Экономическая эффективность и возможность бесшовного обучения: преимущества образовательных комплексов на примере нового московского проекта
Образовательный комплекс на Северо-Востоке Москвы общей площадью 21 612,37 м² включает два блока: зону школы на 1000 мест и зону детского сада на 350 мест, каждая из которых имеет отдельный вход. При этом объект спроектирован как цельное пространство, где каждый элемент подчинен четкой логике удобства и эффективности.
Обучение среди островков и материков
Оптимизация пространства – одно из главных преимуществ объединения школы и детского сада в рамках образовательного комплекса. Благодаря данному решению можно не дублировать такие функции как пищеблок, медблок, административные помещения и пожарные подъезды, а на сэкономленной площади создать дополнительные зоны для социализации и развития детей. В нашем случае это позволило разработать концепцию благоустройства территории, основанную на образах материков и островков.
Остров – идеальное место для приключений и исследований. Поэтому на территории детского сада площадки выступают именно в роли островков для определенной возрастной категории. При этом в зоне игровых и спортивных площадок удалось создать целые «архипелаги островов», благодаря чему дети могут взаимодействовать не только внутри одной группы, но и с ребятами другого возраста под чутким наблюдением воспитателей.
В свою очередь каждая школьная площадка — это материк, имеющий определенную функцию, например, спортивную. Для удобства путешествий между этими материками и островами предусмотрена продуманная система навигации. При входе на территорию, можно увидеть рисунок на плитке, который ориентирует нас в пространстве и ведет к основным точкам притяжения комплекса. Проходя дальше от входа, видно как рисунок расходится в разные стороны и постепенно переходит в площадки. Такой прием интуитивно направляет пользователя в нужную сторону. Плавно перетекающая форма площадок олицетворяет «материки», каждый из которых имеет свой индивидуальный силуэт. Сложный внутренний рисунок на площадках также ориентирует детей внутри «материка» и дает больше возможностей использовать пространство для игр и фантазий.
Такие приемы дают возможность создать эффект цельности благоустройства, а также организовать пространство, способствующее развитию детской фантазии и креативности. Этот современный подход проектирования образовательных комплексов, основан на принципах разделения и интеграции.
Поэтажная взрыв-схема
Внутренняя планировка также оптимизирована. Центральным элементом и настоящим сердцем комплекса является многофункциональное многосветное пространство (ММП), окружённое рекреациями и образующее активную зону. Здесь можно просто пообщаться в неформальной обстановке или провести общешкольные мероприятия: лекции, выставки, мастер-классы. Чтобы обеспечить естественное освещение центральной части здания и создать светлую, располагающую атмосферу, над ММП расположен световой фонарь. С другой стороны, этот архитектурный элемент визуально подчеркивает значимость данного пространства как общественного ядра школы.
Учебные зоны разделены на два крыла: одно предназначено для начальных классов и включает собственные лестницы и дополнительные рекреации с естественным освещением. Другое ориентировано на средние и старшие классы и расположено со стороны спортивных площадок, что обеспечивает удобный доступ к активным зонам.
Поскольку над пищеблоком нельзя проектировать учебные пространства, мы разместили над ним спортивные залы с раздевалками и помогли заказчику согласовать это оригинальное планировочное решение в ДИОМ, так как оно соответствует всем нормативным требованиям касательно образовательных объектов. Это позволило максимально эффективно использовать пространство - обычно пищеблок стоит в плане особняком, и площадь над ним не используется.
Независимые объемы и бесшовный процесс обучения
Здания школы и детского сада в рамках образовательного комплекса намеренно разделены на независимые объемы, что подчеркивает их функциональную самостоятельность и учитывает потребности разных пользователей. Расположение зданий на участке тщательно продумано: оно обеспечивает удобный доступ для учащихся, воспитанников детского сада, родителей и преподавателей, а также учитывает размещение игровых и спортивных площадок, границы участка и обслуживание территории. Школа и детский сад на первом этаже соединены переходом, в котором размещается медицинский блок, доступный для обоих учреждений.
Тесное соседство этих архитектурных объемов обеспечивает еще одно важное преимущество образовательных комплексов – непрерывность образовательного процесса, при котором ребенок развивается и познает мир на одной территории. Это снижает стресс перехода из детского сада в школу, так как дети остаются в уже знакомой им среде. Они могут начать обучение в детском саду и выпуститься из старшей школы, не покидая привычного окружения.
Эстетика фасадных решений
Фасады комплекса решены в современном стиле с акцентом на четкую горизонтальную структуру, которая визуально разделяет объем здания. Первый этаж выделен серым цветом, что создает ощущение монолитности и устойчивости, в то время как второй и третий этажи решены в терракотовом оттенке. Такое цветовое разделение подчеркивает архитектурную логику здания, добавляя ему выразительности.
Окна на фасаде расположены в единой модульной сетке, но со сдвигом относительно друг друга. Этот прием создает динамичный ритм, оживляя плоскость фасада и добавляя ему визуальной сложности.
Основной фасадный материал — керамогранитные панели терракотового и серого цветов. Другим важным элементом фасада является витражное остекление, которое открывает вид на ключевые зоны комплекса: спортивные залы и входную группу. За счет этого визуально выделяются активные и общественные пространства, а интерьеры наполняются естественным светом, что создает ощущение открытости и связи с окружающей средой.
У части фасадных панелей рифленая текстура, что добавляет поверхности глубины за счет игры света и тени. Кроме того, данное решение усиливает визуальную привлекательность здания и вызывает у детей тактильный интерес.
Экономическая эффективность
Немаловажным преимуществом подобных учебных комплексов является и тот факт, что объединение функций и инфраструктуры позволяет снизить затраты на строительство и эксплуатацию образовательных учреждений. Это делает такие комплексы устойчивыми в долгосрочной перспективе и более экономически эффективными.