Конфликт опыта: ключ к обучению взрослых, о котором редко говорят
Чем же всё-таки отличается развитие ребёнка от взрослого? Что такое «конфликт опыта»? Как он влияет на обучение и развитие?
Изучая научную литературу по педагогической психологии, я порой задаюсь вопросом, а чем же всё-таки отличается развитие ребёнка от взрослого.
Безусловно, ответ на этот вопрос может быть длинным, потому что он будет охватывать не только вопросы изменения структуры мозга, но и социальные условия, в которых развивается человек.
Поэтому оптимальный путь — это провести параллель между теми взглядами, которые сложились у учёных на развитие ребёнка и тем, что я вижу, обучаясь сам и обучая взрослых.
В своё время Лев Семёнович Выготский писал:
«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».
Это мысль натолкнула меня на вопрос: «А могут ли у взрослого тоже находиться какие-то функции в зачаточном состоянии?».
Если говорить об обучении новому, то вполне возможно, только эти функции будут касаться не столько развития психики (как у ребёнка), сколько развития опыта.
И тогда я задал себе ещё несколько вопросов:
Что такое этот «опыт»?
Как он может находиться в зачаточном состоянии?
И почему он влияет на развитие взрослого?».
Дело в том, что в опыт взрослого включаются знания, которые были приобретены им в процессе жизни, работы, участия в каких-то событиях и т.д., то есть в процессе взаимодействия с внешним миром.
Причём в моём понимании это не только опыт эмпирический, но и эмоциональный, тот, который получает взрослый, обучаясь новому.
И получается, что текущий опыт имеет свойство накладывать свой отпечаток на то, как взрослый относится к новому опыту! Ведь новый опыт — это всегда незнакомый опыт, тот, с которым взрослый ещё не встречался.
Именно предыдущий опыт взрослого по отношению к новому может находится в том самом зачаточном состоянии, о котором писал Выготский, рассуждая о ближайшей зоне развития. Иными словами, для того, чтобы произошло развитие взрослого необходимо столкновение старого опыта с новым опытом.
Данное явление я называл «конфликт опыта»— это сложившаяся ситуация в обучении взрослых, которая заключается в том, что новое знание ещё не вызывает доверия из-за отсутствия у взрослого понимания эффектов от его применения, а старое — является укоренившимся и имеет эффекты, так как взрослый им пользовался и, соответственно, доверяет ему.
Конфликт опыта является естественным явлением и чаще встречается именно у взрослых в силу их развитого, обширного опыта, и, как следствие, критического мышления (в отличие от детей). Поэтому, на мой взгляд, успех имеет та образовательная среда, в которой удалось реализовать конфликт опыта с минимальным сопротивлением со стороны взрослого в прохождении конфликта опыта.