Правила постановки целей по методике SMART

Успех компании, организации или личностный успех человека зачастую зависит от того, насколько ясно и конкретно поставлены ориентиры. Любой феноменальный результат начинался с правильно поставленной цели. Определяя точку, в которую хотим прийти, мы можем не только визуализировать результат, но и определить, какие действия необходимо предпринять, чтобы добиться желаемого.

Правила постановки целей по методике SMART

Однако стремление — это еще не все. Чтобы как можно скорее и качественнее достигнуть пункта назначения, нужно понимать, как именно туда попасть. Именно для этого и предназначена методика SMART. Способ SMART — это эффективный инструмент для формулирования целей, который помогает сделать их более осмысленными и достижимыми.

Расшифровка критериев

  • SMART — это аббревиатура. Термин складывается из критериев, которые предназначаются для оценки целей при использовании методологии: Конкретность (Specific). Первым шагом в постановке цели по методике SMART является ее спецификация. Цель должна быть ясно сформулирована и не допускать двусмысленности или быть слишком обобщенной. Например, вместо общей цели «улучшить продажи», лучше использовать конкретную формулировку — «увеличить объем продаж на 20%».
  • Возможность количественной оценки или измеримость (Measurable). Для того, чтобы этот критерий был соблюден — нужно установить количественные параметры оценки прогресса и результата. Это может быть срок выполнения, количество, изменение в процентном соотношении и так далее. На примере из предыдущего пункта — в цели определено, что продажи должны быть увеличены «на 20%».
  • Достижимость цели (Achievable). При постановке цели нужно учесть все факторы: ресурсы, знания, опыт, окружающие условия. Цель обязательно должна быть реалистичной. Опять же пример: при уровне продаж в 25 тыс. в месяц можно поставить цель продавать на 500 тыс. через 3 месяца. Может быть это и достижимо, но имеются ли у вас для этого достаточные ресурсы или сможете ли вы успеть за поставленный срок? Такая цель совсем не реалистична. Важно адаптировать цель под свои возможности и создать план действий для ее реализации.
  • Значимость или релевантность (Relevant). Цель должна быть связана с общим стратегическим вектором и направлена на решение реальных проблем или достижение значимых результатов.
  • Ограниченность по времени (Time-bound). Последний компонент методики SMART — ограниченность по времени. Цель должна иметь четкий срок выполнения, что помогает организовать работу, установить приоритеты и избежать прокрастинации. Укажите конкретную дату или срок, к которому цель должна быть достигнута, не забывая о предыдущих критериях.

Как правильно поставить SMART-цели

Начинать работу с постановкой целей нужно с глубокого анализа — нужно выявить слабые места и определить точки роста. Если вы определили глобальную цель — разбейте ее на несколько промежуточных этапов и для каждого задайте цель поменьше.

Следующим этапом будет оценка актуальности предполагаемой цели. Первостепенна ли она? Или для достижения нужного результата вам нужно будет сначала решить кучу дополнительных вопросов, а может быть у вас просто нет нужного количества ресурсов.

Следующим шагом будет определение показателей, характеризующих результат в количественном выражении.

Далее можно переходить к планированию сроков реализации, но для этого нужно просчитать, сколько ресурсов вам понадобится — денежных, людских и каких-либо еще. Продумайте все детали, чтобы на основе этих данных можно было поставить реалистичные сроки для SMART-цели. Составьте план работ. Крупную задачу нужно разбить на более мелкие и для каждой установить время для выполнения и дедлайн (но не завышайте требования) Лучше всего предусмотреть немного дополнительного времени на случай возникновения форс-мажора.

Последний этап — контроль. Его нужно осуществлять периодически — чтобы отслеживать ход исполнения задачи на каждом из шагов.

Правильная постановка целей по методике SMART является важным шагом к достижению успеха — не только в бизнесе, но и в личной жизни. Четко определенные, измеримые, достижимые, значимые и конкретизированные по времени исполнения цели помогут сосредоточиться на приоритетах и работать более эффективно.

11
Начать дискуссию