Конфликт опыта: ключ к обучению взрослых, о котором редко говорят

Чем же всё-таки отличается развитие ребёнка от взрослого? Что такое «конфликт опыта»? Как он влияет на обучение и развитие?

Изучая научную литературу по педагогической психологии, я порой задаюсь вопросом, а чем же всё-таки отличается развитие ребёнка от взрослого.

Безусловно, ответ на этот вопрос может быть длинным, потому что он будет охватывать не только вопросы изменения структуры мозга, но и социальные условия, в которых развивается человек.

Поэтому оптимальный путь — это провести параллель между теми взглядами, которые сложились у учёных на развитие ребёнка и тем, что я вижу, обучаясь сам и обучая взрослых.

Конфликт опыта: ключ к обучению взрослых, о котором редко говорят

В своё время Лев Семёнович Выготский писал:

«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

Это мысль натолкнула меня на вопрос: «А могут ли у взрослого тоже находиться какие-то функции в зачаточном состоянии?».

Если говорить об обучении новому, то вполне возможно, только эти функции будут касаться не столько развития психики (как у ребёнка), сколько развития опыта.

И тогда я задал себе ещё несколько вопросов:

Что такое этот «опыт»?

Как он может находиться в зачаточном состоянии?

И почему он влияет на развитие взрослого?».

Дело в том, что в опыт взрослого включаются знания, которые были приобретены им в процессе жизни, работы, участия в каких-то событиях и т.д., то есть в процессе взаимодействия с внешним миром.

Причём в моём понимании это не только опыт эмпирический, но и эмоциональный, тот, который получает взрослый, обучаясь новому.

И получается, что текущий опыт имеет свойство накладывать свой отпечаток на то, как взрослый относится к новому опыту! Ведь новый опыт — это всегда незнакомый опыт, тот, с которым взрослый ещё не встречался.

Именно предыдущий опыт взрослого по отношению к новому может находится в том самом зачаточном состоянии, о котором писал Выготский, рассуждая о ближайшей зоне развития. Иными словами, для того, чтобы произошло развитие взрослого необходимо столкновение старого опыта с новым опытом.

Данное явление я называл «конфликт опыта»это сложившаяся ситуация в обучении взрослых, которая заключается в том, что новое знание ещё не вызывает доверия из-за отсутствия у взрослого понимания эффектов от его применения, а старое — является укоренившимся и имеет эффекты, так как взрослый им пользовался и, соответственно, доверяет ему.

Конфликт опыта является естественным явлением и чаще встречается именно у взрослых в силу их развитого, обширного опыта, и, как следствие, критического мышления (в отличие от детей). Поэтому, на мой взгляд, успех имеет та образовательная среда, в которой удалось реализовать конфликт опыта с минимальным сопротивлением со стороны взрослого в прохождении конфликта опыта.

2 комментария