«Цифровая зависимость»: как она разрушает личность и можно ли этому противостоять?

Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Под этим понятием психологи понимают нарушение функции мозга, при котором он перестаёт работать на полную мощность, что мешает человеку полноценно раскрывать свой умственный потенциал.

История болезни: от 80-х годов до современности

Начавшаяся в 1980-х годах массовая компьютеризация привела к появлению людей, которые стали уделять ПК куда больше времени, чем того требовали работа или отдых. Взрослые и дети стали много времени проводить за играми, и до появления Интернета и гаджетов именно игровая компьютерная зависимость (не путать с зависимостью от азартных игр) была наиболее распространена. Ситуация усугубилась с развитием глобальной паутины в середине 90-х — форумы и чаты всё чаще стали заменять реальное общение, а также стало набирать популярность бесцельное брожение по сети (интернет-сёрфинг).

Ещё большее погружение в виртуальный омут принесли миру 2000-е — время активного развития социальных сетей и гаджетов, которое продолжается и до сих пор. Если раньше уткнувшийся в телефон человек вызывал сочувственную улыбку у окружающих, сегодня «гаджетоманов» в городах едва ли не больше, чем тех, кто не зависит от своего «виртуального друга». Появился даже специальный термин — «гаджет-зависимость», подчёркивающий пристрастие человека к мобильным устройствам, от которых ему тяжело оторваться, а печальнее всего то, что более половины гаджетоманов — это дети и подростки.

Несмотря на то, что официальное признание проблема цифровой зависимости получила только в последние годы (до начала 2010-х всерьёз рассматривали только пристрастие к азартным играм), некоторые психологи забили тревогу уже давно: ещё в середине 1990-х годов американка Кимберли Янг обратила внимание соотечественников, а затем и всего мира, на киберзависимых людей (термин самой Янг), а в 1995 году она основала в Пенсильвании Центр интернет-зависимости.

Признаки и опасность виртуальной зависимости

Сильнейшими маркерами этого психического расстройства являются три поведенческих особенности, которые чаще всего встречаются вместе:

  • Постепенное увеличение «дозы», то есть времени, проводимого за компьютером или гаджетом.

2. Изменение формы поведения, когда виртуальная реальность начинает подменять собой активность в реальной жизни.

3. Ухудшение эмоционального состояния без интернета, что Янг назвала «синдромом отмены».

Согласитесь, картина весьма похожа на другой вид зависимости — наркотическую. В жизни наркомана точно так же всё, кроме наркотиков, становится неважным, и он чувствует себя хорошо только после очередной дозы. Также и у тех, и у других зависимых наблюдаются изменения ритма жизни, ограничение круга общения, небрежное отношение к себе и своим обязанностям (но только если это не является «естественной» привычкой, то есть не было замечено ещё до плотного знакомства человека с виртуальным миром).

Всё это ведёт к деградации личности: снижаются умственные способности, реальные цели в жизни подменяются виртуальными, ухудшается психическое и физическое здоровье. Вместо реальных встреч в моду входят виртуальные вечеринки, когда люди собираются в видеочатах, стремление к романтическим отношениями и свиданиям заменяются на пристрастие к порнографии, причём этим страдают не только одинокие люди, но и семейные мужчины и женщины. Живое общение вытеснили переписки в мессенджерах и соцсетях, а личные встречи уже воспринимаются многими как подвиг. Словом, осталось дождаться появления соответствующей технологии — и сюжет фильма «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом может обрести вполне реальные очертания, когда по улицам будут бродить безликие клоны, а реальные люди, потерявшие способность к общению, будут сидеть дома в своих креслах, не в силах оторваться от своих виртуальных я.

При этом «цифровизация» может оказать крайне негативное влияние на неокрепший детский мозг, да и для остальных она не всегда полезна. Авторы исследований на эту тему указывают до полутора десятков негативных факторов, а самые опасные среди них следующие:

Утрата навыков письма и способности к творчеству

Люди, которые быстро пишут от руки, быстро читают и лучше воспринимают текстовую информацию и наоборот. А ещё письмо от руки стимулирует воображение и развивает творческие способности, поскольку пишущий человек лучше печатающего представляет себе в уме то, о чём он пишет.

Утрата способности воспринимать большие объёмы информации

Современное обучение направлено на поиск правильных знаний, при этом люди перестают изучать материал целиком, выхватывая разрозненные куски, а это не ведёт к пониманию смысла. В результате статьи в угоду пользователям становятся всё короче и короче, что приводит к массовому отуплению, поскольку в коротких статьях объяснить самые важные и полезные для ума вещи просто невозможно, а писать длинные стало занятием бессмысленным, ведь их почти никто не читает.

Зависимость от экрана

Настоящим цифровым наркотиком стали гаджеты, оторвать от которых человека бывает очень сложно. Учёные, занимающиеся исследованием деятельности головного мозга, называют экраны планшетов (и компьютеров) «электронным кокаином», поскольку при их использовании у людей в большом количестве вырабатывается дофамин — гормон удовольствия, что вызывает всё большую зависимость от этих устройств.

Снижение навыков общения, ухудшение речевой функции

Общение в соцсетях не случайно считают суррогатной формой коммуникации — оно замещает необходимое реальное взаимодействие, без которого человек деградирует эмоционально и ему становится тяжело общаться. При более тяжёлых формах зависимости человек вообще перестаёт испытывать потребность в общении и становится замкнутым, получая удовольствие только от виртуальных занятий.

Повышение агрессии и раздражительности

Излишние «цифровые дозы» негативно влияют на психику даже взрослого человека — что уж говорить о детях! А причина неадекватного поведения заключается как раз в том, что гаджет или компьютер становится наркотиком, от которого не оторваться, а реальные цели подменяются виртуальными — соответственно, если что-то не получается в игре или с виртуальным другом, это может восприниматься даже более болезненно, чем неудачи в учёбе или реальные ссоры.

Ухудшение умственных способностей

Речь о прогрессирующем явлении, которое учёные называют «цифровым слабоумием». Автор термина и книги с одноимённым названием, немецкий профессор Манфред Спицер на основе многолетних исследований сделал вывод о том, что цифровые технологии избавляют человека от умственной работы, а как известно, орган, который не задействуется (в данном случае мозг), постепенно отмирает. В мозге это проявляется ослаблением и исчезновением множества нейронных связей. Получаемая из интернета информация не усваивается, а слепо копируется, почти не обрабатываясь мозгом. В результате не задействуется способность мозга к критическому мышлению и память — важнейшие функции, благодаря которым человек познаёт мир и взаимодействует с ним. Стоит ли говорить, насколько это важно для ребёнка?

Ухудшение здоровья

При постоянном нахождении за компьютером или гаджетом человек может испытывать головные боли, а в отдельных случаях наблюдается ухудшение зрения. Не проходит бесследно такое снижение активности и для физического состояния организма: снижается тонус мышц, накапливаются жировые отложения, а это, в свою очередь, приводит к возникновению целого ряда не только неприятных, но и опасных заболеваний сердца и внутренних органов.

Что делать родителям в цифровую эпоху?

Если взрослый может помочь себе сам, сознательно ограничив свою виртуальную активность, дети — иное дело: без помощи родителей выбраться из «цифровой ловушки» им будет сложно. И вот что нужно знать родителям:

Правило первое: ограничьте время ребёнка за экраномдо приемлемого значения в зависимости от возраста, рекомендуемого ВОЗ.

Правило второе: подталкивайте детей на полезные для них занятия в «офлайне» и поощряйте за это. Это может быть любое хобби (спорт, творчество), отдых на свежем воздухе, общение со сверстниками.

Правило третье: следите за тем, чем ваш ребёнок занимается в интернете, и корректируйте при необходимости — возрастной рейтинг для игр и видео придуман отнюдь не зря. Если же какая-то игра или ролик вызывает у ребёнка истерики, настоятельно рекомендуется оградить ребёнка (особенно маленького) от такого контента любым уместным способом (пусть даже и хитростью).

Правило четвёртое: следите за своими привычками, ведь дети копируют поведение родителей. Поэтому, если телефон или компьютер у вас не для работы, а для бесцельного времяпрепровождения, не удивляйтесь, что такая же привычка появится и у вашего чада.

Правило пятое: гаджет ни в коем случае не должен быть «затычкой», когда ребёнку его дают только чтобы отвязался, ведь таким образом вы своими руками лепите малолетнего гаджетомана.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Stroev

Да-да-да, мы снова все умрем. Вагон и маленькая тележка бездоказательных штампов. 

"имя этой опасности — цифровая зависимость. Под этим понятием психологи понимают нарушение функции мозга, при котором он перестаёт работать на полную мощность, что мешает человеку полноценно раскрывать свой умственный потенциал" – что такое мощность мозга? в чем измеряется? В вашем случае полагаю, что в лошадиных силах. Что значит "полноценно раскрывать свой умственный потенциал"? – телекинез, левитация, регенерация? И причем здесь психологи? Насколько я понимаю исследованиями работы мозга занимаются нейробиологи. 

"Общение в соцсетях не случайно считают суррогатной формой коммуникации — оно замещает необходимое реальное взаимодействие, без которого человек деградирует эмоционально и ему становится тяжело общаться" – человек социальное животное и ему действительно нужно общаться. Но с какого фига общение в соцсетях является суррогатом? А общение по телефону является суррогатом? А электронные или бумажные письма?

"Современное обучение направлено на поиск правильных знаний, при этом люди перестают изучать материал целиком, выхватывая разрозненные куски, а это не ведёт к пониманию смысла." – в моем детстве не было интернетов, но баранов, которые не понимали смысла примерно 95% (цифра взята от балды). 

"если что-то не получается в игре или с виртуальным другом, это может восприниматься даже более болезненно, чем неудачи в учёбе или реальные ссоры." – кто бы мог подумать! Ах, какая сволочь, он не о трояке по русскому переживает, а о потерянном луте.

Короч, ребят. Я понимаю, что на клинике или курсах по "освобождению" от тырнет-зависимости вполне можно заработать. Сам вчера о таком думал. Но аргументацию нужно прорабатывать тщательней

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Что самое смешное, ваш длинный комментарий в лучшем случае прочитает целиком 1 процент из прочитавших комментарии. Я пробежала глазами. Многобукв. И это одно из следствий описываемого в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Средний возраст пользователя VC – 30 лет. Смартфонам как массовому явлению – около 10. То есть большая часть аудитории уже успела интеллектуально сформироваться прежде чем взялась за смартфоны. Поэтому если кто-то и не сумеет прочитать целиком, то дело точно не в смартфонах. 
Кстати, по делу есть что возразить?

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Вот именно, что проблема даже шире. Бесконечное пользование гаджетами при современной модели потребления информации развращает даже тех людей, которые были нормально взращены в догаджетную эпоху. У таких людей есть, откуда падать. А у молодых даже не сформируется нифига толком. Но мозг портится у всех поголовно.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

А есть какие-то исследования на тему "мозг портится" или это просто вам так хочется думать? Насколько я вижу, молодежь вполне себе оканчивает ВУЗы, занимается наукой, бизнесом, творчеством.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Зачем исследования, я даже по себе вижу. Вообще есть. Как и гугл.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Я тоже по себе вижу, что все в порядке, но наши единичные случаи не имеют значения. Исследования нашел. И, неожиданно, они подтверждают мои слова. Гаджеты под рукой незначительно ухудшают когнитивные показатели при выполнении тестов. Но, корректирующий тест показывает, что это влияние имеет сильную корреляцию с зависимостью от устройства. Ну и само-собой, что ни о каком "разрушении мозга" или деградации речь даже не идет. Отвлекают? – да.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

При чем тут гаджеты под рукой? Я не уверена, что все в порядке, если вы "гаджеты под рукой" при выполнении тестов путаете с "5-8 часов потребления гаджетов каждый день вместо книг и всего остального".

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

5-8 часов потребления гаджетов в день вместо книг? Похоже вы и правда деградируете. Когда последний раз 5 часов в день книгу читали?

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Какая связь?

Ответить
Развернуть ветку
Миклухо Маклай

Да, есть такие исследования. Прочитайте книгу известного немецкого психиатра Майнфреда Шпитцера "Антимозг"!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Это тот, к которому прилепилась кличка "мракобес"? В середине девяностых он заявлял, что побочные эффекты от телевизоров и компьютеров скоро будут убивать 40 000 человек в год. Коллеги заявляют, что этот дядя любит вводить читателей в заблуждение, мягко говоря. В начале 2014 года профессор Маркус Аппель и его коллега Констанца Шрайнер опубликовали свой десятистраничный отчет в « Психологическом обозрении» – "Пощечина для Спитцера". После сравнения с десятками мета-анализов «доказательств» для большинства тезисов Спитцера «не было». Они называются «мифами» в газете. Спитцер выбрал отдельные результаты, которые соответствовали его тезисам и игнорировали все остальное. «Он украшает эту кривую картину небольшим исследованием мозга, что, конечно, убеждает многих», - говорит Аппель. «Это имеет мало общего с хорошей наукой».

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Невролог Ханс-Петер Тьер сомневался, что проблема «цифровой деменции» вообще существовала: «Термин« цифровая деменция »неправильный. В медицине под деменцией понимается потеря первоначально доступных когнитивных навыков - потеря памяти, нарушение способности к мышлению, дезориентация и, в конечном итоге, нарушение структуры личности. Деменция может иметь много причин. Примером является повреждение мозга из-за нарушений кровообращения. Общим знаменателем причин являются изменения в структуре и физиологических процессах в мозге [sic!], Так что они отклоняются далеко от нормы. Каким бы ни было использование цифровых медиа в мозге, нет никаких доказательств того, что это приводит к ощутимым патологическим изменениям в мозге. Существовали, напротив, доказательства того, что у пожилых людей серфинг в интернете положительно влияет на профилактику болезни Альцгеймера .

Ответить
Развернуть ветку
BigBadaBooM

Даже я уже достаточно стар для социальных сетей, но недавно стал замечать, что они достаточно сильно стали отвекать.

Ответить
Развернуть ветку
Тучка
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда