Как помочь студентам понять и запомнить материалы уроков? Проверенная технология повышения эффективности онлайн-обучения.
Частенько бывает ситуация, когда сняты красивые видеолекции, продумана структура обучения и прочее, но студенты слабо вовлечены, поверхностно знакомятся с материалами и не помнят, что было в уроках. Не говоря уже, чтобы вспомнить что-то, когда дело касается практики.
Периодически встречаю это при анализе результатов обучения. При разборе часто вылезает одно и то же — вместо изучения уроков студенты их просто просматривают. Зачастую это происходит, потому что при проектировании обучения авторы посчитали, что главное — объяснить материал, загрузить информацию в студента. Но это ошибка. Важно не сколько загрузим в студента, а сможет ли он вспомнить информацию, когда понадобится.
Здесь поможет практика извлечения (retrieval practice). Она переводит знание из «посмотрел» в «осознал и запомнил». Это происходит за счёт укрепления новых нейронных связей из-за многократного использования контента. По разным исследованиям практика улучшает запоминание материала на 10—34% и материал запоминается надолго (до 8 лет).
В общем, суть обучения — это не объяснение и повторения, а умение студента извлечь информацию из памяти.
Как часто извлекать информацию из памяти?
Первый раз через 10–30 минут после лекции или урока. Потом 1 день спустя — это позволяет зафиксировать начальные воспоминания и выявить пробелы. Дальнейшие наиболее эффективные интервалы: 1–3–7—14–30 дней. Если материал трудный, лучше использовать короткие интервалы (1–2 дня), чтобы не допустить полного забывания.
Форматы практики извлечения в онлайн-обучении:
1. Онлайн-квизы – лучше с обратной связью.
2. Виртуальные карточки (с помощью которых учат слова).
3. Тесты: в формате множественного выбора, заполнение пробелов в тексте, установления соответствия, подписи схемы по памяти – лучше с объяснением правильных ответов.
4. Составить схему по памяти.
5. Перемешивание заданий из предыдущих модулей с текущим.
6. Открытые письменные ответы в LMS.
7. Формат «вопрос дня» (по email, мессенджеру и т. п.).
8. Вопросы преподавателя по пройденному материалу или подведение итогов, резюмирование.
9. Видео с остановками для самопроверки – встроенные вопросы, которые требуют вспомнить информацию.
10. Видеовопросы с остановками. Встраивание вопросов в видео: что было на видео? Как думаете, что будет дальше?
Важно: извлечение — это не проверка знаний. Даже неправильное извлечение укрепляет память.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал. В нем еще больше полезностей для создания эффективного онлайн-обучения.
Список источников: Метаанализ, Статья (2019), Статья (2022), Обзор (2023)