пообщаются с ребятами, чтобы посмотреть, как именно реализовали задумку. А вообще, отношение к задаче, желание исследовать тему – вот это нам очень понравилось, даже превзошло ожидания», – поделилась Дарья Гриц.

Интенсивы от Университета 20.35 – что это?

  • Проектно-образовательные интенсивы, которые Университет 20.35 проводит вместе с российскими вузами, различаются по срокам (от недели до полугода) и возрасту участников (берут не только бакалавров, но и магистрантов, а иногда даже школьников), но похожи в главном: участники разных курсов и направлений объединяются в команды и сообща работают над реальными задачами бизнеса и индустрий.
  • Во время интенсива участники сами составляют себе расписание, исходя из образовательных запросов («Чему мне научиться, чтобы воплотить проект?»).

  • Файлы, которые создают студенты (от конспектов до 3D-моделей), сохраняются на индивидуальных цифровых профилях на сайте-платформе 2035.university – это способ наглядно показать, какие знания и навыки получил участник интенсива.

  • Работа над проектами учит применять сквозные технологии НТИ, воспитывает осознанный подход к обучению и целый спектр soft-skills вроде лидерских качеств, коммуникативных навыков и прочих.

Кэтрин Хазангве, например, считает главной ценностью интенсива свой опыт работы («Как во взрослой карьере!»), а главное отличие от «классической вузовской программы» – возможность самой делать выбор: «Приходишь на нужный мастер-класс и слушаешь по конкретной теме то, что тебе нужно. А в институте обязательно посещать все практики, лекции, сдавать зачёты, даже если дисциплины тебе не понадобятся.

У нас в ИКТИБе, например, есть “проектная деятельность”. Это с интенсивом похожие вещи, но без мастер-классов. И проект обязательно сдать, получить зачёт. В интенсиве даже если не получится – ничего за это не будет. Только опыт, который тебе пригодится».

Впечатление Александра Мезга было другим: «Я на 4 курсе, скоро диплом сдавать. А тут – кейсы от потенциальных работодателей! Пошли на вступительные диагностику – думали, будем задачи для программистов решать, а там психологические тесты какие-то. Показалось как-то несерьёзно, даже засомневались, браться за это всё или нет. А в итоге ушли на интенсив прямо с контрольной: деканат посоветовал. Пришли на презентацию задач от заказчиков, послушали – понравилось.

В интенсиве, в отличие от обычной программы, на тебя меньше давят. Ты сюда добровольно пришёл, и никто заставлять не будет. А в универе, особенно на мехмате, нужно делать. Зато здесь люди горят идеей, и работать с ними приятнее. Там – по принуждению, и в команде могут быть люди, с которыми тебе некомфортно. А тут всем интересно, все стараются.

Очень поднимает самооценку признание людей из твоей сферы. Что на хакатоне, что на защите проектов. Это классно. Ощущение, что пошёл по правильному пути. Ну и предложения поработать ещё – довольно важно, как и куча новых знакомств».

...В ЮФУ темы проектов увязали с Edunet, но остальные интенсивы (всего их за 2019 год было 40) охватили 13 рынков НТИ, а самыми популярными «сквозными технологиями» были Большие данные, Новые производственные технологии, Искусственный интеллект и VR/AR.

Всего за прошлый год по модели Университета 20.35 отучились 3967 студентов (это лучшие из 22 558, поучаствовавших во входной диагностике на платформе Университета 20.35). Все расходы на проведение интенсивов каждый вуз брал на себя. Лучшие проекты уже внедряют у себя компании-заказчики.

Что будет в 2020?

Команда Университета 20.35 готовится запустить весеннюю волну интенсивов; до конца года планируют привлечь 10 000 студентов, а 50 вузов-участников будут объединены в одно национальное образовательное пространство.

0
1 комментарий
Ann Volis

Интересно узнать по прошествии некоторого времени, реализованы ли в жизнь кейсы , находятся ли они в работе и какое участие сами команды принимают в проектах?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда