История «Бизнес Молодости»: как взлетел и почему умер первый инфобизнес СНГ

Миллиардный оборот, горы критики и внезапный распад дуэта Дашкиева и Осипова

История «Бизнес Молодости»: как взлетел и почему умер первый инфобизнес СНГ

Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем так, для души.

Сегодня вспоминаем первый в СНГ инфобизнес — «Бизнес Молодость». Осипов и Дашкиев вырастили компанию до миллиардного оборота, получили горы критики и шлейф шарлатанства.

Разбираемся, как взлетела «Бизнес Молодость», за что её критиковали и почему, несмотря на огромную выручку, бизнес умер.

Как взлетела «Бизнес Молодость»

Основатели «Бизнес Молодости», Осипов и Дашкиев, выросли в Чебоксарах и переехали в Москву учиться. Осипов строил политическую карьеру и работал помощником депутата от ЛДПР в Госдуме.

Для постоянного дохода Осипов работал менеджером по продажам, а на последних курсах университета устроился в компанию «Ораторика», где вёл тренинги по публичным выступлениям.

Дашкиев работал в школе менеджеров «Арсенал», а потом вместе с приятелем запустил маркетинговое агентство и магазин энергосберегающих ламп.

Успешный успех для детей. Осипов начинал с работы со школьниками: сначала продавал курсы допобразования, а затем вёл для детей лекции по публичным выступлениям.

Возможно, поэтому «Бизнес Молодость» — БМ — в начале жизни была «Бизнес юностью». Осипов и Дашкиев уже тогда обещали детям 11–17 лет «навыки для достижения успеха в жизни» и формирование «мышления и образа жизни успешного человека».

Начинать успешный успех — так сразу с 4 класса.

<p>Группа БМ существует до сих пор. <a href="https://vk.com/bzunost" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Группа БМ существует до сих пор. Источник

<p>Если вы «25-летний тормоз, который не знает, чего хочет», смотрите на 15-летнего ученика. Всё очень просто: печатаете объявления и принимаете заказы, а дальше как попрёт! И сразу в миллионеры. <a href="https://petr-osipov.livejournal.com/14524.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Если вы «25-летний тормоз, который не знает, чего хочет», смотрите на 15-летнего ученика. Всё очень просто: печатаете объявления и принимаете заказы, а дальше как попрёт! И сразу в миллионеры. Источник

Личностный рост для студентов. Дальше Осипов и Дашкиев попали в студенческую тусовку: в 2010-м на бизнес-акселераторе ВШЭ Дашкиев и Осипов провели мастер-класс «Бизнес и молодость».

Молодые бизнесмены так вдохновились заработком 150 000–200 000 ₽ в свои 20 лет, что захотели писать об этом книгу. Но книга — дело небыстрое. Поэтому решили продавать сразу: «Если выступаем, надо что-то продать». Так и появился клуб «Бизнес Молодость».

Истины простые: не надо работать и разбираться в какой-то сфере, можно просто захотеть, поставить цель и достичь результатов.

<p>Пример рекламного объявления о тренинге в МГУ. Вся нормативка бизнеса — вбитые в голову тараканы. <a href="https://lomonosov-msu.ru/rus/event/634/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Пример рекламного объявления о тренинге в МГУ. Вся нормативка бизнеса — вбитые в голову тараканы. Источник

<p>То ли дело дети, которые торгуют вне закона и получают «феноменальные результаты». Привет от налоговой и органов опеки, кстати. <a href="https://lomonosov-msu.ru/rus/event/634/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

То ли дело дети, которые торгуют вне закона и получают «феноменальные результаты». Привет от налоговой и органов опеки, кстати. Источник

Кстати, книги у Осипова и Дашкиева тоже вышли, но позже — «Построй свой бизнес. От идеи до денег за 3 недели» и «Бизнес Молодость. Начни свой бизнес».

Доросли до взрослых. В формате студенческих клубов БМ существовала полтора года. За это время вокруг инфобизнесменов появился резонанс, а приходить стали не только студенты, но и начинающие предприниматели.

Тогда Осипов и Дашкиев решили делать продукт для предпринимателей. Появилась система курсов:

  • «Интенсив» — два занятия по запуску бизнеса за 8 000–10 000 ₽;
  • «Цех» — восемь занятий за 20 000–30 000 ₽;
  • «Миллион за сто» — продвинутый курс на два месяца за 300 000 ₽.

Тренинги стали транслировать и в другие города России: в зале собиралась группа людей, и организаторы выводили на экран трансляцию с тренинга в Москве или Питере; организаторы получали процент. БМ расползлась по 14 городам, в их числе Питер, Самара, Ульяновск.

В 2012-м выручка БМ составила 8,3 миллиона рублей, а в 2013-м — 477 миллионов рублей, благодаря рекламе и резонансу вокруг тренингов.

Все следующие годы выручка продолжала расти, и к 2018-му перевалила за миллиард. Вместе с ней росли хейт и слава инфобизнесменов.

Сам Осипов рассказывал в интервью Олегу Тинькову *: «Собрали группу из таких же людей, как мы, стали чё-то делать. Как мы можем вырасти, чтобы стало больше денег? Потом хлопок — и миллиард».

* Признан в РФ иностранным агентом.

<p>Ещё интересное из интервью: «Расскажи, как вы клиентов привлекаете?» — «Я до сих пор не знаю точно, как это работает». <a href="https://youtu.be/a-hoA97VcoU?si=yZleI7XZ6jMZfcRB" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Ещё интересное из интервью: «Расскажи, как вы клиентов привлекаете?» — «Я до сих пор не знаю точно, как это работает». Источник

Почему «Бизнес Молодость» была так популярна

Популярность объясняют два фактора: простая подача и вирусность проекта.

Простая подача. В девяностых и нулевых случился бум предпринимательства, но школ бизнеса было мало, и информацию там подавали тяжело и скучно.

То ли дело подход БМ: всё просто, чётко, понятно (упрощённо, оторвано от действительности и разбавлено водой).

<p>Это <a href="https://vc.ru/flood/321957-manimeyking-i-400-nish-ot-biznes-molodosti-spasibo-eto-bylo-ochen-smeshno" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">часть брошюры</a> «113 манимейкинг действий». Всё предельно просто, говорят нам: продайте своим контактам, продайте через коммерческое предложение, запустите соцсети. Спасибо, кэп</p>

Это часть брошюры «113 манимейкинг действий». Всё предельно просто, говорят нам: продайте своим контактам, продайте через коммерческое предложение, запустите соцсети. Спасибо, кэп

Ещё пример — метод декомпозиции от БМ. Это что-то отдалённо похожее на юнит-экономику. Но высчитывать юнит сложно и долго. Поэтому БМ предлагают понятную и простую схему.

<p>Как, по мнению БМ, должна работать декомпозиция</p>

Как, по мнению БМ, должна работать декомпозиция

Вирусный проект. Скандальная репутация шла впереди Осипова и Дашкиева — их называли обманщиками, шарлатанами, а по интернету летали ролики, как Осипов орёт на участников тренинга (мы тоже покажем — ниже).

Но вместе с этим и росло количество положительных отзывов: кто-то получил «мотивационный пендель», кто-то — полезные контакты.

А вот как объяснял успех БМ один из выпускников: «Ребята научились сложные вещи объяснять простым языком и делать это весело. И это было маленькой революцией». Этим выпускником был Аяз Шабутдинов.

История «Бизнес Молодости»: как взлетел и почему умер первый инфобизнес СНГ

За что хейтили «Бизнес Молодость»

Сектантство. Начинающие предприниматели попадали в «чистилище» — ну, как у Данте. Оттуда либо вверх — к небожителям-предпринимателям, которые зарабатывают до 300 000 ₽, либо в «ад» — в работу по найму.

История «Бизнес Молодости»: как взлетел и почему умер первый инфобизнес СНГ

Ещё один из признаков сектантства — идея, что мир поделён на своих и чужих. Структура внутри БМ делилась на уровни, где основатели непогрешимы — и играют на эмоциях и низкой самооценке участников.

История «Бизнес Молодости»: как взлетел и почему умер первый инфобизнес СНГ

Раздутые результаты. На тренингах Осипов и Дашкиев уверяли: выпускники БМ покупают квартиры в центре Москвы и дорогие машины, потому что научились мечтать по-крупному и расширили картину мира.

Все истории успешного успеха на сайте БМ аккуратно подписывали: «Информация предоставлена участником, прошедшим обучение». А истории часто не проходили проверку на факты: то сайт компании не работает, то заявленные цифры, по мнению других участников рынка, уж слишком амбициозные.

Ну, например, на сайте БМ был кейс, в котором утверждалось, что правильно настроенный директ помогает зарабатывать 1 500 000 ₽ в месяц на ремонте ноутбуков.

Нашлось и разоблачение. Владелец мастерской по ремонту компьютеров подсчитал: заработать 1 500 000 ₽ в месяц на ремонте ноутбуков можно, если 20 сотрудников будут работать весь месяц без зарплаты, и при этом не нужно будет платить за аренду и расходники.

<p>На сайте БМ утверждали: настраиваешь директ — и происходят чудеса</p>

На сайте БМ утверждали: настраиваешь директ — и происходят чудеса

Агрессия. На марафонах желаний участников гладили по шерсти и учат любить себя, а вот на тренингах БМ люди регулярно получали словесно по лицу — в присутствии сотен других людей.

Вот например, Осипов кричит на девушку и говорит, что она «просрёт шанс»:

Продажи. Пришёл на один тренинг? Теперь пора и на второй, приятель. А за ним на третий, а дальше на курс «Миллион за сто».

Об этом вам заботливо напомнят сотрудники колл-центра: «Да, я помню, мы договаривались созвониться только через два месяца. Но я решил, что вам важно будет напомнить, что цены на наши тренинги растут, и если вы не оплатите сейчас, то такой выгодной цены уже не будет», — уговаривал сотрудник колл-центра «Молодости» журналистку The Village.

Кроме того, участникам предлагали заплатить за разработку сайта и фирстиля, бухучёт, аналитику, настройку рекламы — в общем, за всё то, чему не учили на курсах.

Вода вместо обучения. Супруги Анна и Роман Фирсовы решили пройти VIP-курс за миллион рублей. На первой встрече Осипов пообещал двухнедельный курс по здоровью, спорт каждый день и две поездки в Европу на шопинг со стилистами и встречу с основателями БМ.

В итоге у участников было несколько встреч с Осиповым, бесконечная формулировка и переформулировка целей и несколько занятий по цигуну и боксу. И ещё Осипов рассказывал, как строить отношения в семье и воспитывать детей.

Когда Фирсовы захотели вернуть вложенные 2 000 000 ₽, естественно, им отказали.

Как и почему всё посыпалось

В 2018-м дуэт Осипова и Дашкиева раскололся: Дашкиев предложил перевести формат тренингов в личную работу с учениками. Осипов отказался — он же автор, человек сцены.

В 2019-м Дашкиев из компании ушёл. Примерно тогда же всё посыпалось: год компания закрыла с убытком в почти 28 миллионов рублей. Это объясняли так: Дашкиев отвечал на операционную работу, расходы и менеджмент. С его уходом заниматься всем этим стало некому.

Выросла и конкуренция: выпускник БМ Аяз Шабутдинов в начале 2020 года пересобрал «Like Центр» и сам начал рассказывать, как «стать успешным предпринимателем». Кстати, у нас нет курсов о том, как стать предпринимателем, но вот как стать успешным инфобизнесменом — рассказываем на примере Аяза и других.

История «Бизнес Молодости»: как взлетел и почему умер первый инфобизнес СНГ

Последний гвоздь вбили пандемия и запрет на массовые мероприятия. Офлайн-тренинги стали невозможны — и выручка БМ рухнула. В августе 2020-го Осипов объявил о закрытии бизнеса: «Вы даже не представляете, что сейчас происходит в моей жизни. Я не могу сразу написать всего, но очень хочу».

Кажется, в реальном мире не помогло просто «правильно поставить цели и изменить образ мышления».

Кстати, дело БМ живёт: Осипов продолжает вести тренинги успешного успеха и делиться кейсами.

<p>Главное показать рост дохода в несколько раз. Как с этим связаны сброс веса, познание любви родителей и секс с мужем, Осипов нам не объясняет. <a href="https://mets.bz/?scan=010e3033-bcca-47a1-8d6d-f4f20cc7d4d4&amp;scan_id=542f1890-b5fb-49ff-ae3c-a53e8a72ec4b" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Главное показать рост дохода в несколько раз. Как с этим связаны сброс веса, познание любви родителей и секс с мужем, Осипов нам не объясняет. Источник

«Бизнес Молодость» взлетела как дерзкий проект, который упрощал информацию и учил бизнесу на грани фола. Однако сами организаторы построить нормальные бизнес-процессы так и не смогли, и раздувшиеся расходы сожрали остатки прибыли.

Возросшая конкуренция добила «Бизнес Молодость» — люди пошли за новым подходом и новым продуктом. Но это уже совсем другая история.

Если вам понравился текст, вы можете заказать такой для своей компании. Мы в агентстве КОМРЕДА создаём медиа, блоги, спецпроекты, соцсети и многое другое.

А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.

73
63 комментария

Знаю лично немало людей, пострадавших от деятельности этих персонажей. Организация, на мой взгляд, принесла больше вреда, чем пользы.

6
Ответить

Лично знаю не мало людей кто наоборот "поднялся, и "поднялся" очень прилично, что покупали крузаки с салона (в забайкалье это считается лучше бмв, ауди и мерсов вместе взятых), но знаю и тех, кто без ума брал кредиты на курсы (благо они тогда стоили как одна месячная зп, речь про 2013-2014 годы). Последние и сейчас берут кредиты на всякие гигбрейнсы и прочее цыганство, их не поменять.

3
Ответить

😢
Надеемся, они смогли с этим справиться ❤️‍🩹

1
Ответить

Первый инфобизнес СНГ?

Как можно писать о том, в чем вообще не шарите?
Или вы думаете, что забавные картинки спасут от незнания мат части?

БМ раскрутил Парабеллум. Чего в принцип ни БМ, ни Парабеллум никогда не скрывали.
А до БМ у Парабеллума были успешные инфобизнесмены ученики. Которые зарабатывали больше БМ задолго до появления БМ.

6
Ответить

Не спорим, БМ рассматриваем со стороны известности, все-таки они одни из первых стали настолько известны именно широкой публике

1
Ответить

Легендарное интервью Тинькову 😆

5
Ответить

Ага
Все его интервью легендарны :)

Ответить