Развитие креативности у взрослого человека. Гайд

Её преподносят как высшее благо и невероятный дар. Умение видеть мир немного иначе и доносить это видение другим людям. Можно ли самому запустить развитие креативности во взрослом возрасте? Какие есть сложности и преимущества? И кому стоит заниматься этим?

Развитие креативности у взрослого человека. Гайд

Сознание и мозг – мощные и одновременно невероятно тонкие структуры. К сожалению или счастью, нельзя просто сказать: делай «так и вот так» и в результате получишь кучу преимуществ. На самом деле, очень многое зависит от личных мотивов, готовности к изменениям и работе. Но какой бы сложной ни была работа мозга, всегда есть пространство для небольшого буста. В телеграм канале рассказываю про катализаторы и топливо, которые помогают запитать работу мозга.

Что такое креативность и на чем она строится?

Креативность – это способность создавать: новый, притягательный, функциональный продукт, который пользуется спросом и решает какую-то задачу или закрывает определенную потребность. Идея «а давайте сделаем второй гугл, только на блокчейне» не креативна. Так как она только комбинирует два образа, без понимания механизмов и принципов, которые лежат в их основе. А вот переосмысление математических моделей, привязка алгоритмов к данным, написание функционального кода и создание удобного интерфейса – это результат работы как интеллекта, так и креативности.

Мифы про креативность

Чтобы прокачивать креативность, стоит разобраться с тем, что это такое. И начать следует с развенчания мифов, особенно той части слухов, что это «дар свыше». Безусловно, креативность может зависеть от врожденных способностей, но говорить «если ты не креативный, то тебе это не дано» — бессмысленно.

  • Креативность для избранных. Это миф, который правильнее озвучить как «креативность – это не для каждого». Само собой есть люди, которым развитие креативности не интересно в силу личных причин. И это совершенно нормально.
  • Креативность познается через психоделики. Это миф, который правильнее звучит как «психоделики могут стать катализатором обдумываемой идеи». Та же схема приема мухомора может изменить отношение к миру, поможет переосмыслить какие-то детали, но никогда не будет готовым решением в себе.
  • Креативность требует незаурядности. Миф, который похож на предыдущий. Дескать, нужно быть не таким как все, делать что-то не то, как все. Но на самом деле, это только процентов 10 всего процесса. Незаурядность нужна только для того, чтобы ухватить мысль, концепцию. А доводить её до результата все равно придется через системный, рутинный, монотонный труд.
  • Ты должен быть креативным. Вовсе нет. В целом, практически все паттерны со словом «должен», не приводят ни к чему продуктивному. Продержаться на плаву – да. Но о творчестве и развитии речь точно не идет. Делай то, что чувствуешь, что движет тобою. Не стоит заставлять себя быть креативным.
  • Если в детстве не был креативным, то и сейчас не сможешь. Миф, так как креативность – это навык, который тренируется и развивается. Да, в зрелом возрасте его сложнее освоить, но вполне реально, если проявить усидчивость и обладать запасом времени.

Любопытно то, что в обществе прослеживаются паттерны жесткого разделения. Мол, если ты начал развиваться в каком-то одном направлении, то остальные сегменты от тебя навсегда закрыты. В них будет сложнее мигрировать, это верно. Но они не закрыты.

Вокруг чего строится креативность взрослого человека?

Нейронные связи, готовность к ошибкам и способность переключаться между разными областями знаний. Об этом говорит Рик Рубин в гостях Эндрю Губермана.

  • Начнем с готовности переключаться между состояниями. Речь идет о том, чтобы полноценно отходить от одного состояния ума и погружаться в другое. И это не мультизадачность или СДВГ, а именно полноценное погружение от темы к теме, с сохранением потенциала. С развитием этой способности отлично помогает медитация. Практикам которой посвящены три материала: первый, второй, третий.
  • Готовность к ошибкам зависит от внутренних барьеров и ресурсов. С детства нас приучают к тому, что ошибки фатальны и ужасны, но непонятно чем они катастрофичны. С одной стороны, страх ошибиться кроется в высокой суетливости, нервозности, подвижности мыслей. Все это избыток глутамата, справиться с которым помогает грамотно составленный первый курс микродозинга мухоморами.
  • Внутренняя готовность двигаться вперед, терпеть поражения, снова и снова предпринимать попытки завязана вокруг дофамина и норадреналина. Это два нейрогормона ,которые заряжают здоровым оптимизмом, мотивацией и верой в успех. А для креативности взрослого человека больше и не надо.
  • Нейронные связи – это наглядное воплощение способности мозга обучаться и переучиваться. Связи формируются наиболее интенсивно в детстве, поэтому детские воспоминания такие яркие и красочные. Во взрослом возрасте им помогают BDNF NGF факторы. Топливом которых остается ежовик гребенчатый и готу кола.

Все остальное зависит от действий человека. Насколько он готов пересматривать свой опыт, отказываться от тех или иных убеждений, следовать одним идеям, в противовес от других. Остается лишь создать условия максимально готовые для реализации креативного потенциала взрослого человека.

Развитие креативности у взрослого человека

Развитие креативности у взрослого человека. Гайд

Разобравшись с природой креативности, переходим к фундаментальным основам. В частности: что нужно делать для того, чтобы уровень креативности рос, а продуктивность поддерживалась естественным темпом? Пошаговые инструкции приложены ниже.

Определяем сферу, в которой будем развиваться

Нельзя быть креативным сразу во всем. Да, по мере освоения одного из навыков, постепенно приобретаются и другие, но весьма частично. Маркетолог может искать вдохновение в музыке, копирайте формирует насмотренность из фильмов, художник находит гармонию в изложенных строгих формах зданий и инженерных сооружений.

Но развитие креативности начинается с выбора одной конкретной сферы. И именно самообучение – это огромный, сложный, но важный этап. По аналогиям он напоминает залежи ресурсов. С виду бесполезные, но при грамотной обработке они наделяются уникальной ценностью.

При выборе между самообучением, бесплатными курсами и платными уроками выбирайте то, что для вас удобнее и выгоднее. Но помните, что в основе всегда будет регулярность и системный труд.

Набирая опыт

Тот самый системный труд и опыт. Есть набившая оскомину концепция «10 000 часов». Дескать, если заниматься чем либо 10 000 часов, то станешь профессионалом. Малкольм Гладуэлл, автор теории, приводит наглядные примеры, в том числе красноречивый пример с музыкантами. Но есть в теории один неочевидный фактор: 10 000 часов целенаправленной работы на развитие навыка.

Опыт набирается не столько из-за потребления теоретического материала или выполнения совсем рутинной работы, сколько из целенаправленного движения к цели ради результата, и в этом есть огромный смысл, заложенный в биохимии мозга.

Креативность и интеллект строятся вокруг нейрогенеза. Нейрогенез завян на выбросе нейрогормонов. Дофамин для предвкушения, норадреналин для концентрации, серотонин – как награда. Без погруженности, мотивации и концентрации креативность остается пустым звуком.

Отпуская границы

Это ключевой фактор, благодаря которому пишутся статьи проекта. База знаний, накопленная за лет десять в потреблении новостей технологий, пабмеда, принципов работы мозга и продления жизни. Весь этот пласт «доносится» до конкретного момента, после чего – отпускается. Без границ, сложных правил, требований. Просто отпустите все предубеждения, страхи и тревоги. Отдайтесь тому,что вы чувствуете, без потребности его контролировать.

Если псилоцибин или ДМТ из аяуаски реорганизуют опыт человека, то именно мухомор помогает избавиться от вороха сомнений, которые витают в сознании. Какие-то глубинные страхи, тревоги, навязанные стереотипы о том, что ты сам какой-то неправильный… Все это мешает креативности.

Видение цели, свободная ориентация в освоенном опыте, желание творить и действовать. Вот базовые правила для человека, который стремится быть креативным. А яркая одежда, блокнот «молескин», эппловские наушники и кофе в особой кофейне – это лишь атрибуты. Дэвид Линч творил на салфетках, Рик Рубин ходит в вязанном свитере, Стив Джобс демонстрировал наплевательское отношение к моде.

Смысл творчества – выражать себя и свои идеи через продукты творения, а не потребления.

Можно ли запустить развитие креативности у взрослого человека?

Развитие креативности у взрослого человека. Гайд

Что в итоге. Да, у взрослых людей нейрогенез замедлен и есть огромный ворох предубеждений и заборов, накопленных за годы жизни. Есть система верований, желание держаться за какие-то иллюзии и верить, что мир только такой, каким они его помнят. В итоге – все это мешает вольно творить, пересматривать концепции и быть готовым к новому опыту.

Само собой, есть катализаторы, которые помогают пересматривать отношение к миру, реорганизовывать опыт и меньше тревожиться. Но они бессмысленны без внутреннего мотива и понимания, зачем лично мне быть креативным.

Больше материалов про мозг, психику и сознание – как всегда, в телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие статьи!

5
Начать дискуссию