Как создать не просто очередной онлайн-курс, а продукт-легенду? 11 пунктов, после внедрения которых о вашем курсе будут говорить все

Почему так много экспертов и онлайн-продуктов, но так мало тех, кто шумит на весь рынок онлайн-образования, получает первые места в номинациях GetCourse и делает многомиллионные запуски от потока к потоку? Большое количество продуктов на рынке-онлайн образования сделаны действительно качественно, но только часть из них стали легендами. В этой статье разберем, как из просто хорошего курса сделать продукт с WOW-эффектом.

Меня зовут Анастасия Коренева, я основатель методологического агентства Stayer. Мы специализируемся на создании и улучшении образовательных продуктов для экспертов, предпринимателей и корпоративных университетов. Мы помогаем профессионалам, обладающим глубокими знаниями и опытом, разрабатывать программы, которые не только отвечают высоким стандартам качества, но и позволяют им стать лидерами в своих нишах. За плечами нашей команды — успешная работа более чем в 35 нишах и 65+ созданных и улучшенных продуктов.

Качество продукта - это база

По статистике GetCourse рынок онлайн-образования за последние 4 года увеличился вдвое, с 93 млрд рублей в 2021 году до прогнозируемых к концу 2024 года 200 млрд рублей, которые с огромной вероятностью случатся. Это только то, что “видит” и оцифровывает GetCourse. Реальная емкость еще больше.

Оборот за 2023 год. Источник - https://getcourse.ru/blog/1090837/year2023
Оборот за 2023 год. Источник - https://getcourse.ru/blog/1090837/year2023

Такой прирост также говорит о том, что увеличивается число онлайн-школ, а значит и курсов. Это ведет и к увеличению конкуренции. В таких условиях качество продукта становится фундаментом. Без этого все остальные пункты не имеют смысла. Поэтому в этой статье не будет информации о методологии и создании программы обучения или съемке уроков. Мы поговорим о том, как сделать так, чтобы о вашем курсе говорили даже те, кто на нем не учился.

#1 Крепкий эксперт

Это такая же база, как и качественная методология продукта. Но хочется разделить экспертность и популярность. Можно не быть блогером-миллионником, но создать нечто значимое. Движение должно быть от экспертности к медийности, а не наоборот.

#2 Миссия и ценности

Миссия и ценности - это ответ на вопрос “Ради чего большего вы создаете свой продукт?” У самых крутых курсов есть Big Idea, нечто более значимое, чем просто “хочу учить людей и много денег”, иначе это будет просто архив информации, вроде Википедии. Все хорошо, но души нет.

Например, Михаил Дашкиев и его команда создали курс для методологов и экспертов “Методология как искусство”. Их большая идея в том, что создание образовательных продуктов - это такое же искусство как живопись, музыка и скульптура. Присоединяясь к их обучению, вы становитесь не просто еще одним методологом, а творцом.

Вокруг миссии и ценностей вашего продукта будет собираться аудитория, которой откликаются ваши идеи. В конечном счете люди покупают не услугу и не очередной курс, а возможность приобщиться к чему-то значимому и масштабному, стать частью этого.

#3 Сеттинг

Понятие "сеттинг" преимущественно ассоциируется с миром компьютерных игр, где так называют пространство, в котором протекает действие игры. Сеттинг на курсе - это узнаваемый набор атрибутов, которые придают курсу самобытность и позволяют вызывать эмоции у ученика.

Сеттинг является частью творческой работы над курсом, поэтому он позволяет закодировать различные смыслы, пасхалки и послания. Сеттинг может распространятся на инфографику, визуальную концепцию, оформление образовательной платформы и материалов. Он повышает визуальную эстетику курса и виральность, помогает отстроиться от конкурентов и задать высокую планку качества.

В курсе “Методология как искусство” замысел авторов курса вышел далеко за пределы просто идеи. Сеттинг обучения наглядно отражает концепцию.

На марафоне Софии Рожновской “Beauty-ракета” студентов ждет путешествие в космос (то есть такой же мощный взлет и прорыв), и вся визуальная концепция лендинга и курса поддерживает эту метафору.

Еще одним примером запоминающегося сеттинга является курс Дани Волк “Сафари”, где концепция меняется от потока к потоку.

Согласитесь, что при прочих равных присоединиться к обучению, которое больше похоже на увлекательное приключение проще и интереснее, чем к еще одному типичному курсу.

#4 Сервис и сопровождение

На ТОПовых курсах нет групп по 200 человек. Сопровождение и обратную связь часто дают опытные наставники и действующие специалисты из ниши. Такую работу продают как дополнительную ценность, как то, что действительно может повлиять на результат. И хочется верить, что продающие офферы соответствуют действительности. Почему это важно, рассказала в другой своей статье - Кураторы за 15 тысяч рублей: кто нас учит на курсах, которые стоят в 10 раз больше.

Кроме того, на таких курсах часто делается акцент на практику и реальные действия, где как раз помощь кураторов и наставников очень кстати, чтобы сделать результат, а не просто получить теоретические знания. Например, на курсе Гали Мельниковой “Упаковка блога на миллион” на размере группы и наличии обратной связи делается дополнительный акцент.

Коммуникация с клиентом после покупки и даже после предоставления услуги, намного важнее, чем до оплаты. Вы же не перестаете разговаривать со своими гостями после того, как накормили их вкусным ужином и напоили чаем? Правила гостеприимства здесь тоже работают. На продуктах-легендах создаются такие условия, чтобы сформировать долгосрочные отношения, и человеку захотелось вернуться.

#5 Стажировка и трудоустройство

На курсах, которые обучают профессии, помимо практики в формате домашних заданий, часто есть стажировка на учебном проекте и даже гарантии трудоустройства для успешных выпускников.

Это одновременно и повышает ценность обучения в глазах студента, и статус самой школы и эксперта. Чтобы выполнять такие гарантии, нужно стабильно выпускать сильных студентов и быть востребованными “поставщиками” кадров.

Искусство управления - https://mariabesan.ru/iup
Искусство управления - https://mariabesan.ru/iup

#6 Коммьюнити

Вокруг ТОПовых продуктов создается сообщество амбассадоров, фанатов, выпускников. Часто в такие программы встраивают оффлайн-встречи и выпускные. Такие мероприятия могут не быть частью учебного процесса, но они усиливают вау-эффект за счет личного знакомства с экспертом и другими студентами, добавляют во взаимодействие нечто большее, чем просто уроки в записи на платформе, с которыми студент один на один.

Например, на курсе “Точка роста” Виктории Молдавской помимо самого обучения студенты могут присоединиться к сообществу в своем городе, чтобы расти вместе и поддерживать друг друга.

Точка роста - https://vlvlab.ru/
Точка роста - https://vlvlab.ru/

Вот еще пример: в подарок для самых активных студентов, кто прошел всю программу Ирины Подрез “Система продаж PODREZ” проводится оффлайн-вечеринка выпускной, где участники могут познакомиться друг с другом и нетворкать.

Ирина Подрез - https://podrez.ru/#academy
Ирина Подрез - https://podrez.ru/#academy

А обучение на “Сафари” Дани Волк начинается с оффлайн-встречи в Москве на Красной площади, где также студенты знакомятся с экспертом и друг другом.

#7 Геймификация

Edutainment (термин складывается из двух слов — education (англ. “обучение”) и entertainment (англ. “развлечение”) - это не будущее, это настоящее. Сочетать развлечение и обучение так, чтобы это приносило результат - наука. Все чаще в онлайн-продукты зашивают игровые механики: прокачку персонажей, ценные бонусы и даже целые вселенные.

Например, на курсе в Школе нумерологии “Исходный код” обучение проходит во вселенной Гарри Поттера и включает привычные игровые механики - накопление монет и возможность потратить их на бонусы.

Исходный код - https://ishodnyi-kod.com/
Исходный код - https://ishodnyi-kod.com/

Тот же подход реализован на курсе “Сафари”, который я уже упоминала.

Сафари - https://safaridanyavollk.ru/
Сафари - https://safaridanyavollk.ru/

Силу групповой работы осознали многие эксперты и используют ее на полную мощность в своих изучениях. Например, программа Михаила Гребенюка для предпринимателей “Ноль справа” состоит из 5 оффлайн-дней, где в одном зале собираются сотни предпринимателей и обучаются, общаются и взаимодействуют друг с другом. Без сомнения, они получают гораздо больший заряд энергии, чем если бы посмотрели весь тот же контент на платформе в записи.

Как создать не просто очередной онлайн-курс, а продукт-легенду? 11 пунктов, после внедрения которых о вашем курсе будут говорить все

Время номинальных бонусов в формате полезных чек-листов прошло. 100+ чек-листов - это не бонус, это просто еще одна строка в описании тарифов. Этого добра хватает и бесплатно. То, что действительно может повлиять на восприятие вашего продукта и вовлечение студентов, - ценные подарки и бонусы.

На разных курсах в качестве бонусов за быструю оплату, за успешное прохождения обучения или просто как часть тарифа предлагают разное: от мерча и блокнотов до рекламы и участия в подкастах.

Например, всем студентам курса Ольги Гогаладзе “Метод составления финансового плана” отправляют печатный учебник к курсу. А на курсе Седы Каспаровой “Голос может” студенты получают в подарок одноименную книгу.

На курсе Леси Фетисовой “Лидер ниши” за полную оплату курса студент получает дополнительный тренинг.

Лидер ниши - https://osfetisova.ru/lidernishi
Лидер ниши - https://osfetisova.ru/lidernishi

Но Даня Волк и здесь пошла дальше: участники некоторых тарифов получают шанс выиграть подкаст и рекламу в ее блоге.

Сафари - https://safaridanyavollk.ru/
Сафари - https://safaridanyavollk.ru/

#9 Обработка отзывов и кейсы

На лендингах нашумевших курсов много кейсов и отзывов. И далеко не все они про успешный успех и головокружительные результаты во время обучения. Но они есть, они представлены в разных форматах, и они продают.

На лендинге уже упомянутого курса “Упаковка блога на миллион” кейсам и отзывам отведена чуть ли не треть сайта.

Это не только доказывает, что кейсы и результаты есть, но также говорит о том, что лидеры рынка системно работают над сбором обратной связи, чем в принципе на рынке онлайн-образования часто пренебрегают.

#10 Отсутствие гарантий

Это может показаться странным, но лидеры рынка не дают гарантий результата, не обещают золотые горы и не формируют завышенные ожидания. Если посмотреть на офферы курсов, мы не увидим увеличение дохода в 100 раз или изменение жизни за 2 дня. Многие офферы, конечно, завязаны на увеличение дохода или экономию денег (оно и понятно: мощные триггеры продаж), даже на кулинарных курсах, но сформулированы аккуратно.

Что касается результатов, которые заявляют эксперты на своих курсах, действует то же правило: сформулировано аккуратно и без завышенных ожиданий. Обратите внимание на слова “поймешь”, “узнаешь”, “возможность”. Никаких гарантированных доходов и результатов за 3 дня.

#11 Будущее за дипломами и школами с лицензиями

Пока еще не у всех, но у многих онлайн-школ появляются образовательные лицензии, и возможность получить диплом становится одной из ценностей, которые подчеркивают и отмечают на лендингах.

Создание продукта само по себе большой труд. А чтобы сделать из просто хорошего продукта легендарный, нужно приложить много усилий и работать системно и вдолгую. А в каком направлении двигаться, вы теперь знаете.

Остаемся на связи тут и в Telegram!

22
6 комментариев

интересно, спасибо

1

Спасибо за ваш отклик!

очень толковые замечания и примеры!

1

Виктор, спасибо за обратную связь, приятно!

онлайн-рынок уже выгорел
нечего там ловить

Оборот денег на этом рынке говорит несколько о другой тенденции)