Как начать бизнес с нуля?

Вы решили открыть бизнес, и у вас много идей, с чего же начать?

1. Выбор идеи

  • Чтобы разложить все по полочкам, выпишите свои идеи на листе бумаги.
  • Если идеи принадлежат к разным сферам, сгруппируйте их. Например: общепит, ресторан, кофейня и так далее.

  • После того как вы разделили идеи по категориям, выберите порядок их проработки. (Ниже я покажу свой алгоритм).

  • Затем из этого списка выберите самую интересную идею, с которой вы хотите начать. Это не значит, что остальные идеи придется оставить навсегда. Просто сейчас вы начинаете с одной, а позже сможете вернуться к другим. Многие предприниматели успешно ведут несколько проектов одновременно, при условии, что управление построено грамотно и каждый старт сделан вовремя и полноценно. Это поможет вам структурировать свои мысли и понять, куда двигаться дальше.

Изображение by freepik
Изображение by freepik

Не бойтесь работать "в стол" — иногда стоит проработать идею, чтобы понять, подходит она вам сейчас или нет. Это поможет оценить, сколько ресурсов потребуется для реализации (возможно, их нужно меньше, чем вы думаете) или сэкономит ваши деньги, уберегая вас от убыточного проекта.

Иногда у меня появляются новые идеи, и, следуя алгоритму, который я опишу ниже, я периодически их прорабатываю. Сохраняю их в отдельной папке и могу вернуться к ним позже. Даже если какие-то проекты остаются недоработанными, наличие сформированного пула идей — это уже шаг вперед.

2. Проработка идеи

Зачастую идея сформулирована в общих чертах. Поэтому приступаем к ее проработке: выписываем свою идею.

Пример: Хочу свой бренд одежды

На этом этапе важно развернуть идею, уточнив направления, в которых можно работать.

  • Применима ли разбивка по секторам целевой аудитории к вашей идее? Подумайте, на кого вы ориентируетесь: эконом-класс, средний класс или люкс?

Пример: Хочу свой бренд одежды в классе эконом

  • Есть ли подвиды? Если да, то стоит их выписать.

Пример:

Виды по полу и возрасту: для девочек, для мальчиков. Возраст: 0-2 года, 2-7 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 14-18 лет и тд и тп.

Виды по группе товара: платья, костюмы, свитера, жилетки и тд.

Виды по материалу: трикотаж, костюмная ткань, ситец, шелк, фатин, пальтовая ткань и тд и тп

После того как все дерево возможностей было прописано, я выбираю следующий вариант: хочу создать свой бренд платьев для девочек 2–7 лет в эконом-классе из трикотажа. В план развития включу костюмы для девочек 2–7 лет, а также платья и костюмы для девочек до 11 лет.

Таким образом, ваша первоначальная идея превращается в целое дерево возможностей, которое нужно детально проработать и выбрать то, что можно реализовать в первую очередь.

В каждом направлении обычно много подвидов. Например, для кафе можно рассмотреть:

  • по типу кухни (европейская, азиатская, без кухни и т.д.);
  • по режиму работы (24/7, только онлайн, только офлайн, с 8 до 23 и т.д.
  • по основному направлению (кофейня, ресторан, пиццерия и т.д.).

3. Анализ конкурентов

После того как вы сформировали дерево идей и определились с целевой аудиторией, наступает время анализа конкурентов. Это ключевой этап, который позволяет оценить рынок и понять, с кем вы будете конкурировать.

Изображение by freepik
Изображение by freepik

Что такое анализ конкурентов?

Анализ конкурентов — это детальное изучение рынка, на котором вы собираетесь работать. Если ваш бизнес онлайн, анализируйте интернет-конкурентов. Если проект офлайн, например, ресторан, спа-салон или фотостудия, оценивайте конкурентов в пределах локации, где планируете открыться. Важно понимать, что конкурентами являются те, кто предлагает аналогичный продукт или услугу для той же целевой аудитории.

Например, если вы собираетесь открыть ресторан с мишленовской кухней, ближайший ларек с шавермой не будет вашим конкурентом. Стоит изучить, есть ли подобные рестораны в вашем секторе или городе. Например, для ресторанов премиум-класса аудитория может быть готова приехать из разных частей города, в то время как кофейню с опцией "кофе на вынос" следует сравнивать с ближайшими аналогичными заведениями по улице. Если это онлайн-бизнес, допустим, как у меня производство детской одежды, то я осматриваю конкурентов на онлайн-ресурсах по типу WB, Ozon, Lamoda. Ищу тех, кто производит детскую одежду в моем сегменте из аналогичных материалов.

Что мы можем извлечь из анализа конкурентов?

Прежде всего, важно оценить уровень конкуренции на рынке. В некоторых сферах конкуренция очень высокая. Например, в сфере детской одежды на онлайн-площадках сейчас наблюдается огромная конкуренция. Когда я начинала, конкурентов было значительно меньше, и представленность на рынке была небольшой. Конкуренция может быть как высокой, так и низкой, и это определяет вашу стратегию.

Следующее, что стоит учесть, — наличие флагманов на рынке. Это лидеры, занимающие значительную долю рынка. Если такие есть, то конкурировать с ними будет весьма сложно. Однако если рынок насыщен, но явного лидера нет, войти в него будет проще.

Далее - выявление их сильных и слабых сторон. Понимание этого поможет учесть данные факторы в вашей бизнес-модели. При выходе на конкурентный рынок важно создать предложение, которое выделяется и не имеет аналогов.

4. Почему должны купить у меня? Создание УТП

После выбора ниши и анализа конкурентов необходимо сформировать четкое понимание: почему клиенты должны выбрать именно вас? Этот этап связан с разработкой уникального торгового предложения (УТП) — ответа на вопрос, что отличает ваш бизнес от других.

Представьте, что на улице уже есть четыре кофейни, и вы хотите открыть пятую. Почему люди выберут вашу кофейню? Чтобы не стать убыточным предприятием, важно выделиться на фоне конкурентов. Например, если у всех кофейных стоят дешевые кофемашины, из-за которых кофе получается невкусным, вы можете инвестировать в более качественное оборудование и зерно. Если в других кофейнях кофе стоит 150 рублей, а у вас — 200 рублей, но он значительно лучшего качества и подается в красивых стаканчиках, то у вас есть шанс привлечь клиентов, готовых платить больше за качество.

Изображение by onlyyouqj на freepick 
Изображение by onlyyouqj на freepick 

Формирование УТП

УТП — это ваше конкурентное преимущество, которое может состоять из разных аспектов:

  • Качество продукта: Ваш продукт может быть выше по качеству, лучше упакован, или иметь более привлекательный дизайн, чем у конкурентов. Например, если ваш кофе превосходит по вкусу и подаче, клиенты могут быть готовы заплатить за него больше.
  • Скорость и удобство: Скорость обслуживания и доставки также могут стать вашим преимуществом. Макдональдс, например, добился успеха благодаря быстрому обслуживанию. Если вы можете обеспечить клиентам быструю доставку или обслуживание, это будет значительным плюсом. Например, я выбираю плитку, и в вашем магазине она доступна уже через два дня, а у конкурентов — через три недели, я куплю плитку у вас, даже если это будет немного дороже.
  • Оптимизация бизнес-процессов: Снижение себестоимости и оптимизация процессов могут сделать ваш бизнес более устойчивым. Это даст вам возможность предлагать акции, скидки и вкладывать средства в рекламу. Большие фабрики побеждают благодаря низкой себестоимости. Оптимизируя свои бизнес-процессы, вы можете стать более конкурентоспособным, особенно если ваш бизнес ориентирован на потоковость.

  • Индивидуальность и мастерство: Если ваш бизнес небольшой и работает для узкого круга клиентов, ваша уникальность и мастерство могут стать основой УТП. Упакуйте свой продукт с интересной идеей и постарайтесь уложиться в цену рынка, предлагая при этом что-то уникальное.

Ваше УТП должно быть четким и понятным клиентам. Они должны сразу понимать, почему им стоит выбрать именно ваш продукт или услугу, и какая ценность для них в этом заключена.

5. Финансовый план

К этому этапу у вас уже должно сформироваться четкое понимание того, что, кому и где вы будете продавать, какая будет цена и как все это будет работать. Имея анализ рынка и вашего продукта, можно приступить к созданию финансового плана. Желательно составить его на полтора года, начиная с дня открытия. Финплан строится по неделям, с итоговой сводкой по месяцам, чтобы отслеживать динамику доходов и расходов.

Как составить финансовый план?

1) Расходы и доходы: Вначале необходимо расписать все предстоящие расходы и прогнозируемые доходы. Планируйте этап открытия — какие затраты вас ждут. Например, в первую неделю вы потратите деньги на оформление аренды и документов, затем — на закупку материалов и так далее. На этом этапе общий баланс будет отрицательным, поскольку доходы еще не поступают.

2) Прогнозирование доходов: Определите, когда вы начнете получать первые доходы и какого объема они будут. В офлайн-сегменте можно прогнозировать доходы, основываясь на трафике улиц или количестве потенциальных клиентов. В онлайн-торговле, например, ожидаемые продажи в первый месяц могут составить от 30% от имеющегося запаса продукции. Если вы загрузили товары на маркетплейс на миллион рублей, вполне реально спрогнозировать продажи на 300 тысяч рублей, при условии, что продукт востребован рынком.

3) Учет постоянных расходов: В процессе работы у вас появятся постоянные расходы на аренду, зарплаты сотрудникам (если они есть), дозакупку материалов и прочие эксплуатационные затраты. Важно учитывать, что материалы нужно закупать заранее, чтобы избежать дефицита. Например, когда 50% ассортимента уже продано, пора планировать допоставку, чтобы не столкнуться с отсутствием товаров на складе.

Изображение by freepick 
Изображение by freepick 

Когда ожидать прибыль?

Срок окупаемости сильно зависит от ниши и объема вложенных средств. Для стрит фуда с бюджетом на открытие около 4 000 000 руб. срок окупаемости будет около полугода. Для своего бренда одежды со стартовым капиталом 10 000 000 руб. срок окупаемости будет от 7 месяцев до 1,5 лет. При этом стоит учесть, что максимальные вложения могут потребоваться не на старте, а через некоторое время после начала работы. Это связано с поддержанием бизнеса, оплатой аренды и закупкой дополнительных материалов. Часто через полгода сумма первоначальных инвестиций удваивается или даже утраивается, чтобы обеспечить бесперебойную работу и рост фирмы. К сожалению, очень много примеров, когда ребята закрывают свой бизнес и довольно рано, так как наступает дефицит финансов, и непонятно- это бизнес идея “не стрельнула” или просто плохо просчитали, и действительно сумма инвестиций должна была быть больше, чем ее закладывали.

Зачем нужен финансовый план?

Финансовый план позволяет заранее оценить реальную сумму инвестиций, необходимую для старта и развития бизнеса. Он поможет избежать распространенной ошибки — недооценки будущих расходов и недостаточного планирования финансов. С его помощью можно вовремя заметить отклонения от намеченного курса: если выручка меньше ожидаемой или себестоимость выше запланированной, вы сможете скорректировать план или принять решение о дальнейшем развитии проекта.

Финплан — это не просто инструмент, а жизненно важный компонент успешного бизнеса, который поможет своевременно принять верные решения и избежать финансовых трудностей.

6. Точечная работа

Когда все этапы пройдены, продукт определен, анализ конкурентов проведен, а финплан просчитан (на бумаге вы видите, что через год-полтора можно выйти в плюс), то самое время переходить к практическим действиям. Этот этап предполагает точечную работу и тестирование того, как план будет работать в реальной жизни.

Начало практической реализации

На данном этапе вы начинаете:

  • Закупку: Поиск поставщиков и запрос цен. Это поможет вам более точно оценить расходы и сроки поставок, а также скорректировать финплан.
  • Аренду: Оценка и заключение договоров на аренду помещения, если это необходимо для вашего бизнеса.
  • Персонал: Если в вашем бизнесе предполагается наем сотрудников, начинайте поиск и подбор персонала, чтобы понять, сколько это реально будет стоить.

Актуализация финансового плана

Теперь, когда вы начинаете работать с реальными контрагентами, важно обновлять финплан. Запрашивайте цены у поставщиков, уточняйте сроки поставок, согласовывайте условия аренды. Этот процесс поможет еще раз проверить все расчеты и убедиться в их реалистичности.

Старт бизнеса

На этом этапе вы готовы к запуску. Главное, чтобы все было продумано и просчитано:

  • Что вы будете продавать?
  • Кому и где будете продавать?
  • Принесет ли это прибыль?

Точечная работа позволит вам протестировать ваши планы в реальности и внести необходимые корректировки до официального запуска. Если подготовка пройдена качественно, вы будете готовы к успешному старту и дальнейшему развитию бизнеса.

7. Ошибки начинающих

Изображение by user18526052 на freepick 
Изображение by user18526052 на freepick 

Начинающие предприниматели часто наступают на одни и те же "грабли". Вот несколько распространенных ошибок, которых стоит избегать:

1. Продажа всего и всем

Невозможно успешно продавать все и всем. Целевая аудитория должна быть определена четко и конкретно. В любой нише, будь то кофе, одежда, мебель или плитка, есть своя градация: возраст, уровень дохода, интересы. Правильный выбор целевой аудитории влияет на все аспекты бизнеса, включая упаковку продукта, оформление сайта и ведение социальных сетей.

2. Заемные деньги без достаточных оснований

Ни в коем случае не берите заемные средства или кредит для проекта без тщательного анализа рынка и финансовых расчетов. Даже если вы являетесь высококлассным специалистом в своей области и уверены в своей клиентской базе, отсутствие финансового плана может привести к провалу. Заемные деньги стоит привлекать только в случае, если у вас есть четко проработанный финансовый план, анализ целевой аудитории и конкурентов. Это снизит риски и поможет избежать инвестирования "вслепую".

3. Неправильное время закрытия или продолжения проекта

Есть две распространенные ошибки:

1) Раннее закрытие перспективного проекта: закрыть хороший проект, не дождавшись прибыли, просто потому что она появится позже. Финансовый план может показать, что проект выйдет в плюс только через год-полтора, и это нормально.

2) Несвоевременное закрытие убыточного проекта: не закрывать убыточный проект, несмотря на явные признаки того, что он не приносит прибыли. Если по финплану проект должен быть прибыльным через три месяца, а через полгода он все еще в минусе, это сигнал к тому, что что-то идет не так. Возможно, вы неправильно рассчитали себестоимость, выбрали неподходящих подрядчиков или не ту локацию. В таком случае необходимо либо вносить коррективы, либо закрывать проект.

Обе ошибки происходят из-за недостаточного внимания к финансовому плану. Он помогает увидеть реальную картину и принять взвешенные решения — продолжать бизнес, менять стратегию или закрывать проект, чтобы не терять деньги и время.

8. Что лучше выбрать?

Многие начинающие предприниматели стремятся к "проекту мечты", ожидая, что это будет идеальный бизнес, приносящий радость и богатство. На самом деле бизнес — это структурированный процесс, и нет какой-то особенной ниши, которая гарантирует мгновенный успех. Бизнес-процессы и логика построения бизнеса схожи в большинстве сфер, поэтому не так важно, что именно вы выберете.

Как выбрать проект?

Выбор проекта можно основывать на наличии у вас определенных компетенций или навыков. Если у вас больше опыта и знаний в определенной области, логично начинать с этого. Например, если в строительстве у вас нет опыта, а в пошиве одежды есть (например, как было у меня: моя мама всю жизнь занималась этим), то разумно выбрать именно пошив одежды.

При этом не стоит думать, что существует "суперпростой" или "суперсложный" бизнес. Каждое дело имеет свои особенности и сложности. Кофейня не проще и не сложнее производства одежды; у каждого проекта есть своя специфика и шаги для его успешного построения. Главное — выбирать ту сферу, где у вас уже есть хотя бы базовые навыки и понимание.

“Один в поле не воин”

Если это ваш первый бизнес-проект, отлично, если у вас будет поддержка. Это может быть сильный партнер, который разделит с вами ответственность, или опытный подрядчик, готовый выступить в роли наставника. Также можно обратиться в клубы для начинающих предпринимателей, например, клуб Терра — бесплатный онлайн-проект, где можно пообщаться с наставником и получить полезные рекомендации.

Идти в бизнес не в одиночку — значит сэкономить деньги, время и повысить шансы на успех в преодолении сложных этапов стартапа.

Если вы хотите, чтобы я разобрала ваш бизнес-проект, пишите в комментарии! Разберу один проект, анализ которого выложу в материале новой статьи.

22
Начать дискуссию