Атрибуция отпечатков фотографий и печатной графики

Эта статья — конспект третьего выпуска подкаста «Поперебираем» Артура Ионаускаса, посвященного атрибуции тиражных работ — фотографий и печатной графики.
Речь в нем идет о подписи отпечатков, штампах, тираже, авторских сертификатах к работам.
Эта статья — конспект третьего выпуска подкаста «Поперебираем» Артура Ионаускаса, посвященного атрибуции тиражных работ — фотографий и печатной графики. Речь в нем идет о подписи отпечатков, штампах, тираже, авторских сертификатах к работам.

Ссылки на подкаст:
в контакте
— в телеграм-плеере
— в яндекс-музыке.

Телеграм-канал автора «Мезонин на Петроградской».

Артур — художник, который больше 20 лет работает с фотографией и печатной графикой, член Союза художников России.

Конспект будет, само собой, не дословный, а пересказ своими словами с предисловием, личными акцентами и комментариями. В идеале, конечно, слушать оригинал.

Итак.

Фотографы подписывают отпечатки своих фотографий — это факт. Как свои работы подписывают любые художники.

И насчет того, как подписывать и атрибутировать напечатанные снимки, есть определенные устоявшиеся стандарты. Они довольно гибкие и логичные, но их лучше знать, чем не быть в курсе и подписывать наобум.

Эти стандарты применимы и к тиражной графике тоже, так как нередко отпечатки изготавливаются конвергентными способами, когда негатив фотографии, например, проходит доработку в фотошопе, а затем одним из эстампных методов изготавливаются отпечатки.

Екатерина Кастальская

Зачем подписывать отпечатки?

✔ Подпись отпечатка, во-первых, пригодится самому автору, чтобы, спустя годы, не забыть нюансы съемки, технику печати, да, собственно, сам год, когда фотография была сделана.

✔ Также грамотная атрибуция важна для коллекционеров, галерей и в целом арт-рынка, когда отпечаток выставляется на продажу.

✔ Ну и логично, что атрибуция отпечатка рассказывает зрителю, как работа называется, кто ее автор, когда создана и как, а также позволяет в случае необходимости найти автора фотографии — для приобретения ли работы или для сотрудничества.

Где подписывают отпечатки?

На лицевой стороне и на оборотной.

Подпись отпечатка на лицевой стороне

Слева направо:
слева — название работы, номер оттиска в тираже;
в центре — техника кратко;
справа — фамилия, подпись, год.

🔵 Про тираж

Тираж — это максимально возможное количество отпечатков, которое может быть напечатано с этого негатива.

✔ Решение о тираже автор определяет сам, но логично, что 2/3 отпечаток воспринимается интереснее для потенциального покупателя, чем 2/50 (в подкасте об этом интересно и тактично, послушайте).
В фотографической среде я сталкивалась с понятиями «закрытый» и «открытый» тираж — понятно, в принципе, что это означает.

✔ Взгляды на то, что считать тиражом, меняются со временем.

▪ Раньше каждый новый размер отпечатка считался отдельным тиражом.

▪ Сейчас распространен подход, когда тиражом считается общее количество отпечатков всех размеров во всех техниках печати с одного негатива.

По мнению Артура (и я с ним согласна), такой взгляд на тираж уместен для цифровой фотографии и цифровых методов печати, применимо же к альтернативным техникам печати он воспринимается спорным. На мой взгляд, даже абсурдным, так как разные техники дают настолько разные изображения, что объединять их в один тираж иррационально.

Но, так или иначе, правила игры арт-рынка — это то, с чем приходится считаться.

Как вариант, если художник печатает не цифровыми методами, а вручную — проставлять тираж в случае, если он печатает его сразу, и не проставлять вообще в случае, если автор предполагает, что будет печатать эту работу в будущем время от времени (так тираж остается открытым). Таким образом художник остается честным как с собой, так и с арт-рынком, и избегает ловушки заявить большой тираж, который впоследствии не напечатает.

✔ Тираж пишется через косую черту (черту дроби), например — 1/10, 2/20, 3/5.

✔ Рядом с тиражом могут быть другие обозначения:

▪ AP (Artist's Proof) или EA (Epreauved’Artiste) — авторские экземляры вне тиража для личной коллекции автора. Допустимое количество — 10–15% от основного тиража.Тираж с авторскими экземплярами обычно заявляется так: 20+2 AP.Сами авторские отпечатки чаще всего нумеруются римским цифрами: AP I/II.

▪ HC (от французского Hors de Commerce) — отпечаток вне тиража, не предназначенный для продажи.

▪ PP (Printer’s Proof) — экземпляр для печатника (подарок печатнику, если художник печатал не сам).

Мой комментарий: выставочные отпечатки, напечатанные цифровым методом, не подписываются автором (на них не ставится его подпись). Они не предназначены для продажи, и если их печатали организаторы выставки, после ее проведения отпечатки чаще всего уничтожают (иногда снимают видео, которое затем отсылают автору).

🔵 Про технику печати

На лицевой стороне она пишется кратко, иногда с сокращениями. Для ручных техник печати есть международные стандарты сокращений.

🔵 Фамилия автора, подпись, год

Фамилия может быть написана полностью, а имя или имя и отчество инициалами, могут быть три буквы ФИО или же может быть только подпись.

Год не сокращается, пишется полностью, например — 2025.

✔ Иногда по выбору автора на лицевой стороне отпечатка может вообще ничего не писаться, кроме подписи и фамилии.

✔ Если полей у отпечатка нет (фотография напечатана в обрез), на лицевой стороне не пишется вообще ничего. На самом изображении обычно не пишут, хотя бывают и исключения — если надпись минимальна, или есть какой-то авторский знак, который становится частью композиции.

Атрибуция отпечатка на оборотной стороне

Пишется полностью, без сокращений, содержит больше информации.

Что она обычно включает:
▪ полная подпись, включая ФИО автора
▪ название работы
▪ год
▪ техника печати
▪ размер (сначала высота, потом ширина, через знак ×)
▪ номер в тираже.

Также на оборотной стороне можно написать любую информацию, которая кажется автору важной. Например, что это уникальный экземпляр, оригинальный экземпляр, который не имеет негатива. Можно написать контакты автора, кто или что изображено на работе, выставки, в которых она участвовала.

Чем подписывать отпечатки?

Простым карандашом.

Если подписывать архивным линером, то об этом нужно писать в атрибуции отдельно, чтобы потенциальный покупатель знал, что отпечаток в порядке с точки зрения архивности хранения, его долговременной сохранности.

Использование авторского штампа

В фотопечати и печатной графике авторские штампы встречаются, но нечасто. Хоть это и восточная традиция, но в западной его тоже используют — как элемент авторской идентификации, как дополнительный элемент подлинности работы, как часть фирменного стиля. Иногда он становится частью художественной концепции как визуальный символ или часть композиции.

О чем следует помнить при использовании штампа?

▪ Его используют только в сочетании с подписью от руки, одного штампа для аутентификации недостаточно.

▪ Штамп не должен быть стандартным, машинным, чтобы не потерялась уникальность авторского жеста.

▪ Чернила/краска для штампа должны быть архивными, и об этом нужно писать на оборотной стороне («штамп выполнен пигментными чернилами»). Но даже специальные архивные чернила нужно предварительно тестировать.

При некоторых видах печатной графики штамп может ставиться печатной краской в процессе создания отпечатка (офорт).
Также штамп может быть вообще без краски — конгрев, когда изображение штампа продавливается при печати изображения.

Поля отпечатка

✔ Если работа печатается с полями, то следует различать размер изображения и размер отпечатка. При атрибуции указывается и то, и другое. Например — «размер изображения 20×30 см на листе 30×40 см» или 20×30 см / 30×40 см.

Почему следует указывать оба размера?

▪ Для коллекционеров и галерей важно знать не только размер изображения, но и размер отпечатка, так как от этого зависит оформление при экспонировании, и может зависеть сохранность.

▪ Для аукционов это важно, так как полный размер указывается в каталогах.

▪ Для покупателей — так как от этого зависит, как оформлять работу, как монтировать ее в паспарту, как она будет смотреться в интерьере.

На выставочных отпечатках поля бывают часто, так как они помогают смонтировать работу в паспарту без потери площади изображения, ну и на нижнем поле работа обычно коротко атрибутируется.

✔ Определенных стандартов для размеров полей нет, но есть сложившиеся практики. Удобно оставлять 2-3 см с каждой стороны. Так или иначе, поля делают такими, чтобы они не перетягивали на себя внимание, а служили для «дыхания» изображения.

Вариант маленького изображения на большом листе является художественным решением, когда поля — не вспомогательный элемент, а часть композиции работы.

✔ Само собой, в случае обрезной фотографии, напечатанной в край, без полей — указывается один размер.

Авторский сертификат / сертификат аутентичности

Задача авторского сертификата — подтвердить покупателю авторство фотографа/художника, дать небольшое разъяснение о том, как работа была выполнена, иногда предоставить какую-то еще дополнительную информацию.

Что включает в себя сертификат?

▪ имя автора
▪ название работы
▪ год создания
▪ техника печати
▪ размер изображения и отпечатка
▪ номер в тираже, если отпечаток тиражный
▪ подпись автора
▪ дата

Также на сертификате может быть миниатюра изображения, но это не обязательно.

Авторский сертификат печатается на плотной бумаге. Может иметь логотип или штамп. Иногда может быть оформлен в рамку.

Изготовление авторского сертификата не подлежит никакой сертификации и не требует подтверждения правильности. Дизайн может быть как индивидуальным, так и взятым из интернета.

Автор статьи — фотохудожник Екатерина Кастальская
ВК — https://vk.com/kastalskayaekaterina
ТГ — https://t.me/ekaterinakastalskayaart

Начать дискуссию