Качественное онлайн-образование.Мнение студентов OTUS
Что на самом деле важно студентам в онлайн-обучении: честный взгляд изнутри от студентов OTUS
Мы продолжаем изучать вопрос качества со всех сторон. В октябре 2024 года на конференции «Качественный EdTech» была презентована методика оценки качества образования, которая подходит для экспертов. Теперь мы решили узнать, какие критерии оценки важны для самих пользователей — студентов.
В феврале 2025 года мы провели опрос среди студентов и выпускников OTUS, чтобы понять, что для них ценно в обучении. В опросе приняли участие 111 респондентов. Их ответы оказались не просто интересными — они вдохновляют! Готовы поделиться этим вдохновением с вами!
Критерии качества образования мы разделили на три блока:
- что делает курс качественным;
- что характеризует хорошего преподавателя;
- каким должно быть качественное сопровождение обучения.
Что студенты действительно хотят от образовательных курсов?
В первой категории респонденты выбрали четыре ключевых критерия качественного образовательного курса.
На первом месте, с 21,6% голосов, оказалась актуальность программы и её соответствие запросам рынка. Образование должно быть не просто теорией, а реальным инструментом, помогающим оставаться востребованными в быстро меняющемся мире.
На втором месте, с 15,1%, — понятно прописанные цели и задачи. Образование — это не просто процесс, а путь с понятной целью.
Третье место (13,5%) заняла оценка и аттестация студентов. Люди хотят видеть свой прогресс и понимать зоны роста. Важна не просто проверка знаний, а обратная связь, которая помогает двигаться вперёд, развивать свои компетенции.
На четвёртом месте, с 10,3%, — простота и удобство обучающей платформы. Технологии должны помогать, а не усложнять процесс обучения. Если платформа интуитивно понятна, она становится мостом к знаниям, а не барьером.
Каждый восьмой студент (12%) называет курсы OTUS примером качества — от фундаментальных (Administrator Linux Basic, Java QA Engineer Basic) до узкоспециализированных (Нарративные дизайнер, Unity-Professional), включая популярные направления (DevOps, Go, Java Spring, Python Developer, Spring Framework, Сетевой инженер, С# Professional). 4% опрошенных скептически замечают, что «у каждого курса есть минусы», тогда как 2% восторженно цитируют курс «Добрый, добрый Python» — напоминание, что даже в цифровую эпоху главное остаётся человеческим. Еще 5% отметили курсы Яндекс.Практикум и их системный подход, 4% ценят Stepik за доступность.
Каким должен быть хороший преподаватель?
Курс — это не только программа, а ещё и преподаватели-эксперты. Давайте посмотрим, какого преподавателя студенты считают действительно хорошим.
Самыми важными качествами оказались экспертность и опыт (28,7%) наряду с разнообразием методов преподавания (28,2%). Это подчёркивает, что преподаватель должен не только хорошо владеть предметом, но и уметь эффективно передавать знания, используя интерактивные методы и качественную обратную связь.
Третье место занял критерий педагогической подготовки или опыт преподавания (16,4%), что указывает на важность умения работать с аудиторией и адаптировать материал для студентов.
Неожиданным стало то, что такие аспекты, как постоянное повышение квалификации (8,8%) и участие в конференциях для развития личного бренда (2,6%), оказались наименее значимыми. Это говорит о том, что студенты больше ценят практические навыки и непосредственный опыт преподавания, чем дополнительные достижения или публичную активность преподавателя.
В ответе на вопрос «Приведите пример преподавателя, у которого вы хотели бы учиться» мы встретили много фамилий, которые стабильно находятся в рейтинге лучших в OTUS. Среди них Бабенко Иван, Богданов Илья, Буранов Андрей, Венгер Олег, Витвицкий Антон, Волосатов Евгений, Горбатова Дарья, Дворжецкий Юрий, Сигалов Дмитрий, Кисляков Алексей, Коган Дмитрий, Колесов Николай, Коняев Андрей, Лавлинский Николай, Малова Ксения, Оруджев Александр, Панфилов Кирилл, Петрелевич Сергей, Помазанов Роман, Приходько Виталий, Приходько Роман, Тихонова Мария, Хоренян Сурен.
Качество сопровождения обучения: что важно для студентов?
Сопровождение обучения не менее важно, чем сам курс. Даже лучший материал теряет ценность, если студенты не чувствуют поддержки. Согласно опросу, ключевыми элементами качественного сопровождения являются:
- Поддержка в сложных ситуациях (21,9%) — студенты хотят знать, что им помогут в трудные моменты.
- Доступность преподавателей (20,7%) — возможность легко связаться с преподавателями крайне важна.
- Дополнительные материалы и менторинг (по 16,3%) — ресурсы для самостоятельного изучения и индивидуальное сопровождение высоко ценятся.
Интересно, что такие элементы, как система оповещений, индивидуальный образовательный маршрут, безопасность данных и геймификация, оказались на последних местах. Это подтверждает: студенты ценят в первую очередь оперативную помощь и поддержку.
Примечательно, что 10% респондентов в ответе на вопрос о возможных улучшениях системы онлайн-обучения отдельно отметили необходимость введения менторства. Этот запрос перекликается с их главными потребностями — получить не просто знания, а персонализированное сопровождение.
Итог
Наше исследование показало, что качественное образование — это не только содержательный курс, но и преподаватели, которые вдохновляют. Это поддержка, которая помогает уверенно двигаться вперёд. Мы будем продолжать работать над тем, чтобы сделать обучение именно таким.
Материал подготовила педагогический дизайнер OTUS - Терегеренко Оксана