Войны конкурентов и другие итоги недели

Войны конкурентов и другие итоги недели
В интернете очередной мегасрач конфликт интересов – разработчики нескольких популярных приложений для чтения электронных книг для устройств на iOS и Android пали жертвами магазина электронных книг «ЛитРес», который под эгидой борьбы со скачиванием книг с пиратских библиотек сумел на некоторое время выкинуть с рынка/осложнить жизнь тем, в чьих продуктах были нехорошие ссылки, либо отсутствовала блокировка на скачивание пиратского контента. «ЛитРес», который, кстати, имеет собственное мобильное приложение «Читай», направил в AppStore и Google Play жалобы, в результате которых:

  • В декабре из iTunes Store была исключена программа «Читатель», озвучивающая электронные книги (конкурент литресовской «Слушай»)

  • из Google был исключен популярный ридер Moon+ Reader (и Moon+ Reader Pro) (уже вернули)

  • владелец Cool Reader получил предостережение, но вовремя убрал ссылку на Флибусту - и уцелел


Основным требованием «Литрес», в случае выполнения которого они обещали отзывать жалобы, было удаление ссылок на пиратские библиотеки, и встраивание в приложения «черного списка» каталогов OPDS, препятствующего скачиванию нелегальной духовной пищи.


Тут есть несколько интересных моментов – и прежде всего удивляет легкость, с которой можно вдарить по конкурентам. Судя по всему, ни Apple, ни Google не стали вникать в тонкости вопроса, а просто выкинули пострадавших по первой же жалобе. Во-вторых, логика претензий к приложениям выглядит несколько странной – их вина только в том (за исключением тех, где была прямая ссылка), что пользователь может их использовать для скачивания пиратского контента. То есть аналогичные претензии можно выставить любому браузеру, из которого влегкую качаются книжки с Флибусты – ни в Chrome, ни в Safari блокировочка-то не стоит!

Интернет-общественность отреагировала бурно – «Литрес» начали обвинять в удушении конкурентов. Пахучая масса негатива, вылившаяся на магазин, заставила его немного сбавить обороты, и опубликовать разъяснение своей позиции на сайте 4pda.ru:
Отметим, что во всех перечисленных выше случаях мы подавали жалобы только из-за присутствия в приложениях предустановленных ссылок на пиратские библиотеки. Последующие требования о фильтрации ссылок, вводимых пользователями и администраторами приложений, были излишними. Здесь мы допустили ошибку и признаем свою вину – не имеет смысла ограничивать человека в возможности ввести знакомый ему адрес пиратской библиотеки, если он так хочет бесплатно скачать книгу любимого автора.

Куда изящнее борется с конкурентами Microsoft, который в рамках продвижения своего почтового клиента Outlook.com вдарил по Google кампанией «Scroogled», которая проходит под девизом “Think Google respects your privacy? Think again!”. В вину «империи добра» поставлено таргетирование рекламы с использованием содержимого писем пользователей в Gmail.




Microsoft заказал исследование, из которого следует, что:

  • 88% пользователей не одобряют такое вторжение в свою частную жизнь

  • 52% прямо осуждают практику сканирования писем

  • 88% пользователей считают, что Google должен дат возможность отключать эту опцию


Microsoft утверждает, что их почтовый клиент, в отличие от Gmail, уважает право пользователя на частную жизнь.

Но ушлые журналюги из Wall Street Journal тут же подметили, что и Outlook также встраивает рекламу в письма – и использует для этого личные данные! Правда, Microsoft заявил в свое оправдание, что содержимое писем не сканирует, используя для таргетинга исключительно информацию о поле, возрасте и географическом положении пользователя, а также данные поисковых запросов. Но где пролегает та граница, за которой начинается privacy? И возможна ли она в современном мире? И самое главное – насколько далеко в своем лицемерии готовы зайти игроки интернет-рынка в условиях обострившейся конкуренции?