Как объяснить сложную идею или услугу: 3 приёма на примере конференции DevOps Conf 2024

4-5 марта проходила конференция DevOps Conf 2024, где я выступала в качестве докладчика с темой «Как задавать вопросы Экспертам, чтобы развиваться профессионально?»

Важно понимать, что мероприятие было узконаправленным, и его целевой аудиторией были определённые IT-специалисты — DevOps-инженеры и те, кто с ними связан. Человеку, который не работает в IT, может быть непонятно, что такое вообще DevOps-направление и чем занимаются соответствующие специалисты.

Это было изначально непонятно и мне, поэтому при подготовке к конференции пришлось читать материалы, чтобы разобраться, перед какой аудиторией я буду выступать.

В связи с этим у меня появилась идея для небольшого материала о том, как объяснить сложную идею, услугу или деятельность. Ведь наверняка DevOps-инженеры пытаются объяснить семье или друзьям, не связанным с IT, чем они занимаются — интересно, как у них это получается?!

Чтобы собрать материал, я опросила несколько докладчиков, с которыми познакомилась на конференции, а также искала приёмы в докладах, которые представляли спикеры. Давайте рассмотрим три приёма, которые мне удалось вывести из найденных примеров.

Как объяснить сложную идею или услугу: 3 приёма на примере конференции DevOps Conf 2024

Приём № 1. Описать Вашу деятельность обобщающим названием, которое поймёт аудитория

У многих людей есть определённый стереотип и образ профессии программиста или IT-специалиста, но мало кто знает, кто такой DevOps-инженер и чем он занимается. Поэтому некоторые просто дают обобщающее название вместо того, чтобы объяснять тонкости своей деятельности, например:

  • Программист в специализированной области
  • Компьютерщик, айтишник
  • Инженер в Росатоме и т.п.

Соответственно, если Вы занимаетесь какой-то сложной, узконаправленной деятельностью и Вам нужно быстро и ёмко объяснить, в чём она заключается, можно описать её обобщающим словом, вокруг которого у людей уже есть определённый образ или стереотип.

Например, я провожу интервью с Экспертами, чтобы извлекать из них новые и полезные знания, которыми сможет воспользоваться аудитория. Но, например, у людей, которым я представляюсь, может не быть стереотипа о том, что такое извлечение знаний и зачем это нужно.

В таком случае, мою деятельность можно обобщить словом «интервьюер» или «журналист» — ведь часто именно такой образ всплывает у людей, когда я объясняю, чем я занимаюсь: «А, так Вы — журналист?!»

Другой вопрос, если необходимо отстроиться от определённого образа или скорректировать негативный стереотип. Приведу пример: многие журналисты создают попсовые интервью с Экспертами и тратят их время зря. Мой подход совершенно другой — я извлекаю знания с помощью развивающих вопросов. Поэтому я не хочу, чтобы меня ассоциировали с журналистами.

Или другой пример: у многих людей есть стереотип о том, что учёные — это замкнутые, нелюдимые люди пожилого возраста, которые сидят в лабораториях, что-то высчитывают, корпят над бумажками и мало зарабатывают. Если человек понимает, что аудитории есть негативное восприятие, то использовать этот приём не стоит.

В остальном, если Вам нужно быстро и ёмко объяснить, чем Вы занимаетесь, то можно использовать обобщающее слово, по поводу которого у аудитории есть нейтральный или положительный стереотип.

Приём № 2. Описать деятельность через проблему, которую Вы решаете

Когда кто-то пытается объяснить, чем он занимается, то есть риск начать давать навороченные, объёмные определения, которые никто не поймёт, кроме самих же специалистов этой области.

Например, общаясь с докладчиками на конференции, я узнала, что сами DevOps-инженеры не всегда могут объяснить в общем виде, чем они занимаются, потому что, во-первых, в каждой компании у такого специалиста свой круг задач и обязанностей, а во-вторых, есть много определений DevOps-направления, в которых опять же можно запутаться.

В этом плане, меня заинтересовало, как сформулировал суть DevOps один из докладчиков: «DevOps — это проблема взаимодействия». Это значит, что специалисты решают проблему взаимодействия в IT-компаниях между теми, кто занимается разработкой, и теми, кто занимается эксплуатацией.

Соответственно, если Вы хотите объяснить, в чём заключается Ваша деятельность, можно сформулировать проблему, над решением которой Вы работаете.

Например, я провожу интервью с Экспертами. Обычно я объясняю, что есть проблема — самые свежие знания в головах у Экспертов, но извлекать их мало кто умеет, хотя это необходимо для профессионального развития.

Приём № 3. Дать запоминающуюся метафору, объясняющую Вашу деятельность

Когда речь идёт о сложных вещах, на помощь приходят метафоры. Ведь часто метафора впечатывает в память яркий образ, который не может не запомниться.

Расскажу об одной из метафор, которая появилась во время одной из моих самопрезентаций. Когда я была на DevOps Conf, я знакомилась с другими докладчиками и рассказывала, что извлекаю знания из Экспертов. Когда я представлялась таким образом, словосочетание «извлекать знания» вызывало интересные ассоциации — как будто из Эксперта нужно вытаскивать знания тисками.

Поэтому в ходе знакомств и разговоров возникла идея для самопрезентации: «Знаю, как извлекать знания из Экспертов без паяльника».

Приведу другой пример метафоры. Один из докладчиков рассказывал про герметичные репозитории. На слайд он поместил фотографию героя детективов Агаты Кристи Эркюля Пуаро и сказал: «Есть герметичные детективы — когда герои заперты в замкнутом пространстве, а есть почти то же самое — герметичные репозитории».

Таким образом, объяснить и запечатлеть в памяти сложную идею или услугу можно с помощью яркой метафоры. На мой взгляд, отдельная тема для исследований: как именно создавать подходящие метафоры?

Подводя итог...

Если Вы занимаетесь сложной интеллектуальной деятельностью и хотите сделать так, чтобы у аудитории сложилось о ней представление — будь то Ваши знакомые, зрители на выступлении или деловом мероприятии или же подписчики в социальных сетях — можно использовать следующие приёмы:

  • Описать Вашу деятельность обобщающим названием, которое поймёт аудитория
  • Описать деятельность через проблему, которую Вы решаете
  • Дать запоминающуюся метафору, объясняющую Вашу деятельность

Ваши возможности

1) Купить книгу-методику Татьяны Кыркаловой «Система вопросов Т. В. Кыркаловой: 85 примеров и 55 задач»

Как объяснить сложную идею или услугу: 3 приёма на примере конференции DevOps Conf 2024

2) Регистрация на онлайн-конференцию «Как с помощью вопросов извлекать знания из Экспертов»

3) Плейлист с видео по теме научного PR

Как объяснить сложную идею или услугу: 3 приёма на примере конференции DevOps Conf 2024

4) Подписаться на проект «Научные интервью с Татьяной Кыркаловой» в социальных сетях:

Начать дискуссию