Довольно частый вопрос ко мне от собственников и руководителей клиник, когда им приходится иметь дело с «проблемными» пациентами.И здесь обычно 2 крайности:1) часть медицинского сообщества считает, что коммерческая деятельность предполагает право выбора с кем им заключать договоры,2) другая часть коллег полагает, что нет никаких механизмов для отказа в оказании медицинских услуг.Как на самом деле?По закону договор оказания платных медицинских услуг является публичным (ст. 426 Гражданского кодекса). Это значит, что он должен быть заключён с каждым, кто обратится в клинику. Также это означает, что условия предоставления услуг должны быть одинаковыми.А если пациент не предоставляет или не подписывает какие-либо документы?Здесь исходим из обязательности тех или иных документов / сведений:- пациент обязан предоставить документ, удостоверяющий личность, и сведения, необходимые для заключения договора (они прямо перечислены в Постановлении № 736 от 11.05.23),- если вместе с пациентом пришел его законный представитель, то им также должны быть представлены документы, подтверждающие этот статус (законные представители по закону: родители, усыновители, опекуны, попечители),- пациент обязан подписать договор и ИДС (эти документы являются условием оказания услуг, а также условием проведения медицинского вмешательства).А что всё-таки делать, если по какой-то причине не хочется иметь дело с конкретным пациентом? Об этом напишу отдельный пост.