«Яндекс» и Минэкономразвития раскритиковали законопроект об онлайн-агрегаторах товаров Статьи редакции

5 февраля. Компания «Яндекс» раскритиковала законопроект Роспотребнадзора о возмещении товарными интернет-агрегаторами ущерба за публикацию недостоверной информации о товарах. Об этом сообщает «Коммерсант».

Обновлено 15 февраля. Минэкономразвития после консультаций с представителями бизнеса заявило, что законопроект Роспотребнадзора «требует существенной доработки».

На совещании в Минэкономразвития, где обсуждались поправки в закон, представители «Яндекса» заявили, что «принятие предложенного законопроекта несет ряд существенных рисков, которые негативно повлияют на деятельность сервиса "Яндекс.Маркет"».

Подготовленный Роспотребнадзором законопроект предполагает введение понятия «агрегатор товаров» — это «организации, размещающие на своем сайте по договору с продавцом информацию о товарах и обеспечивающие прием сообщений от покупателей об их намерении заключить договор купли-продажи с продавцом, а также осуществляющие прием денежных средств». Если агрегатор предоставляет о товаре или продавце недостоверную информацию, то он должен возместить возникший впоследствии ущерб потребителю.

В отзыве «Яндекса» на законопроект сказано, что в такой формулировке на компании, которые «по сути являются рекламоносителями», возлагаются обязанности, присущие продавцам. Кроме того, понятие «агрегатор» можно распространить и на сайты платежных систем, считают в компании.

Законопроект также обязывает агрегаторов документально подтверждать полномочия действовать в интересах продавца. По мнению представителей «Яндекса», это «открывает простор для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции путем истребования таких документов у агрегаторов с целью получить доступ к их коммерческой тайне».

«Яндекс» также видит угрозу «злоупотреблений» в статье об ответственности агрегатора. Компания считает, что «у потребителя появляется фактическое право потребовать одновременного возмещения убытков от агрегатора и возврата денежных средств, уже уплаченных за товар, от продавца».

В качестве альтернативы «Яндекс» предлагает ограничить ответственность агрегаторов перед потребителями в пределах «реального ущерба», то есть комиссией, которую покупатель платит агрегатору.

Роспотребнадзор разработал законопроект по требованию интернет-магазинов, которые считают, что агрегаторы должны делить с ними ответственность за проблемы, которые могут возникнуть у клиентов. Первую версию документа ведомство представило в июле 2015 года, однако он был раскритикован представителями бизнеса.

Во второй версии законопроекта, представленной в ноябре 2015 года, пункт о том, что агрегаторы должны «нести обязанности и ответственность продавца», был исключен.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев и куратор рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве Ирина Левова утверждают, что на совещании в Минэкономразвития 4 февраля 2016 года должны были обсуждать именно эту версию документа. В разговоре с «Ведомостями» они заявили, что участникам встречи была представлена версия проекта, где на агрегаторов ложится такая же ответственность, что и в первой версии поправок.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Фёдоров в разговоре с «Коммерсантом» заявил, что для бизнеса не принципиально, какая версия законопроекта будет принята. «Для нас главное, чтобы статус агрегаторов был зафиксирован в законе», — пояснил он.

К «Яндекс.Маркету» подключены более 16 тысяч онлайн-магазинов. Сейчас агрегатор переходит на модель бизнеса, по которой он берет фиксированную комиссию в размере около 1% от покупки.

Обновлено 15 февраля. Минэкономразвития дало отрицательное заключение на законопроект Роспотребнадзора.

Минэкономразвития провело дополнительные публичные консультации по данному вопросу и получило мнения бизнеса, в которых отражены основные риски принятия документа. Среди них: необоснованные издержки, дополнительные обязанности, перекладывание ответственности с продавца (производителя товаров и услуг) на агрегатор, а также недостаточная обоснованность проблемы, на решение которой направлен акт.

— Минэкономразвития

В министерстве заявили, что законопроект требует «существенной доработки». В частности, необходимо исключить ситуации, когда «агрегатор будет зависеть от добросовестности продавца и его желания предоставлять информацию о товаре». В ведомстве также отметили, что предлагаемые правила касаются только российских интернет-компаний, а иностранные площадки «смогут избежать ответственности и получат определенные преференции в конкурентной борьбе».

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Paul Anoshkin

А чего ждать от страны, где советник президента по Интернету конченый еблан, а депутаты думают о том, что бы вводить налог на чипсы.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Anoshkin

Который,кстати, крышует торрент трекер еще))

Ответить
Развернуть ветку
Алина Романова

Т.е. когда Яндекс сам банит сайты без причин налево и направо за ссылки, тизеры, работу с соцсетями это нормально, а когда пытаются его деятельность регулировать - это ненормально.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Марченко

За какую еще работу с соц. сетями Я. банит?

И фильтр накладывают за спамные ссылки, давно пора было это сделать.
Найдите хоть одну причину по которой Яндекс должен терпеть накрутку?

Ответить
Развернуть ветку
Алина Романова
Ответить
Развернуть ветку
Дамир Губаев

Я смотрю Яндекс начал увлекаться политикой, лоббирует законы, вносит поправки, убирает конкурентов. Научились бы ещё это делать из тени, а не трубить на всю страну

Ответить
Развернуть ветку
Avramov Max

"Если агрегатор предоставляет о товаре или продавце недостоверную информацию, то он должен возместить возникший впоследствии ущерб потребителю."

Хмм... БРАВО!

Я полагаю, что каждый хотя бы раз, а может и намного больше раз, сталкивался с такой ситуацией: на сайте интернет магазина вы видите одну цену, а в самом магазине другую. И дело не в том, что предоставляется какая-то скидка при покупке через интернет магазин, а в том что:

а. Изменился курс валют (и плевать, что мы используем Российские технологии и закупаем отечественное сырье.)
б. Мы "забыли" обновить цены, поэтому вы увидели старые.
в. Наши менеджеры очень заняты, чтобы обновлять товар, если вам он так нужен позвоните (хотя может и на ваши звонки никто не ответит, заняты же...)

И если онлайн-агрегатор соберет цены с таких магазинов, то владельцы магазинов могут сфотографировать ценники в своем магазине и подать в суд на онлайн агрегатора, за попытку опорчить имя и репутацию?

Негативные отзывы на сайте агрегатора также будут приравнены к попытке "передела власти" и попытке очернить репутацию продавца?

Парсинг цен без разрешения владельцев сайта тоже теперь будет считаться уголовно наказуемым?

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Zhigmytov

да все правильно, надо бизнес делать для клиентов, а не для бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Поляков

Дальше можно ждать закона о честной выдаче, пора навести порядок, и заставить отвечать тех, кто всплывает в топе по «купить дешево…»

Ответить
Развернуть ветку
slugge

А вы друзья как ни садитесь все в AliExpress не годитесь.
Яндекс боится брать на себя ответственность за то что они размещают на своих сайтах, удаляют негативные отзывы о магазинах, не дают людям нажаловаться на торгашей. С таким подходом маркету грош цена будет

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 10 комментариев
null