Забудьте про ботов Статьи редакции

Главный редактор vc.ru о том, почему боты не придут на смену приложениям

Главный редактор vc.ru рассуждает о том, почему повышенный интерес к ботам полезен для компаний и мессенджеров, но не выгоден пользователям, и почему не стоит бездумно разрабатывать ботов для всех сервисов подряд.

В 2015 году в России заговорили о ботах после того, как их внедрил Telegram. Боты cейчас есть или планируют появиться во многих популярных в мире мессенджерах — Kik, Facebook Messenger, Line. Сделать бота несложно — для этого не нужно изучать новый язык программирования, они построены на привычных технологиях.

Собственных ботов создают не только простые пользователи для развлечения, но и компании разных масштабов. Некоторые из них пытаются дополнить свои услуги, а другие — полностью перенести их внутрь мессенджера.

Вокруг ботов формируется собственная экосистема — каталоги, рейтинги, инструкции, подборки. В России эту экосистему поддерживают сами пользователи — популярные платформы ещё не успели структурировать нововведения или хотя бы внедрить удобный поиск, так что люди рассказывают друг другу, какие существуют боты и чем они хороши.

Рост этой экосистемы — следствие громкого информационного шума и стремительно растущего интереса со стороны медиа и компаний. Каждый маркетолог чувствует себя обязанным запустить бота своей фирмы. Каждое уважающее себя ИТ-издание опубликовало уже не один список полезных ботов. Представители платформ дают понять, что за ботами — будущее.

В этом экстазе многие могли не заметить, что боты — вовсе не революционный шаг, а скорее эволюционное развитие тех функций, которые в наш мир принесли обычные приложения, а до них — обычные сайты.

Пользователей хотят приучить относиться к ботам как к важной части их жизни, хотя на самом деле бурные дискуссии на эту тему выгодны вовсе не пользователям, а брендам, СМИ и самим платформам. Аудитория всего лишь получила ещё один интерфейс для использования привычных услуг — и не факт, что более удобный, чем сайты или приложения.

Боты выполняют ту же функцию, что и приложения, только платформой здесь выступает не App Store или Google Play, а мессенджер сам по себе.

Мессенджер WeChat в Китае уже давно стал для пользователей единой точкой входа для общения с компаниями, брендами и сервисами — при помощи некоего подобия приложений-ботов, распространяемых на его платформе. Если это то, к чему в итоге будут стремиться другие мессенджеры, то отличий от привычной модели магазинов приложений тут практически не будет. Просто мысленно замените WeChat на любой альтернативный магазин (вы же слышали про Amazon Appstore или «Яндекс.Store»?)

Раньше пользователи заходили в App Store, чтобы скачать приложение. Теперь они якобы должны заходить в Telegram, чтобы отыскать бота. То есть это еще один способ воспользоваться той же услугой — пускай и необычной, особенно, если с ботом нужно общаться человеческим языком.

Поэтому новости о запуске ботов — чаще всего не более чем попытка сыграть на популярной теме. Это полезно для компании — ещё один способ заявить о себе. Полезно мессенджеру — лишний повод показать, в чём его польза и применение. Полезно медиа — мы можем раз за разом объяснять, что такое боты и кому они нужны, собирать подборки и учить читателей создавать ботов самостоятельно.

Но полезно ли это пользователям? Им навязывают ещё один интерфейс, лишний способ получения информации. Их вынуждают привыкать к чему-то новому и запоминать ещё один путь общения с сервисами, хотя старый — приложения — ещё никуда не исчез. Тем более, что их рынок переполнен, и приложения можно найти на любой вкус.

Интерфейс ботов может стать совершеннее, но это ещё больше размоет границу между ботами и приложениями.

Не стоит истязать пользователей и убеждать их, что боты — новый шаг в их общении с вашими сервисами. Это скорее дополнительная ценность для бизнеса. Пользователь вряд ли будет покупать билеты через вашего бота постоянно. Если он часто пользуется мессенджером, то может несколько раз поискать билеты через бота — это будет приятным бонусом.

У ботов есть сферы применения, с которыми не справится обычное приложение. Большинство из них связаны с общением. Выживут те боты, которые можно активно использовать в переписке. Например, бот-переводчик или тот, который собирает статистику высказываний участников чата, либо данные по посещаемости сайта, которые можно подтянуть прямо в рабочий чат. Также это могут быть простенькие игры для компании или даже перевод денег.

Люди вряд ли будут всерьёз и постоянно вызывать через мессенджер такси, покупать билеты, бронировать отели. Они продолжат использовать приложения.

Поэтому в тот момент, когда шум уляжется, большинство компаний уйдет обратно доделывать и обновлять свои приложения. Некоторые останутся на коне и будут поддерживать своих ботов, идеально вписывающихся в парадигму работы с мессенджером.

Ещё одна потенциально полезная форма работы — боты с искусственным интеллектом. С такими мы пока не знакомы — один из последних примеров в первые же сутки возненавидел человечество, и его создателям пришлось отключить своё детище.

Выводы здесь пока рано делать, хотя кому-то может показаться, что боты будут активно использоваться в продажах и общении с клиентом. Но даже в 2016 году поверить в это сложно — сейчас ситуация такова, что хорошо продавать умеют только люди.

Бот может помочь, например, провести потенциального клиента через первый этап воронки продаж и переключить его на нужного специалиста. Или помочь что-то купить человеку, который и так знает, чего он хочет.

Недавно я видел в Facebook, как кто-то сравнил ботов с банкоматом — простейшие действия он выполнит быстрее, чем операционист, и ему не нужны выходные или отпуск. Но банкомат не подойдёт для каких-то более сложных и нестандартных вещей — он не сумеет убедить клиента открыть кредитную карту.

Преимущество бота — в простоте и кроссплатформенности, а также в том, что мы можем использовать его для рутинных действий в рамках более сложных процессов. Этим ИТ-отрасль, скорее всего, и ограничится, а наш образ общения с бизнесом изменит что-то совсем другое.

0
89 комментариев
Написать комментарий...
Michael Babich

Все это напоминает время, когда стало возможно строить е-коммерс магазинчики на платформах. Все наперебой побежали делать себе магазины, считая себя чуть ли не амазоном. А потом оказалось, что это всего лишь удобный способ построить витрину, но велью в складах, товаре, логистике, рекламе, кастомер эквизишн и т.п. То есть интерфейс и сам сервис — это суть разные вещи.

Так и с ботами. Это всего лишь канал взаимодействия и не стоит создавать канал ради канала. Необходимо, чтобы был хороший сервис, прежде всего, для которого такой канал взаимодействия с пользователями подходит. А вот этого у многих нет. Так что пройдет эта волна повального увлечения ботами т.к. кастомер эквизишн и необходимость в качественном сервисе никуда не денутся.

В то же время стоит посмотреть кто двигает боты — это компании, которые не имеют контроля на мобильных платформах. Я не вижу что-то, чтобы Google или Apple ботами озаботились. Эти компании контролируют экосистему приложений. Вот именно это и есть причиной того, что Facebook и Microsoft так пыжатся с ботами — чтобы перепрыгнуть AppStore и Google Play Market и попытаться контролировать сервисы через свои "платформы", забирая кусок у успешных мобильных OS.

Одна от этого всего только польза — развитие AI для упрощения взаимодействия с пользователем посредством беседы. Якорее это потом будет встраиваться в голосовое управление всевозможными девайсами, умный дом, консьерж-сервисы аля Alexa от Amazon — конкурента которой уже скоро Google запускает.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов
Автор

Крутая аналогия, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
ave ego

Одной рукой отрицая ботов, второй рукой vc.ru сам через бота ссылки на свежие новости в телеграме оперативно бросает, что удобнее push)
Из полезных ботов кроме новостных, единственные полезные боты которые встречались в телеграме - это флибуста, рутрекер и докторвеб)

Ответить
Развернуть ветку
Винницкий Алексей

Чем бот в телеграме удобнее пуш в приложении? Вам же приходит пуш от бота из телеграма, одно и то же по сути.

Удобнее только тем, что можно не ставить отдельное приложение очередного сервиса или сайта, т.е. экономить место в смартфоне и на его экране.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Олег Карнаухов

Открою вам небольшой секрет - у VC.RU есть официальный канал в PushAll куда они также оперативно кидают пуши https://pushall.ru/vc
Причем у нас же есть и телеграм бот и клиенты для iOS (в бете), клиент для Android (пока без истории уведомлений), виджет для хрома, поддержка веб-пушей и уведомлений на почту.
Теперь насчет эффективности сравним канал в PushAll и в телеграме - в телеграме на канале 425 подписчиков. В PushAll на канале 294 подписчика. Но только вот в PushAll уведомление видит сразу 70 человек через минуту, а в телеграме 20-30 человек, и 50 в течении часа. Общая активная аудитория конечно у телеграм-канала выше - т.к. и поддержка со стороны VC этого канала значительно выше (VC ни разу нигде не писал про свой канал в PushAll)

И насчет новостных ботов в телеграме - я подписан в PushAll на 90 каналов, почти все у меня профильтрованы, т.е. я не получаю все статьи, а лишь по ключевым словам. В телеграме же все эти же каналы тоже есть. А теперь представьте 90 ботов в телеграме шлют мне по 2-5 уведомлений каждые сутки - это ведь ад?

Вот в плане ботов флибусты и т.д. ничего сказать не могу, да удобная вещь. Но вот как новостные всякие каналы и т.д. телеграм для этого непригоден - нет никакой фильтрации, общей ленты - сильно мешает общаться с другими людьми.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
wtf

«Способность к многочасовой концентрации на одном занятии — навык, который в нашу мобильно-онлайновую эпоху встречается все реже. Но именно этот навык необходим для интеллектуального, творческого или духовного прорыва. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации»
Отгадайте, кто автор цитаты?
Новости в сообщениях - самая что ни на есть ловушка внимания. С точки зрения маркетинга отличный инструмент, не спорю. Даёт возможность слать персонализированный "спам" (который пользователь скорей всего прочтёт) в правильное время.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Тарас Шабанов

Поигрался с парочкой и удалил все. Докатились в 2016м, чтобы давать команды в чатике, дальше что, командная строка вместо интерфейса?

Ответить
Развернуть ветку
Akeno

Как ты догадался?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Efimoff

Боты круто использовать внутри компании, не нужно тратить силы и время для разработки приложения а сконцентрироваться на взаимодействии с системой управления компанией. У нас например есть бот для тестирования и обучения персонала, бот для уведомлений о готовности этапов бизнес процесса, бот для уведомлений о работе сервисов, сейчас делаем бота для сбора ежедневной обратной связи от персонала. Вообще боты реально ускорили разработку таких штук, плюс для линейного персона типа официанта или кладовщика намного проще воспользоваться ботом чем отдельным приложением.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Достовалов

Роман, а почему для этих целей не подошло уведомление по email?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Andrey Nikishaev

я еще гдето в 2007 помню писал бота для одной социальной сети, который искал девушек, знакомился с ними, проводил небольшой тест, отбирал самых интересных, и присылал мне для ревью на знакомство.
Прикол в том что так я познакомился гдето с 20 с чем то девушками, мне реально интересными, с половиной из которых общаемся и по сей день.

И когда мне говорят я вот сделал бота, и тычут в лицо сервис заказа пицы через команду боту, то хочеться плакать, ибо развитие видимо пошло в обратную сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Козуля

Панфилов, что за фигня? Только я, значит, стал делать ботов, канал себя завел, тулзы пишу, а ты все портишь!

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Главный редактор vc.ru сделал статью из комментариев vc.ru. :)

Ответить
Развернуть ветку
Бивень

"Вы позвонили в КрутуюКомпанию. Для связи с отделом продаж нажмите цифру - 1, если у вас возникли технические проблемы, нажмите цифру - 2, если вы хотите прослушать варианты заново, нажмите - 3, либо дождитесь ответа оператора" :D

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Vsevolod Volchansky

Это есть у нас. Функционал называется Сценарий.

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Korshakov

Все по делу, но есть несколько но.
а) Убирается очень важный шаг - установка. На установке, а далее на запуске приложения теряется где-то 70% пользователей. Запустить бота проще.
б) В мире еще 5 ярдов людей которые десктопов даже не имеют. Которые только начинают пользоваться технологиями. А услуги через ботов уже опсосы оказывают пару десятилетий (СМС и прочее). Ценность для таких людей в том, что они не могут найти или понять что и как делать. Им проще брать бота.
в) Все сервисы в мире стремятся стать "интернетом". ВК в россии для всех уже "интернет". Фейсбук в мире. Телеграм в Иране. Ассоциируя мессенджер/социалку с "интернетом" пользователи перестают искать что-то вне. Даже гики-однокурсники лет пять назад уже искали не в гугле, а в вк. Не говоря уж о более среднем пользователе.

Тема ботов, конечно, перекручена, но обычно те кто их критикует совсем про другое говорят и думают и не берут во внимание вышестоящее. Просто мыслят не теми категориями.

К тому же вовсе не телеграмные боты хайпят. А Slack. А там у ботов вполне понятная польза. Если посмотреть на хипчат, то там не боты, а интеграции - супер удобные. В том же чате ты не команды делаешь, а именно что приложение открываешь. Очень удобно. У майкрософта такие же интеграции с разными сервисами типа убера. В такой форме и в вичатах все устроено, а не ботами. Со временем телеграм додумается сделать тоже самое и тогда будет уже что-то живое и понятное.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Nikishaev

Боты, боты)) написали гавно эхо сервис и типа все отлично.. продукт) а какую он решает проблему, и надо ли оно вообще комуто, без разницы.. главное тренд))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Баженов

Эй эй стоп. Всё только начинается, перспектива у ботов огромная и она связанна с ИИ.

Да сейчас общение происходит только текстом и через чат приложения. Но в дальнейшем всё будет голосом, а потом ещё немного и у каждого будет свой Джарвис..

Нужно просто немного подкрутить ИИ чтобы они анализировали всю нашу деятельность, и всё знали о нас. Тогда он сможет нам помочь быстро, и без кучи лишних, разных, не удобных интерфейсов.

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

так уже есть сири, кортана и прочая фигня с которого голосом) это же тоже боты!

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Зубков

Вот именно. А после голоса вообще будет интерфейс мозг-компьютер. Носимая электроника превратится в вживляемую.

Ответить
Развернуть ветку
Filipp Lyakh

До ИИ еще жить и жить, а ребята, которые активно поднимаются на этой волне, уже везде рассказывают о своей экспертизе и даже академии открывают)
В нынешнем виде это очередной тренд, который отхлынет через год-полтора, но на нем успеют и поднять денег одни и потратиться другие.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Добавлю к статье, что никакого ИИ толком нет и не будет еще долго. Весь machine learning сводится к поиску взаимосвязей и автоматизацией их моделями. То есть можно научить заранее ответами на заданные фразы, настроения и ключевые фразы, но это все те же заготовки, тупые заготовленные ответы, а не ИИ. Просто это легче, чем руками делать ответы на фразы и все.

Чатботы с ИИ такая же фикция как и вся эта "революция".

Я думаю шумиха связана с тем, что с какого то хрена все глядя на Gartner Hype Curve решили, что ИИ уже здесь и чатботы это первый предвестник. И поэтому многие пооткрывали рты и кошельки.

Чатботы так же займут маленькую нишу для гиков как qr коды в свое время. И не более того, до появления реального ИИ. Но когда это произойдет только Курцвайлу открылось :)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Алексеев

Нет ИИ у обычных ребят а вот у Майкрософт может скоро будет. И нам дадут поиграть https://dev.botframework.com/

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игорь Алексеев

Если у меня есть сайт-сервис и мне нужно очень быстро взаимодействовать с пользователем на любом устройстве насколько проще мне сделать бота чем разрабатывать кроссплатформенные приложения и инфраструктуру под них. Вот и популярность у разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Andrei Andreev

Лично мне мнения по будущему ботов напоминают мнения экспертов по цене на нефть или курсы валюты. Одни говорят падает, другие - растет, но как на самом деле будет не знает никто. Точнее знают, но не они.
И с ботами также. Есть бизнес. Возьмите гипотезу: бот с функционалом А улучшит метрику Б нашего бизнеса. Сделайте (дел там немного). Проверьте. Всё станет ясно.
А то получится так: все говорят-говорят, а потом какая-то команда раз и раскрутила простого такого, очевидного бота. Не на миллиард конечно, да хотя бы на 10 млн. И все такие: да как же так получилось то?! Это же школьнику под силу было!!111 Просто не *издеть надо было, а ручками проверять.
P.S. что будет с ботами я не знаю, но считаю их кроссплатформенность и дешивизна запуска сделают своё дело.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Πетр Βишняков

Лично избавился от многих простых приложений в телефоне и подобная тенденция думаю только продолжится!
Причём больше не нужно шагать под диктовку установленных маркетами приложений. Боты это гибкость прежде всего и максимальная унификация, а приложение ресурсоёмкое удовольствие как финансово так и по оптимизации на каждое железо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Фёдор Скуратов

Бот - это просто интерфейс. За ним может стоять что угодно .)

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Билалов

Я не верил в ботов ещё когда в CS играл)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Pravdin

мне не понятно, почему нет ботов (или не встречал?) объединённых в один канал с живой коммуникацией. Когда ты можешь получать информацию\ценность путём команд или же получать её от живого человека "на том конце" в одном окне. Положим я общаюсь с ботом заказа билетов, и вот чего то не хватает или я не понимаю, хочу тут же перейти в разговор с человеком, но никак. Комбинация поддержки и бота - это реальная ценность, а в остальном, согласен с Константином на 100%.

PS инфоботы полезны только очень выборочно, вроде курс доллара спросить или в текстовый квест поиграть

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Алексеев

ну ботов телеграма можно приглашать в чат. y и никто не запрещает реализовать такое самому (достаточно легко)

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

у рутрекера есть в боте команда взаимодействия с человеческим оператором - ответ приходит оперативно)

Ответить
Развернуть ветку
Dima Tez

У Почты России есть бот с живой поддержкой.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

потому что дорого бизнесу сажать девочку туда, особенно на масштабах

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вадим Фирсов

Боты - это очередной мейнстрим, который нужно пережить и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Вольдемаръ Дурбовскiй

Хватит говно жрать, пользуйтесь RSS и не выжобывайтесь

Ответить
Развернуть ветку
Максим Капралов

Опять пещерные люди в треде

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Nikishaev

Для тех кто не в курсе как это все работает. Вот вам ман почти))
http://www.alicebot.org/aiml.html

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

AIML очень древний и лучше его не учить

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ali Segvi

АВТОР все верно сказал, все кто не шарит идите лесом. Боты это те же приложения только месседжеры выступают в роли Магазина и платформы. Это считай стриминг только более проще и в другой обвертки!!!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Melnik

отвертки!!!11

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Султанов

Так как по вашему,стоит учиться их делать или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов
Автор

Какие там требуются особенные навыки?

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Султанов

Да вроде никаких то особенных навыков и не требуется.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Но пузырь из компаний разрабов ботов растет себе потихоньку. Мб будет еще тема: Fb купил бота за n $m :laughing:

Ответить
Развернуть ветку
Serguey Belov

Боты бывают разные. Очень интересные встречаются для Slack. Мы пользуемся HeyTaco, Leo. Возможно потом начнем пользоваться ботами - для создания опросов.

Для slack придумана целая куча полезных и еще больше появится.

В конце концов, чем плохо запрограммировать тот же слак на вызов убера к офису по отправке в канал бота убера слова офис?

Это очень удобно, можно не отвлекаясь от работы сделать много вещей быстрее. Для десктопа очень актуально.

Для телефона - нет разницы на какое приложение переключаться на тот же убер или на телеграмм, поскольку в любом случае на телефоне экран занимает целиком только одно приложение.

А вот для десктопа удобно, мессенджер всегда обязательно запущен и нет надобности переключаться.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Kirillov

"Боты захватят мир",- говорили они. "Луна жёстко стелет",- отвечаю я. Когда бот на моем телефоне будет настолько же крут как Мэнни - тогда да, захватят. Не раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Kirillov

речь о Майке, конечно же. пардон, перепутал имена))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Michael Babich

Написал пост о том, почему платформа ботов в сети Facebook — это мышеловка с бесплатным сыром, а история ничему не учит.

Продавая аудитории платформу для ботов, Марком Цукербергом движет совершенно иной интерес, нежели боты или их польза. Происходит другая игра, в которой боты — всего лишь временный инструмент для передела зоны влияния Facebook на телефонах.

http://blog.babich.me/2016/04/myshelovka-facebook-messenger-dlja-botov.html

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Petrov

На чем основано утверждение, что человек не будет постоянно пользоваться услугами универсального бота постоянно? зачем человеку на телефоне куча приложений, выполняющих различные функции, когда есть единый бот, который с радостью и купит вам билеты и проведет транзакции и, собственно, подскажет что нужно взять зонтик ибо дождик на улице? Бот который адаптируется к вашему поведению и самообучаясь пытается предугадывать желания человека? А если же этот бот научится взаиможействовать с IoT то зачем вообще нужны будут сторонние приложения? ну процентов 70. Бот, универсальный, это парадигма одного окна - когда человек получается множественность услуг через 1 приложение, не совершая при этом лишних действий.

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда