Ожившее пространство телеэкрана

Этим стереоскопическим фотографиям более ста лет...
Этим стереоскопическим фотографиям более ста лет...

"Их снимали самые разные люди: бойцы на полях сражений Первой мировой войны, мирные жители, очевидцы тех страшных событий, санитары в госпиталях, военные корреспонденты… Снимали теперь уже для нас древними стереоскопическими фотокамерами на стеклянные пластинки. Десять стереопар в каждой обойме. Удивительно, что таких стереоснимков сохранилось великое множество…" - режиссер и продюсер Дмитрий Новиков проводит авторский мастер-класс о возможностях современного стереоскопического кинематографа для студентов-режиссеров Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) в музее «Садовое кольцо» – филиале Музейного объединения «Музей Москвы».

В стереоскопическом фильме «Два дневника» в буквальном смысле слова оживают военные события 1914 - 1919 годов Восточного и Западного фронтов. Объединяют повествование пересекающиеся дневниковые записи русского артиллериста Федора Степуна и немецкого лейтенанта пехоты Эрнста Юнгера. Они находились по разные стороны линии фронта, но как одинаково воспринимаются ужас и горе войны...

Стереоскопические фотографии при помощи современных цифровых технологий в буквальном смысле слова оживают на экране.
Стереоскопические фотографии при помощи современных цифровых технологий в буквальном смысле слова оживают на экране.

В них возникает спрятанное в статике снимка движение. Мир вокруг героев событий становится осязаемым, приобретая свой неповторимый голос, свою эмоциональную структуру. Каждая фотография позволяет зрителям заглянуть в пространство и время давно ушедшей эпохи. Почувствовать ее запах и вкус. Встать рядом с участниками сражений, вжаться в землю окопа при артобстреле и одновременно испытать благодарность за эти хроникальные послания судьбы. Мы получили их через столетие. Мы учимся их читать…

Фильм «Стереомир инженера Шухова» открывает для нас необычное восприятие пространства, показанное через стереоскопическую фотокамеру.
Фильм «Стереомир инженера Шухова» открывает для нас необычное восприятие пространства, показанное через стереоскопическую фотокамеру.

Выдающийся российский изобретателем и инженер Владимир Григорьевич Шухов не вел дневников. В его рабочих записях – формулы и расчеты. Но стереоскопическая фотография была его страстью. «Я по профессии инженер, а в душе – фотограф», – часто говорил он. Его архив насчитывает более полутора тысяч фотографий. Сохранилась стереопара – дочка Вера качается на качелях. Этот стремительный полет детского восторга, запечатленный Владимиром Шуховым, теперь можем увидеть на экране и мы. Пространство кадра распахивает перед нами свои глубины, и девочка… летит. С экрана в наш мир. В наше пространство-время. Аттракцион, скажите вы. Да, стереоскопический аттракцион. Но как мастерски он вплетен режиссером в нить повествования о гениальном изобретателе, конструкторе и отце. В этом снимке не раскрываются тайны математических расчетов, но приоткрываются тайны души. А это так важно для молодого поколения, которому сегодня так часто не хватает в искусстве старой доброй эмоциональной реальности.

<p>Студенты-режиссеры МГППУ на просмотре стереоскопических фильмов</p>

Студенты-режиссеры МГППУ на просмотре стереоскопических фильмов

– Нам хотелось воспроизвести на экране внутренний мир великого фотографа, привнесшего в нашу жизнь знаковые изобретения цивилизации ХХ-XXI веков, – рассказывает Дмитрий Новиков.

Стереоскопические фотографии столетней давности трансформированы благодаря современным технологиям в 3D киномонтаж, и зритель совершает прыжок во времени и пространстве, становясь непосредственным свидетелем драматических событий, о которых пишет в дневнике Ольга Книппер-Чехова, возлюбленная Владимира Шухова.

Для студентов, обучающихся по программе «Режиссура кино и телевидения» в МГППУ мастер-класс о современных возможностях стереоскопического кинематографа стал настоящим творческим событием. Они увидели новые области применения своих профессиональных навыков. Многие были поражены тем, что современный цифровой, так называемый «формат 3D», появился задолго до изобретения кинематографа и развивался параллельно традиционному пленочному кино, то привлекая внимание публики, то уходя в забвение, проигрывая своему сопернику из-за технического несовершенства.

<p>Режиссер и продюсер Дмитрий Новиков</p>

Режиссер и продюсер Дмитрий Новиков

И я подумала, как это замечательно, что у нас есть энтузиасты, такие как режиссер Дмитрий Новиков, которые возрождают удивительные достижения прошлых лет и дают нам возможность увидеть историю нашей страны. Иногда трагическую, иногда прекрасную и великую. И как это здорово, что существует Музей «Садовое кольцо», где есть специально оборудованный кинозал для стереоскопического показа фильмов, и где всегда рады студентам.

Автор: Ермакова Елена Юрьевна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Прикладная информатика и мультимедийные технологии» факультета «Информационные технологии» ФГБОУ ВО МГППУ.

реклама
разместить
Начать дискуссию