Как испортить курс или почему вам точно нужен методист

Всем привет, я Эдуард Хисюков, продакт-менеджер в образовании. Сейчас развиваю образовательную студию “EduTrek”. Команды, для которых образование не является профильным бизнесом, спрашивают: зачем нам методист, продакт и другие персонажи в команде, когда у нас уже есть сильный эксперт?

Как испортить курс или почему вам точно нужен методист

Давайте посмотрим на примере курса по вину, на которые я сходил как ученик. :)

Если образование для вас профессия, скорее всего, вы не узнаете из этой статьи ничего нового. Давайте порадуемся друг за друга и поможем компаниям, для которых образование не является основным бизнесом :)

Я люблю вино, но не очень хорошо в нем разбираюсь. Чтобы прокачаться в теме, взял себе и моим друзьям трехдневный базовый курс про вино, который проходит оффлайн. Какое выбрать хорошее вино? Чем оно отличается друг от друга? Ну не все же только пить его. :)

Дело было летом прошлого года, возможно – и я надеюсь – что они успели что-то изменить. Не буду писать точное название курса и школы, сразу после курса я сделал все, чтобы донести фидбек.

Что мне обещали?

Лендинг зацепил обещаниями “... получить качественную и системную базу или структурировать свои знания” и “... научиться улавливать наиболее характерные ароматы в бокале”.

<p><i>В описании курса значилось: «Структурированная информация, никаких скучных лекций» – конечно же, это меня подкупило.</i></p>

В описании курса значилось: «Структурированная информация, никаких скучных лекций» – конечно же, это меня подкупило.

Я понимал, что это любительский курс, и ожидал, что мне простым языком дадут “базу”, которая позволит начать разбираться в вине в “легкой и интерактивной форме”. Я представлял, что смогу решить вопросы вроде “какое вино купить под это блюдо” и “чем отличается французское вино от португальского” (помимо страны).

Что было не так?

1. Обучение ≠ пересказ ценной информации

Не каждый эксперт является хорошим преподавателем, это частая ситуация. Хотелось бы, чтобы преподаватель на курсе мог объяснять детали простым и понятным для новичков языком и понимать суть проблем. Например, на курсе преподаватель постоянно спрашивал: “Как вам вино?”. В группе нашелся лишь один человек, который улавливал эти “нотки яблока в бокале”, все остальные молчали. Потому что не у всех слушателей есть привычка описывать свои вкусовые ощущения.

Что делать. Поставить эксперта в пару с методистом. Методист подготовит каркас курса и разработает практические задания, которые помогут слушателю подготовиться к описанию своих ощущений. Например, начать с "узнавания" простых запахов (шоколад, кофе) и постепенно усложнять.

2. Неструктурированный материал

Вино лилось рекой, щедро, не как на профессиональной дегустации, а как на хорошей вечеринке. Презентацию было плохо видно при свете, поэтому преподаватель выключал свет. Занятие шло 3 часа с единственным коротким перерывом на 10 минут. Засыпали даже самые стойкие. :)

То, что я рассчитывал освоить, я просто не запомнил. Я очень старался, но не могу вспомнить ничего, кроме слова “терруар”. И я уже не скажу без гугла, что оно значит, какие сорта вина пил и тд.

Что делать. Создать ситуации, при которых слушатель не будет сидеть 3 часа практически неподвижно. Отправить слушателю курса словарь терминов после занятия (например, на почту или через телеграм-бот). В духе: “Сегодня мы говорили о… дегустировали вино… вот список терминов и марок”. И там же опрос прикрутить для быстрого сбора обратной связи.

Еще для того, чтобы предвосхитить проблемы курса, можно построить Student Journey Map, она же — карта пути студента. Это инструмент, помогающий подробно расписать то, как студент взаимодействует с курсом и какие мысли и ощущения у него при этом возникают. Подробнее об этом инструменте можно почитать здесь.

<i>Набросал примерную SJM для этапа дегустации: как только мы прописываем мысли и чувства студента, то сразу понимаем, какие сложности могут возникнуть и как их решить.</i>
Набросал примерную SJM для этапа дегустации: как только мы прописываем мысли и чувства студента, то сразу понимаем, какие сложности могут возникнуть и как их решить.

3. Отсутствие сбора данных

На третий день, конечно, мы не пришли :) "Отвал" слушателей мог быть зафиксирован только визуально. О целях и ожиданиях при старте курса никто не спрашивал, поэтому можно узнать о совпадении или несовпадении ожиданий только постфактум.

Через некоторое время после окончания курса, конечно же, пришла гугл форма для фидбека. Это здорово и правильно, я даже готов пройти проблемное интервью. Жаль, что на негативный отзыв никто не отреагировал.

<p><i>Гугл-форма интегрирована в сайт, но никто не связался со мной после ее заполнения.</i></p>

Гугл-форма интегрирована в сайт, но никто не связался со мной после ее заполнения.

Отсутствие работы с обратной связью – самая главная беда не только этого курса, но и многих остальных.

Что делать. Собирать обратную связь на месте после каждого занятия, на бумажке или в сообщении чат-боту и фиксировать в статистике.
Внимательно проверять, что ожидания, которые формируют маркетинг, продажи, совпадают с возможностями курса.
Например, можно попросить каждого написать на стикере коротко свои ожидания от курса и анонимно обсудить его.

4. Возможные проблемы юнит-экономики курса

Курс был короткий и недорогой, а вино, напомню, лилось рекой :) Если цель - привлечь слушателей на другие более продолжительные курсы, то первый опыт взаимодействия со школой должен был быть организован по-другому. Если цель - увеличить продажи магазина вина, на базе которой сделана школа, то слушателю надо было проявить усилия, чтобы сделать покупку.

Что делать. Не зная цели, сложно давать советы. Возможно, для привлечения новых клиентов в винный магазин есть более эффективные способы (дегустации-ивенты на несколько часов). А для развития рентабельного образовательного направления нужно привлекать продактов и методистов.

Так зачем нам методист?

Сделать курс (лонгрид, хакатон, etc), которая поможет слушателю достичь поставленной цели. В целом, чек-лист классного курса может быть таким:

  1. Поставить главную и второстепенные цели курса. Зачем нам он: поделиться экспертизой или еще и монетизировать ее, увеличить выручку какого-то бизнес-юнита, привлечь клиентов, etc?
  2. Сверстать юнит-экономику продукта.
  3. Убедиться, что команда продукта, маркетинг и продажи в курсе целей курсов и одинаково ее понимают, что один из этих блоков не формулирует завышенные ожидания у клиента.
  4. Спроектировать вместе с методистом комфортную образовательную среду для слушателей курса.
  5. Собирать обратную связь, метрики, реагировать на любые отклонения.
Эдуард Хисюков
продакт-менеджер в образовании, руководитель образовательной студии "EduTrek", преподаватель
2525
33 комментария

Спасибо за статью, было полезно) А как понять, что перед вами хороший методист? На что ориентироваться?

4

Если образование - не профильная история, то попросить портфолио, пройти один из модулей/занятий, посмотреть на практику, задать вопросы,

4

А будет ли вторая часть, где будет разобран пример курса с методистом?А то вроде бы и понятно, что методист нужен, но для чего именно, не до конца понятно, хотелось бы побольше примеров)

2

Ага, ок, хорошая идея для следующей статьи)

1

Так может цель курса была не научить, а набухать?)) Деньги вы отдали - орги довольны, а качество обучения им походу и не так важно.

2

Тогда это не надо называть обучением :) И, если честно, сомневаюсь в прибыльности.

А еще учитывая, что эксперты любят пихать в контент курса все, что знают, а не все, что нужно клиенту, методист явно очень нужен) надо поберечь клиента ведь)

2