Как разработать образовательную игру через адаптацию "Эволюции"?

«Эволюция» — стратегическая настольная игра, в которой каждый игрок создаёт и развивает собственные виды животных. Чтобы выжить, виды должны адаптироваться, приобретать свойства, искать пищу и защищаться от других. При этом ресурсов всегда не хватает на всех, поэтому некоторые виды вымирают, а другие объединяются и начинают кооперацию.

По сути, эта игра — симулятор жизни в меняющемся мире, и через этот факт уже является образовательной. Однако если мы разберем более детально ее механики и элементы, то увидим, что ее спектр применения куда шире, чем биология и теория Дарвина. Давайте же посмотрим!

Источник: Мосигра
Источник: Мосигра

Правила игры

Цель игры: создавайте и развивать свои виды животных таким образом, чтобы они выживали и в конце игры принесли больше всего победных очков. Очки игрок получает за всех своих выживших животных и обретенные ими свойства.

Ход игры: в игре есть несколько фаз с четкой последовательностью действий.

  • Фаза развития. На этом этапе игроки из карт с руки создают животных. Для этого нужно выложить одну карту рубашкой вверх — это будет базовое животное без свойств. Далее к этому животному игрок сможет прикрепить те свойства, которые есть у него в руке. Животное может стать хищником, может отрастить жировой запас, приобрести способность к мимикрии или иную способность. Каждое свойство позволяет эффективнее охотиться, защищаться или выживать. А еще можно создавать коммуникации и взаимодействия между своими животными.
  • Фаза определения кормовой базы. В этой фазе определяется, сколько еды будет доступно в текущем ходу. Это зависит от количества игроков и результатов броска кубика.
  • Фаза питания. После определения доступного количества пищи, животные игроков начинают ее поглощать. Каждому типу животного необходим свой объем питания.
  • Фаза вымирания и получение новых карт. Те животные, что не получили достаточного питания, вымирают. Ход игры запускается далее по кругу, а игроки получают столько карт, сколько животных им удалось сохранить.
Источник: Мосигра
Источник: Мосигра

Чему уже учит "Эволюция"?

Даже без прицельной адаптации игра уже может развивать следующие навыки:

Принятие решений в условиях неопределённости

Неясно, сколько еды появится в общей кормовой базе, какие свойства будут у других существ. У игрока есть ограниченное количество информации, и он вынужден принимать решения и выстраивать свою стратегию в ситуации, когда информации недостаточно.

Адаптивность

Требуется быстро перестраивать стратегию при появлении новых угроз или изменений в среде. Например, если кто-то из игроков создал животное-хищника, то необходимо предпринять действия, чтобы защитить своих животных. А если игрок сам создает хищника, то ему необходимо снабдить его такими свойствами, которые помогут обойти защиту травоядных.

Управление ресурсами

Чем больше животных появляется у игрока, тем сложнее их прокормить. Необходимо четко понимать, сколько животных могут быть полностью накормлено и эффективно управлять своими ресурсами.

Источник: Веселая сова
Источник: Веселая сова

Как адаптировать "Эволюцию" под обучение?

Ключевая механика игры — это развитие животных за счет добавления им различных свойств. Все это происходит с помощью карточек. Однако теоретически развивать можно не только животных.

Симуляция развития компании

На месте карточек животных и их свойств игроки могут собирать модели компаний. Например, добавлять тип бизнес-модели, сферу деятельности, виды расходов. Баланс сохраняется за счет того, что сильные компании могут требовать большого количества ресурсов для поддержания. Компании могут поглощать друг-друга, сливаться или банкротиться. Оригинальная механика игры сохраняется почти в полной мере, меняется наполнение карточек.

Кстати, вместо компаний могут быть страны или цивилизации, а вместо бизнес-моделей и расходов — общественный строй, наличие письменности, пороха и т.д. В этом случае можно изучать геополитику, международные отношения и исторические процессы.

Развитие креативного мышления

За счет объединения разноплановых свойств в оригинальной "Эволюции" могут рождаться необычные существа. Например, водоплавающее, норное животное, умеющее выбрасывать облако чернил и отбрасывать хвост. Это происходит за счет слома шаблонов. Данный принцип можно использовать для развития креативного мышления. Допустим, на примере какого-то продукта.

Подготовьте разные характеристики: большой, цветной, нагревающийся, умный и т.д. Пусть ваши игроки собирают из этих свойств некоторый продукт, например, дом, который будет проверяться индустрией на работоспособность и оригинальность.

Урбанистика и городское планирование

Используйте принцип сбора животных для постройки городских районов. Кто-то из игроков разрабатывает центр, кто-то бизнес квартал, а кто-то спальный район. Вместо кормовой базы может быть финансирование из центрального аппарата или иной ресурс. Все вместе игроки формируют цельный образ города. Как вариант можете ввести заказы на наличие конкретных объектов в городе, и вот игра уже не соревновательная, а кооперативная.

Почему "Эволюция" отличная база для образовательной игры?

  • Наличие разных стратегий. Можно быть атакующим, можно защищаться или пытаться завести альянсы. Это позволяет тестировать разные модели поведения.
  • Наличие конфликта целей. В "Эволюции" приходится балансировать между ростом популяции и устойчивостью. Чем больше существ — тем сложнее их прокормить. Этот конфликт переносим практически на любой жизненный контекст.
  • Наличие пространства выбора и принятия решения. В этой игре у игрока много свободы творчества для создания уникальных существ. Это создает базу для реиграбельности и вариативности.

Что в итоге?

"Эволюция" — это не просто игра про животных, но симулятор адаптации и выживания, где каждое решение имеет цену. Используйте базовые принципы и механики этой игры для адаптации под свою образовательную задачу. Вот увидите, обучение через опыт и практику даст свои плоды!

_________

Больше об образовательных и прикладных играх читайте в моем TG канале "Образовательный геймдев" 🔥

1
2 комментария