Как помочь студентам понять и запомнить материалы уроков? Проверенная технология повышения эффективности онлайн-обучения.

Частенько бывает ситуация, когда сняты красивые видеолекции, продумана структура обучения и прочее, но студенты слабо вовлечены, поверхностно знакомятся с материалами и не помнят, что было в уроках. Не говоря уже, чтобы вспомнить что-то, когда дело касается практики.

Периодически встречаю это при анализе результатов обучения. При разборе часто вылезает одно и то же — вместо изучения уроков студенты их просто просматривают. Зачастую это происходит, потому что при проектировании обучения авторы посчитали, что главное — объяснить материал, загрузить информацию в студента. Но это ошибка. Важно не сколько загрузим в студента, а сможет ли он вспомнить информацию, когда понадобится.

Здесь поможет практика извлечения (retrieval practice). Она переводит знание из «посмотрел» в «осознал и запомнил». Это происходит за счёт укрепления новых нейронных связей из-за многократного использования контента. По разным исследованиям практика улучшает запоминание материала на 10—34% и материал запоминается надолго (до 8 лет).

В общем, суть обучения — это не объяснение и повторения, а умение студента извлечь информацию из памяти.

Как часто извлекать информацию из памяти?

Первый раз через 10–30 минут после лекции или урока. Потом 1 день спустя — это позволяет зафиксировать начальные воспоминания и выявить пробелы. Дальнейшие наиболее эффективные интервалы: 1–3–7—14–30 дней. Если материал трудный, лучше использовать короткие интервалы (1–2 дня), чтобы не допустить полного забывания.

Форматы практики извлечения в онлайн-обучении:

1. Онлайн-квизы – лучше с обратной связью.

2. Виртуальные карточки (с помощью которых учат слова).

3. Тесты: в формате множественного выбора, заполнение пробелов в тексте, установления соответствия, подписи схемы по памяти – лучше с объяснением правильных ответов.

4. Составить схему по памяти.

5. Перемешивание заданий из предыдущих модулей с текущим.

6. Открытые письменные ответы в LMS.

7. Формат «вопрос дня» (по email, мессенджеру и т. п.).

8. Вопросы преподавателя по пройденному материалу или подведение итогов, резюмирование.

9. Видео с остановками для самопроверки – встроенные вопросы, которые требуют вспомнить информацию.

10. Видеовопросы с остановками. Встраивание вопросов в видео: что было на видео? Как думаете, что будет дальше?

Важно: извлечение — это не проверка знаний. Даже неправильное извлечение укрепляет память.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал. В нем еще больше полезностей для создания эффективного онлайн-обучения.

2
3 комментария