ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. ТАК ЛИ ХОРОШ LOW-CODE?//Что может быть лучше, чем LOW-CODE?//Почему не low-code

С каждым годом low-code платформы становятся всё более востребованными. Системы такого типа появились на любой вкус: от конструкторов сайтов до CRM-систем. Это неудивительно, поскольку эти системы обещают упростить и удешевить такую проблемную вещь, как разработка программного обеспечения.

Пока управленцы радуются возможность сэкономить, работники IT-отделов хватаются за голову. Так ли хорош low-code, как его рекламируют?

ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. ТАК ЛИ ХОРОШ LOW-CODE?//Что может быть лучше, чем LOW-CODE?//Почему не low-code

ЧТО ТАКОЕ LOW-CODE

Low-code – это метод проектирования приложений с помощью графических инструментов и встроенных функций, который позволяет заниматься разработкой без обширных знаний в области программирования. Но если встроенных функций не хватает, то есть возможность добавить их самому путём ручного написания кода.

Проще говоря, если при «традиционной» разработке перед тобой лишь лист блокнота, на котором пишется код, то при разработке на low-code платформе система помогает тебе красивым графическим представлением, диалоговыми окнами, функциями drag-and-drop и готовыми шаблонами.

ЧЕМ ХОРОШ LOW-CODE

ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. ТАК ЛИ ХОРОШ LOW-CODE?//Что может быть лучше, чем LOW-CODE?//Почему не low-code

Low-code платформы позиционируются как решения, предназначенные упростить работу программиста; многие обещают возможность создания приложений и без знаний программирования. Чаще всего low-code системы имеют в своём составе набор простых готовых модулей. Функционал, предложенный платформой, вполне может подойти для небольшого бизнеса без специфичных рабочих процессов.

ГДЕ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ LOW-CODE ПЛАТФОРМЫ

Low-code зачастую вводит в заблуждение несвязанных с ИТ-сферой людей. Реклама таких платформ поддерживает фантазию о «лёгком превращении идеи в реальность». Но очевидно, что сделать это сложно в любой области.

В разработке программного обеспечения главная сложность состоит не в программировании: синтаксис языков программирования, даже специфичных, можно изучить, в особенности, если уже каким-либо владеешь. Основная проблема состоит в самом проектировании. Нужно уметь переключаться от реальных вещей к абстрактным объектам и разбивать цель на много маленьких задач. Low-code платформы эту проблему не решают.

Но, как и любой инструмент, low-code платформы имеют свою область применения. Этот метод проектирования приложений больше подходит для небольших предприятий. Для примера, можно привести Microsoft Excel. Конечно, эта программа не позиционируется как low-code, но при этом имеет многие признаки такого подхода: клетки таблицы представляют собой элементы визуального программирования, благодаря чему пользователи могут настроить даже сложные вычисления, а если какого-то функционала не хватает, то можно его дописать при помощи языка VBA. Excel применим во многих сферах: складском учёте, бухгалтерии, взаимодействии с клиентами. Но всё упирается в масштабируемость: при паре сотрудников и сотне клиентов, такое решение применимо, но если сотрудников сто, а число клиентов измеряется в сотнях тысяч, то работать в одном документе становится невозможно. Поэтому по мере роста компании нанимают разработчиков, которые заменяют условный Excel, который становится невозможно масштабировать, на специализированную программу.

Также low-code хорошо подходит для прототипирования. Например, в игровом движке Unreal Engine дизайнеры часто прибегают к внутреннему инструменту Blueprints - системе визуального скриптинга, который тоже можно отнесли к low-code. Таким образом, сотрудники компаний-разработчиков могут без помощи программистов имитировать работу игры, чтобы показать прототип заказчикам или инвесторам. Но позднее все эти скрипты будут переписываться на язык C++.

КАКИЕ НЕДОСТАТКИ У LOW-CODE

ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. ТАК ЛИ ХОРОШ LOW-CODE?//Что может быть лучше, чем LOW-CODE?//Почему не low-code

Обещанная лёгкость – иллюзия

Как с любой программой, c low-code платформой нужно уметь работать: разбираться, читать документацию. За пару часов рабочую систему, которая будет отвечать всем требованиям, собрать не получится. Сложность возникает также и с настраиваемостью: готовые модули выполняют лишь базовый функционал. Поэтому всё равно приходится прибегать к значительному объему программирования.

Проблемы с масштабируемостью

Low-code платформы сложно, а зачастую невозможно масштабировать по мере значительного увеличения объёмов данных и роста сложности бизнес-процессов.

Проблемы с производительностью

Из-за готовых компонентов, генерируемый код может быть «раздутым» и неоптимизированным. Это увеличивает время загрузки системы, выполнения операций, что негативно сказывается на пользовательском опыте, замедляя работу и нервируя сотрудников.

Лицензирование своего кода

Правила лицензирования самописных модулей и встроенного кода разнятся от платформы к платформе. Если при написании своего приложения разработчик или команда сама определяет, кому принадлежит код и модель его распространения, то с low-code платформами всё не так однозначно, и нужно потратить время на изучение правовой документации.

LOW-CODE + CRM-СИСТЕМА. ДА ИЛИ НЕТ?

В сознании некоторых специалистов, low-code CRM-системы превосходят полноценные custom-code решения в адаптивности. Но это не более, чем заблуждение, подпитываемое рекламой low-code систем.

Чтобы раскрыть эту мысль, рассмотрим конкретную задачу бизнеса, решаемую системами, базирующимися на low-code, а также сравним это решение с подходом, применяемыми в промышленной системе Fora CRM.

Например, создание карточки продукта. В типичной low-code системе на основной экранной форме есть некоторое количество обязательных блоков с ограниченным числом полей, а также возможность добавлять при помощи drag-and-drop какие-то недостающие объекты. Скажем, продукт – это кредит. У него есть диапазон сумм и валюта. И из широкого перечня дополнительных атрибутов мы можем перенести в карточку блоки со ставкой, залогами, сроком и т.п. И, допустим, каждый сотрудник сделает карточку такой, с которой ему комфортно, по его мнению, работать. Вроде бы звучит отлично. Но только на первый взгляд. В итоге получится, что сотрудники работают, по сути, на разных рабочих местах, то есть в разных условиях.

Fora CRM в свою очередь предлагает гибкую и полнофункциональную систему с выдержанным дизайном, удобным интерфейсом, а главное – с широкими возможностями настройки. Если взять ту же карточку продуктов, то мы увидим, что те самые атрибуты могут быть созданы и добавлены во всем своем многообразии. Просто вместо того, чтобы переносить блоки с готовыми атрибутами, Fora CRM предлагает создавать их в считанное количество кликов: введите название, задайте тип данных (текст, число, проценты и т.д.) и установите диапазон значений, если нужно. Атрибут создан и отображен в структурированном виде во вкладке с другими атрибутами.

Если параметр подразумевает сложные вычисления, то там, где в low-code требуется, например, работа в редакторе с написанием кода, в Fora CRM вы можете описать требуемые вычисления для выбранных полей в базе, не выходя из формы создания атрибута. А благодаря структурированности данные могут быть отсортированы и отфильтрованы, а не просто занимать пространство в карточке, путаясь с другими блоками.

Low-code системы завлекают приятными заявлениями о том, что они дают неисчерпаемый инструмент создания удобного рабочего пространства, благодаря которому бизнес-задачи могут выполняться наиболее быстро и эффективно. Но звучит это здорово только до тех пор, пока не начинается непосредственная работа в системе, ведь создать дружелюбный интерфейс – непростая задача. И промышленные системы вроде Fora CRM берут эту нагрузку на себя, предлагая удобное согласованное с заказчиком решение. И, возвращаясь к «наиболее эффективному выполнению бизнес-задач», как определить эту эффективность, если low-code платформы нечасто предлагают адекватные инструменты прогнозирования и расчета KPI? Полнофункциональные custom-code системы же предлагают соответствующий функционал по определению: и расчет эффективности сотрудников в любых разрезах данных, и создание планов, и создание рабочих мест с персонализированными дашбордами, наполненными информативными настраиваемыми виджетами.

ПОДРОБНЕЕ О FORA CRM

Когда речь заходит о чуть более сложных требованиях, а наш двадцатилетний опыт работы с крупными финансовыми структурами говорит о том, что это случается почти всегда, low-code преимущества меркнут перед проблемами. Некоторые потребности банков и страховых компаний в принципе не поддаются стандартным решениям и реализации в low-code системах. Если же рассматривать проекты в торгово-промышленном секторе, то тут также зачастую встречаются специфические требования, связанные с биллингом, логистикой, работой с поставщиками и другими приоритетными для конкретного заказчика областями.

Как показывает практика, наиболее значимыми факторами успешности и результативности CRM-проекта являются:

• Глубокая CRM-экспертиза вендора и отраслевой опыт. В обыденной жизни мы хотим получать услуги от самых опытных специалистов, будь то массаж или ремонт чайника. Так и при решении проблем предприятия лучше полагаться на профессионалов в данной отрасли;

• Собственная команда CRM-специалистов, обеспечивающая весь цикл внедрения: от бизнес-консалтинга и дальнейшей поддержки и развития. Получать весь перечень услуг в одном месте гораздо удобнее и экономичней, чем искать всё по отдельности;

• Наличие отраслевых решений, дополнительных модулей, готовой проектной документации.

Всё это если не удовлетворяет на 100% все запросы заказчика, то всё равно существенно экономит время и деньги, а также помогает в генерации собственных идей. Все вышеперечисленные факторы вместе с custom-code системой Fora CRM дают неограниченные возможности и способны угодить любому, даже самому требовательному заказчику.

Выбор в пользу Fora CRM предоставляет отличный баланс между скоростью настройки, внедрения и гибкостью, функциональностью. Данный выбор обеспечивает компаниям эффективные инструменты для управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов.

Преимущества Fora CRM

ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. ТАК ЛИ ХОРОШ LOW-CODE?//Что может быть лучше, чем LOW-CODE?//Почему не low-code

Гибкость

Наши клиенты могут подобрать оптимальный состав решения. Начать с быстрого внедрения уже готового базового отраслевого решения, которое можно будет постепенно наращивать за счет дополнительных модулей или адаптации Fora CRM под уникальные потребности.

Быстрота настройки

В базовой конфигурации Fora CRM готова к использованию сразу после покупки, а доработка под требования заказчика занимает в среднем 4-20 недель.

Масштабируемость

Модульная архитектура Fora CRM делает решение отказоустойчивым и гибким при масштабировании.

Полный контроль

Наш подход к кастомизации позволяет организациям иметь полный контроль над системой и ее компонентами и снимает ограничения по реализации требований заказчика.

Входит в реестр отечественного ПО

Fora CRM соответствует современным требованиям и реалиям рынка.

Широкие возможности интеграции

Fora CRM легко встраивается в любой ИТ-ландшафт и интегрируется с любыми внешними системами.

Кроссплатформенность

Написанная на .NET Core, Fora CRM является кроссплатформенным приложением и может работать на базе операционных систем семейства Windows и Linux.

Поддержка разных СУБД

В качестве системы управления базами данных могут быть использованы Oracle, MS SQL, PostgreSQL.

Безопасность

Работа с базами данных осуществляется с помощью собственного механизма безопасности доступа, который контролирует права доступа к записям базы данных для пользователей системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Low-code обещая высокую скорость и лёгкость разработки, заставляет забыть об оптимизации, масштабируемости и сложных требованиях. Custom-code настораживает самим своим названием и мнимой дороговизной и сложностью. Но каждая система имеет свою область применения.

Low-code хорошо показывает себя в качестве тестового или переходного решения, в ожидании внедрения специализированной системы. А custom-code прекрасно показывает себя в качестве постоянного решения для крупного бизнеса.

Успех подбора и внедрения CRM-системы в компании определяется не только ее оптимальностью для бизнеса: с одной стороны система не должна быть избыточной и сверхсложной, а с другой - не должна ограничивать и сдерживать рост компании. Но в первую очередь, успех определяется CRM-стратегией бизнеса и лояльностью собственных клиентов.

11
Начать дискуссию