Письмо в редакцию: Маркетолог может убить бизнес, если его вовремя не остановить

В редакцию vc.ru пришло письмо от Дмитрия Шахова, генерального директора веб-студии Remarka и основателя MadCats. Шахов рассказал, почему возникает недопонимание в общении предпринимателей и маркетологов, и привел несколько реальных диалогов.

Специалистам нравится выкладывать свои кейсы, показывающие, какой клиент мудак. Вывод в каждой такой статье один: надо работать только с теми, кто способен понять тонкую натуру и идеи подрядчика по продвижению бизнеса. Мол, только в условиях полного доверия к вам вы сможете поднять чужую фирму до небес. Если этого не случилось, то только потому, что клиент не согласовывает, не согласен с концепцией или стратегией, не внедряет и так далее. Список клиентских грехов бесконечен.

У любой проблемы есть две стороны, и пора выслушать вторую. Помимо агентства интернет-маркетинга, у меня есть несколько бизнесов. Для большинства из них я занимался рекламными кампаниями сам, от стратегии до реализации. Но время идет, основной бизнес требует больше внимания, да и не во всем моих компетенций хватает, так что я тоже стал работать с интернет-маркетологами разных типов и размеров.

Через какое-то время сотрудничества пришло понимание, что модель «Эй, клиент, а ну прогнись и сделай это за свои деньги», которую проповедуют большинство гуру от маркетинга, может попросту убить бизнес, если вовремя не остановить полет их фантазии.

— У вас же сезон сейчас: лето, палатки, велики. Давайте посеем пост об этом в городское сообщество.

— Зачем?

— Множество людей это увидит.

— И что?

— Ну как, будут звонки и заказы.

— У нас спонтанный спрос. Если вам сейчас не нужна эта услуга, то одна новость не заставит вспомнить о нас, когда будет надо.

— Вы неправы. Там же есть и те, кому надо прямо сейчас.

— Сколько?

— 40−50 переходов будет.

— За 2000 рублей? Это же в 10 раз дороже контекста.

— Надо пробовать, может, эффект будет и лучше.

— Ок, вам лучше знать, вы же профи.

Когда я прихожу к компании, которая оказывает услуги, я жду понятного мне предложения. На уровне картинок. Наверно, мне стоило бы прислушаться к советам гуру и вникнуть во все эти новые технологии на рекламном рынке. Я же должен быть грамотным и сознательным — сказать больше, идеальным — клиентом для моих многочисленных подрядчиков.

Но, черт побери, я должен когда-то заниматься еще и бизнесом. Так что я жду не разъяснений, что к чему и как это правильно называется, под глумливые улыбки. Я принес пачку денег и хочу увидеть, как она превратится в еще бóльшую пачку. Покажите мне это так, чтобы я понял за пять минут.

— Нужно будет два раза в день публиковать в группе записи.

— У нас нет столько инфоповодов.

— Надо будет напрячься, если хотите получить отдачу. Наверняка у вас что-то происходит каждый день.

— Происходит, но это рутина, на инфоповод не тянет.

— Ну вы кидайте, мы попробуем из этого что-то вытащить.

— А зачем вообще это делать?

— Надо будить аудиторию.

— Зачем?

— Это сложно объяснить. Коротко говоря, если не будить — они вас забудут.

— А они будут лучше помнить, если заваливать их высосанными из пальца новостями?

— Это работает.

— Ну, тогда ладно, вам лучше знать.

Вместо этого я слышу пространные размышления о том, что для понимания идей агентства мне нужно потратить куда больше пяти минут. Что потребуется несколько встреч, бриф, интервьюирование сотрудников. Согласен, погружение — это важно, но не сейчас. В данный момент я должен принять основное решение — работать ли с вами вообще.

Дайте мне картинку, схему, набор тезисов. Я хочу понять, как и когда моя пачка денег превратится в другую побольше. И всё. У меня ровно пять минут. У меня там бизнес стоит, пока вы пытаетесь мне продать себя, я теряю деньги в этот момент. Возможно, чисто гипотетически я теряю гораздо больше, отказываясь от вашего предложения, но кто в этом виноват? Я или вы, когда не можете мне коротко пояснить, куда пойдет бюджет и что из этого выйдет?

— Добрый день, вы не хотите разместить рекламу в нашем справочнике? У нас есть звонки по вашей теме.

— Сколько?

— За последний месяц 39 звонков.

— У нас в день до сотни поступает по иным каналам.

— Но это же недорого, всего 6000 рублей за полгода.

— Это даст нам одного клиента в месяц за 1000 рублей. Это дорого. И не имеет практического смысла: это просто слишком мало для такой суеты.

— Вы упускаете возможности, этот клиент потом придет второй раз.

— Не факт.

— Мы сделаем скидку, у нас акция сейчас.

— Вы меня слышите? Это для нас неэффективный канал.

— То есть вы отказываетесь?

Услуги — самый простой для старта бизнес, не требующий больших вложений, поэтому там так много косноязычных узкопрофильных специалистов. Они совершенно не понимают, что их клиенты рискнули почти всем, чтобы начать свой бизнес. Что клиент, который пришел за продвижением, не стартап открывает, а уже кормит десятки или даже сотни людей. Что любая рекламная кампания — это не просто инвестиция и эксперимент, это надежда на лучшее.

Бизнесмену нужно понимать риски. В этом и есть кардинальное различие восприятия типичного «продвиженца» и типичного клиента. Когда маркетолог говорит: «Давайте попробуем», он имеет в виду именно «Давайте попробуем, вдруг получится». А когда то же самое говорит бизнесмен, он смотрит на объем конверсий на выходе и считает выгоду от канала. Так что даже плохой с точки зрения специалиста канал может быть выгодным и интересным с точки зрения бизнеса — просто надо будет скорректировать под него схему реализации. И наоборот.

— Вам что, не нужны клиенты?

— Нужны.

— Так размещайтесь у нас.

— Зачем?

— Это недорого. Попробуете и узнаете.

— Я не хочу пробовать.

— Вам что, не нужны клиенты?

Пример — продажи в Instagram. Большой охват, красивые фотки, тысячи касаний. И два заказа — при потребности бизнеса в 200 заказов. Можно потратить больше времени, сил, найти лучшего подрядчика и сделать 10 заказов. При потребности в 200. Можно попытаться увеличить охват до слабоцелевой аудитории, затратить море денег и получить 15 заказов. При потребности в 200 — вы меня слышите вообще?

Я не против рекламы в Instagram, и числа условные. Но потребности бизнеса могут сильно не совпадать с возможностями канала, а значит, и ценность его будет минимальной. Проще говоря, бизнес не будет проявлять горячего желания развивать канал. И очередной Instagram-гуру будет грустить, распевая в тематическом сообществе, какой клиент мудак попался: согласовывает медленно, платит мало и вообще не торт.

— Давайте выпустим рекламу на жировках ЖКХ (квитанция на оплату услуг — прим. ред.).

— И что?

— Там тираж — все подъезды города, вас увидят все жители.

— Вы же понимаете, что большинство эту рекламу не увидит, а остальным не факт, что нужны наши услуги. Это выстрел из пушки по воробьям.

— Но охват!

— Вот если вы предложите, как увеличить охват тех, кто в момент контакта с рекламой испытывает потребность в наших услугах, я вас с интересом выслушаю.

— Это увеличит запоминаемость вашего бренда.

— За одно касание? Вы сами в это верите?

— Надо пробовать. Вы можете потом догонять их наружкой, на ТВ.

— Расходы по «догонять» на полгода превышают максимум возможных доходов от проекта за десять лет. У нас нишевый бизнес, нужный далеко не всем.

— Ну как же не всем? Прокат инструментов нужен всем.

— Ок, вам виднее.

Какой выход из ситуации? Да просто не надо думать, что на вас свет клином сошелся. Крайне редко продвижение заказывает бизнес, где придется ставить продажи с нуля. Если бизнес есть, если он живет, то с каналами получения клиентов у него все более или менее нормально. Какие-то из этих каналов можно подтянуть — это один повод для общения. И еще можно предложить новые каналы, но не рассчитывать на то, что бизнес вам с ходу даст зеленый свет и полный доступ «к телу» и бюджетам.

— Надо стать спонсором велопробега.

— Зачем?

— Вы же сдаете велосипеды в прокат. Организаторы вас просто расцелуют!

— У нас четыре велосипеда. Мы не можем покрывать спрос на мероприятия. Наш заказчик — гости города, которым велосипед нужен на небольшой срок, а сам спрос вытянут в течение года.

— Так в чем проблема. купите еще двадцать велосипедов. Сможете покрывать мероприятия.

— Во-первых, это значительная инвестиция: нам нужны качественные велосипеды, а не Китай из жести. Во-вторых, нам их негде хранить. В-третьих, в межсезонье они будут просто стоять.

— Вы не хотите развиваться, так и скажите.

Когда я в очередной раз слышу «А давайте попробуем», я говорю: «Стоп, давайте без "давайте"». Давайте сначала посмотрим на схему будущей работы и взаимодействий. Возможно, под вашу «хотелку» мне придется перестроить бизнес, и это немалые затраты, а может, и нереальные в принципе. Возможно, я просто не смогу выполнить ваши условия по взаимодействию: мое время не резиновое. Возможно, вы не сможете настолько погрузиться в мой бизнес, чтобы корректно направить свои усилия, и на выходе получится пшик вместо планового «вау».

— Давайте увеличим число повторных заказов с помощью рассылки.

— У нас практически нет повторных заказов.

— Так потому и нет.

— Вы меня не слышите: туристы не едут в тот же город второй раз, это специфика бизнеса. Возвраты единичны.

— Вы просто не хотите развиваться. Email-маркетинг — это продвинутая технология.

— Пусть так. Вам виднее.

Я директор. Я хочу картинку. Дайте мне ее. Поверьте, если я взрастил свой бизнес, который стабильно развивается более десяти лет, я смогу оценить ценность возможных работ, показанных в вашей презентации, за несколько минут и пару наводящих вопросов.

И если я потом оказываюсь мудаком, то только потому, что у вас что-то не так с коммуникациями, а не потому, что я не в состоянии оценить гениальность вашей идеи. За мной стоят сотрудники, деньги, клиенты, обязательства, семья, наконец. Непросчитанные риски на чужие «хотелки» могут за месяц поставить мой бизнес на колени. Вот тогда я точно стану мудаком. Сразу для всех.

P. S. Все диалоги взяты из реальной практики. Совпадения считать случайными.

0
135 комментариев
Написать комментарий...
Nikita Shirobokov

Блин, Шахов — идеальный клиент для маркетолога. Большинство заказчиков нужно учить метрики считать, ROI, юнит-экономику, аудиторию сегментировать, ценностные предложения с минимальными потерями тестировать... А здесь всё на месте. Респект!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зимарин

Статья... Ну блин, я могу диалогов разных вам показать с разными комментариями к ним.
Предложить стать спонсором велопробега, прокату у которого 4 велосипеда, это как бы помягче сказать "конец всему хорошему"
Но и "я не хочу оплачивать хотелки", это тоже мягко говоря подход плохой. Обьясню почему.
Ну вот приходит к нам клиент, и спрашивает, сколько ему будет стоить заявка с таргета ВК, мы с его нишей не работали, плюс скорей всего он врет о конверсии своего сайта. Я ему отвечаю, "Я не знаю, надо тестировать" И в ответ получаю что то вроде "Я тут не для того что бы оплачивать ваши тесты" и уходит. Так он ходит по всем, пока не доходит до проходимца который ему говорит что заявка ему будет стоить 21 рубль и все это с танцами плясками и красивыми презентациями и все это за 15к предоплатой. Заливает деньги, понимает что все не так и высерает пост про то как все печально в маркетинге.
Я это к тому, что ваш бизнес может убить только Вы, ни какой маркетолог этого не сделает без вашей помощи. А плохих маркетологов пруд пруди как и плохих бизнесменов.

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Berkovsky

Господи, какие же Вы двое воинственные ботаники.)) статья о коммуникации, о том что маркетолог иногда не слышит бизнес, которому хочет помочь. О человеках речь, а не о том какие Вы господа умные и всех на CPA.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov

"Я не хочу ничего пробовать - я хочу волшебную палочку и к утру лям долларов. и еще шитый золотом ковер"

Ребятушки, да если бы все было так просто и одна схема работала на всех - откуда в мире были бы нищета и голод? да все бы на феррарях катались - делов то, тьфу..

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Где в статье про волшебную палочку? В том-то и проблема, что приходят продавцы палочек, когда ждешь специалистов со схемой, где прописан алгоритм действий, ожидания от клиента и критерии оценки.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Бивень

Это вам не Торшина писала случаем? XD

Ну а в целом, считаю, что пора расширять методики применения CPA, когда клиенту продают готовую заявку, а не сливают его бюджеты с мало понятными перспективами. Это здорово повысит как профессионализм на рынке, так и дает понятную обоюдовыгодную форму сотрудничества между бизнесом и маркетологами.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Не везде методики СРА применимы. Это я как клиент пишу. Иногда мне нужен просто охват для генерации отложенного спроса, например. Не все меряется в бизнесе продажами. Чаще всего, продажа - это следствие.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Кипень

Что вы так к Торшиной прицепились? Часто упоминаете её.
Норм же мысли излагает, доходчиво ))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alexander Seliverstov

Зачем было писать статью? Сделали бы картинки-мотиваторы да потешили бы свое самолюбие. А вообще проблемы то нет. Не нравяится агенство - посылай. Обычная рутинная ситуация.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Kucheryavenko

Почему у меня впечатление, что ни один из подрядчиков в приведенных диалогах не имеет никакого отношения к маркетингу?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Карандышевъ

Абсолютно согласен со статьей!
Год назад перестал сотрудничать с одной организацией, которая занималась поисковой оптимизацией сайта нашей компании))

Дело в том, что в семантическое ядро входили запросы, содержащие фирменное наименование продукта, который они продвигали (зачем непонятно). Им исправно платили по 10000 руб. в месяц, а переходов по продвигаемым запросам, за исключением запросов, содержащих фирменное наименование, не было. На мои замечания директор этой организации отреагировал очень спокойно)))

Деньги перекинул на контекст и увеличил трафик.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Alexandrov

Здесь так много комментариев, не знаю писал ли кто нибудь об этом, но... я один заметил, что автор путает понятия маркетинг и продвижение? Продвижение - это всего лишь часть маркетинга, при этом не самая главная. Так что заголовок "остановите маркетолога, пока он не убил ваш бизнес" звучит как-то чересчур громко.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Kucheryavenko

Верно. В диалогах смм-щики, рекламщики,у которых чаще всего ни образования маркетингового нет, ни азов маркетинга в голове. И в приведенных диалогах маркетингом и не пахнет

Ответить
Развернуть ветку
Roman Korzhnev

"Я директор. Я хочу картинку. Дайте мне ее." - это боль)
обратите внимение - здесь нет действия
есть хотелка

человек с такой позиций никогда не получит результата

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Я хочу предложение, которое смогу понять за пять минут. Что не так? И о каком результате речь?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Родион Водейко

Какой-то диспут о философском камне. Или Святом Граале.

Половина проблемы в том, что предприниматели - даже самые продвинутые - часто считают, что он существует.
Что кто-то где-то знает ИСТИНУ, и проблема только в том, что знающие не способны эту истину презентовать клиенту.

Вторая (бОльшая) половина проблемы в том, что 90% маркетологов (в терминологии автора) тоже уверены, что существует. И что они им как минимум частично владеют.

На самом деле, как говорится, судите сами: на рынке тысячи разных бизнесов, различающихся десятками параметров; на рынке тысячи агентств и персон, занимающихся продвижением - какова, думаете, вероятность, что вам с первого-второго-третьего раза (или вообще в обозримой перспективе) достанется исполнитель, у которого накоплен реальный опыт продвижения именно таких бизнесов, как ваш?!
Тем более таких, которые бы не просто имели больше 2 кейсов, которые можно притянуть к вашему, но еще и вывели бы из них безусловные правила, работающие гарантированно?

Да просто изучите весь доступный в инете массив описанных кейсов и рекомендаций - вы обнаружите, что практически по любому пункту в сети будут абсолютно противоположные (и при этом достаточно авторитетные) рекомендации примерно в равном объеме.

Нет никакого Грааля! Никто никогда не сможет презентовать вам гарантированно работающие шашги и методики - их просто не существует. Как ни крути, а тот же диджитал - молодая, развивающаяся на глазах отрасль, в которой правила меняются каждый день (и, возможно, будут менять каждый день и дальше).

Если кто-то "покажет за пять минут, как пачка денег превратится в еще бóльшую пачку" - скорее всего, надо бежать от него сломя голову. Ибо "бойся тех, кто скажет "я знаю как надо".

Единственный универсальный рабочий путь - это совместная работа владельца бизнеса и сервисного предприятия (агентства, консультанта и т.п.) с постоянным обменом информацией, мыслями, идеями. Каким бы профи ни был маркетолог, рекламист, продвиженец, никто не знает продукт, как его автор. Никто не знает так, как он, потребителя этого продукта, конкурентного ландшафта, развития конкретного сегмента рынка во времени...

Поэтому принести котлету денег и ждать, что кто-то умело превратит ее в несколько котлет - наивно.
Ждать, что кто-то нарисует вам роадмап к успеху продвижения - глупо. Ждать, что вы можете заплатить денег и заняться чем-то там еще. Другим. Ибо вы НЕ МОЖЕТЕ.

Как глупо - с другой стороны - и убеждать клиента, что вы точно знаете, как это сделать, дайте только денег и доверия. Глупо, да еще и недобросовестно. Ибо вы НЕ ЗНАЕТЕ.

Только совместная работа. В том числе методом проб и ошибок. Ибо ваш путь до вас никто не проходил.
Кто-то шел похожим путем, но и степень похожести вы сможете оценить только на своей шкуре.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Bozhin

Вы уточнили, что хотите видеть хоть общую схему. И это нормально и нужно, я согласен.

Но сможете ли вы сами, как представитель агентства, на этапе пресейла сказать клиенту, что он вложит столько денег в seo и столько получит прибыли в такой-то месяц? Нет.

И проблема в том, что для вас "картинка" - это общая схема, а для 90% обращений - это детальные цифры, как в примере выше. И я не говорю, что это ненормально. Я про то, что каждая сторона видит ситуацию со своей стороны. И обе стороны правы.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Я хочу быть уверен в том, что корректно понимаю, что мне ждать. Я не прошу лям долларов оборота к утру. Покажите мне схему. Покажите, почему это сделает мне лучше.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Александр

Любая рекламная кампания - это проверка гипотезы "пойдет - не пойдет". На основе предыдущего опыта маркетолог знает, что пойдет (или нет). Но не факт, что это сработаем именно с этой компанией.
Так о каких картинках речь?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Под картинкой понимается схема, по которой будет реализована кампания. А не гипотеза из пяти слов "все будет круто, давайте деньги". Действительно данная схема может не сработать, но по крайней мере, бизнесмен будет уверен, что в ней не будет противоречий с его бизнес-схемой. Некоторые рекламные кампании подразумевают падение снега летом и покупку двух боингов для сельмага для доставки продуктов. Я утрирую, если что.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Sergey Nemerov

У меня в студенчестве друг был такой: "- а если я тебе цветы - куплю, точно дашь? мне просто сегодня надо? Что значит посмотрим - а если еще шоколадку докуплю, то гарантируешь? Мамой клянешься? Пойми, мне просто нужно отбить вложения же, а то я к другой убегу"

ну в 18 лет такое нормально еще

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

:) Вы все-таки не читали статью. Перечитайте. Раз пять. Она о другом.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Vladimir Khamenkov

Правильный подход у Дмитрия. Попробовал канал, слил 5-10 000 не идет значит не вкладываем, а вкладываем где идет. А вот эти доводы про охват, про узнаваемость - если нет цифр, значит ерунда. Если способны просчитать касания по нескольким точкам и получить клиента выгодно - тогда да. другой разговор.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Bozhin

там суть в том, что Дмитрий не хочет вообще ничего сливать и получить рабочую схему в вакууме. Еще до начала каких-то официальных отношений.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Юрьевич

Все хотят знать сколько они получат от продвижения. Но фишка в том, что маркетолог - не экстрасенс. Заранее результат прогнозируется очень приблизительно. Потому что хорошо настроить рекламный канал - это сделать клиенту две трети бизнеса. А бизнесы выстреливают только 1 из 10, как известно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Между приблизительно и наобум - большая разница, все-таки.

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Konakov

Неужели настолько ссыкливо вложить деньги в неизвестный канал? Вложил, проверил, отметил для себя. Если нет денег на такие эксперименты, то другое дело, но это же сугубо ваша проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Каналы не так проверяются, если что. Подобная проверка покажет свойства канала в определенных условиях (исполнителя, охвата, настроек открутки, и т.д.) и только. В других руках такой канал легко может заиграть красками. А ты уже от него отказался на основе экспериментов и пишешь в контактике, что он не работает.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
4tozajizn

Расцеловал бы товарища Лавочкина! (с)
Неистово плюсую статье и ее автору.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Карандышевъ

Блин, заглянул посмотреть, ответили ли на мой комментарий, а увидел как спорящие самоутверждаются))

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Хорошие сапоги, надо брать. :laughing::grinning:

Много хейтеров видать тема раскрыта.

----------

Думаю смысл в масштабе бизнеса,

1.для мелких и неопытных советы помогут, даже если у них норма с продажами.

2. Для серьезных и немного почитавших

книжек собственников опасности нет. (автор).

3. Для мегакорпораций лям туда лям сюда, запуск паралельно десятка программ маркетинга и тп. Это кормушка.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лебедев

Спасибо за статью, полезные мысли)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Багринцев

Мда, примеры приведены, конечно ух... автор показал людей, которые умеют делать ровно одну штуку и этой штукой готовы и от мигрени вылечить и мужа богатого найти.
В статье описан очень простой подход, касание-результат, но в жизни бывает все намного сложнее, где один инструмент просто не работает, за исключением контекста или SEO (правда на длинной дистанции), т.к. тут уже сформированный спрос, задачи продавать нет, человек уже готов, осталось остановить его выбор на себе.
К сожалению, в современном мире, маркетинг свелся к тестированию гипотез и аудиторий, и это нормально. Попробовали, посчитали, приняли решение.
Просто нужно было написать, я готов платить только за понятный и быстрый результат и хочу быть уверенным, что эти усилия и деньги отработают себя. Но даже крупные бизнесы, не всегда могут посчитать влияние того или иного канала, хотя известны e-commerce, которые использовали цепи Маркова, для подсчета LTV клиентов, исходя из первоисточника привлечения клиента а так же места канала в ассоциированной конверсии. Но есть во всем этом небольшая проблема, такой анализ могут позволить себе ну очень большие бизнесы. А маленький бизнес хочет положить рубль и забрать два. Намерения и желания понятны, но и подобных "подрядчиков" можно понять. Зачем им вникать в бизнес процесс, проводить анализ аудитории, тестирования? Они лучше в единицу времени найдут более сговорчивого заказчика на их услуги, они же тоже продают: SMM, E-mail, полиграфию и т.д.

Немного не в тему, но относительно заказчиков мудаков.
Сегодня общался с персонажем. Чудак занимается стройкой. Рассказывает, что делает все от и до и вообще они самые крутые на рынке (собственно, кто о себе так не говорит). Предлагает, как ему кажется очень крутую модель, мол давай ты приводи клиентов, что-то там сделай в интернете, а я тебе % платить буду от заказа, а потом еще если эти заказчики кого-то порекомендуют и с них тоже % платить буду. Он искренне убеждает, что нормальный человек, вложится деньгами, временем и опытом, приведет ему клиентов, а он честно заплатит %.
Проблема всего этого в том, что он даже толком не знает, что он продает. За-то он точно знает, что по 12 тыс. руб. за квадратный метр он браться не будет, его клиенты платят по 25 тыс. руб., т.к. он невероятно офигенный. Хотя рынок говорит о том, что 12 тыс. это конкурентная цена.
На вопрос, что ты будешь делать, если заказчик с тобой не рассчитается, он ответил, я тоже не рассчитаюсь, ты же привел такого заказчика.
Вот сидит передо мной этот клоун без переднего зуба и фантазирует о том, какой мир прекрасный.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

В примере у вас как раз не клиент вообще. Вы отлично друг друга поняли и работать вместе не будете. Этот клоун через какое-то время таки найдет другого клоуна и они будут продавать свои метры тысячами. Если, конечно, он действительно крутой, давно на рынке и понимает свой продукт. Я за десять лет в рекламе как тысячу раз в цирк сходил. И не такие фокусы видел.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий

И да
Я как маркетолог прошу схемы выделения бюджета на ближайший год по месяцам, и не хочу тратить время на такого "перспективного" клиента.
Парируйте Дмитрий.
П.С. Шахова уважаю, но не надо сориз маркетинговой избы выносить.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Спалили меня. Что тут парировать? :)
На самом деле в статье не моя боль. Свои клиентские проблемы я худо-бедно закрываю. Просто устал видеть очередные рассуждения, что "клиент меня не понимает", ведь в большинстве случаев не клиент не понимает, а твои коммуникационные навыки никуда не годятся. Иногда надо иметь силу в этом признаться.

Признаюсь, я тоже бываю зол на своих клиентов. Но поразмыслив, понимаю, что я как подрядчик им или не нужен, или малоинтересен в формате их бизнеса. А контракт он был для попробовать. И мы спокойно расходимся в разные стороны. Если человек построил бизнес на миллионы нерублей, то наверно, ему лучше знать как распределить свои силы и деньги.

Ответить
Развернуть ветку
ʕ·͡ᴥ·ʔ

Умение коротко и понятно донести мысль словами или картинками в любом деле хорошо. В статье вроде как об этом главная мысль.

И всё же — клиенты в стиле «я хочу понять, как и когда моя пачка денег превратится в другую побольше» сложны в обслуживании и всегда будут недовольны результатом.

Например, вы знаете что потратите на билборды/тв/прочее 1 000 000 ₽ и на выходе гарантированно получите два. Покажите мне человека, который откажется это сделать?

В рекламе редко бывает 100% гарантированный результат. Есть набор действий который применимо к конкретной аудитории даёт положительный результат чуть чаще.

В данном случае мы имеем охеревшего заказчика и тупых исполнителей, конечно они не могут найти общий язык — изначально конструктив в беседу не заложен.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Оборот про "пачку" просто эмоциональная вставка. Разумеется, за первым шагом последует детальный разбор. Но когда тебе впаривают что-то без аргументации, требуя принять на веру или попробовать за свои неизвестно что...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Бушуев

Я читал и ржал! У меня маленькая Кондитерская, делаем торты на заказ . Все диалоги будто у меня подслушал :-) это шедевр, а не статья. Я думал, у меня у одного такое ...

Ответить
Развернуть ветку
Galhina Kalhugaena

Я не очень понимаю, почему так многие возмущаются: в конечном счете, если ты что-то предлагаешь, нужно уметь объяснить, почему это должно сработать. Какой смысл предлагать что-то, что не факт, что даст результаты? Ткнуть пальцем в небо и не специалист может.

Бизнес сам умеет считать деньги, и если не можешь дать конкретные цифры на старте — он сам прикинет, но механику объяснить надо. Я не маркетолог, а дизайнер, но когда мне требуется какой-то новый софт или изменения в процессе, я подробно объясняю, где мы заработаем или сэкономим и почему это должно сработать, и бизнес принимает решение идти мне навстречу или нет.

На мой взгляд, обосновывать свои предложения и решения — это нормальная практика.

Ответить
Развернуть ветку
REX

захватывающий текст!

Ответить
Развернуть ветку
Дэн Кейси

На мой взгляд, статья шикарна. И дело тут не в развернувшихся диспутах, кто дурак клиент или маркетер, а в том, что оба лезут не в свое дело, в подавляющем большинстве. Фраза про 5 минут и пачку денег вполне обоснованна. Бизнесмен не будет (да и нет у него на это времени, иначе он бы и не пришел) вникать в ROI, CPI и иже с ними. А маркетеру просто, абсолютно незачем кичится знаниями этих терминов (зачастую, к сожалению, только терминов) и лезть в нишу, в которой он ни дня не работал. Абстрактное звание маркетолога не дает, абсолютно никаких гарантий (скорее их убивает), что человек отлично сработавший в продвижение услуг такси, также здорово поможет какой-нибудь ювелирной компании. Везде своя специфика. На мой взгляд - есть у тебя ниша и сиди в ней. И будет тебе и счастье, и клиенты, и хватит тебе 5 минут, чтобы простыми словами объяснить потенциал твоей стратегии и идеи. А большего и не нужно. Частности будут обсуждаться в процессе работы. Это уже не маркетинг иначе, а маркеталово, господа и дамы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Поисковое продвижение, контекст и таргет в соцсетях - основные каналы, так как там агрегирован горячий спрос. Если у вас есть свой продукт (а не перепродажа чужого), то можно поработать с отзовиками, популярными пабликами, вопросами-ответами или качать свою экспертность в СМИ и через свой блог. Из холодных продаж можно попробовать работать с поиском в соцсетях (ищем тех, кто просит помочь с подбором тура).

Ответить
Развернуть ветку
Alexander V. Shuvaev

В целом суть статьи вполне здравая. Считаю, что подрядчик, предлагая свои услуги, должен либо гарантировать конкретный результат, причем с пониманием того, что результат реально будет выгоден бизнесу. Либо иметь детализированный, долгосрочный план работ, в случае если гарантировать результат нельзя. При этом такой план должен заканчиваться определенными ожиданиями. К примеру: "в случае успешной реализации плана, ожидаем рост посещаемости/продаж на N%". Беда некоторых подрядчиков в том, что они мало того не могут результат гарантировать, так они даже не могут четко описать что вообще собираются сделать и что ожидают в итоге получить.
Единственное не согласен про "5 минут". Заказчик обязан знать что он покупает, он должен сам искать новые возможности для развития и если к нему приходят с не понятным для него предложением он должен потрудиться разобраться сам, увидеть есть ли тут выгода или это очередной шлак. Это ведь его бизнес, никто за него его делать и развивать не будет. Ну и что что он когда-то заработал миллионы а потом сел на жопу ровно как барон? Если будет позиция "разложите мне все за 5 минут, а я сам думать не хочу" ну и большие компании банкротятся от тупости руководства, миллионы не показатель.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Вы же знаете про питчи стартапов. Детальный разбор наступает, если пятиминутный питч был успешным. В рекламе все точно также. Ты или убедителен, или остаешься без заказчика. А дальше уже аналитика, фокус-группы, расчеты... Никто не просит за пять минут сделать стратегию - это невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Maxim Predtechenskiy

А где раздают инстаграм-гуру? У меня как раз тот случай, когда он не помешал бы :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий

Думаю здесь проблема в том, что и пачки денемг нет и бизнес проката неприбылен и опостылел давно.
Осталось только посмеиваться над маркетологаяи, которые неумело окучивают несуществующий бюджет на хобби Дмитрия. Ну и повод тиснуть статейку дл поддержки котиков и ремарки.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Mironov

"Когда я прихожу к компании, которая оказывает услуги, я жду понятного мне предложения. На уровне картинок"

Примерно так www.yarko.pro?

Ответить
Развернуть ветку
Карен Гомкцян

Очень порадовал маяк из коллекции картинок Microsoft

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ira Kondrashova

Диалоги странные.
Тут, похоже, подрядчики предлагали просто известные варианты, не вникая в суть бизнеса.
Потому что спонсорство велопробега для прокатной компании из 4 велосипедов, рассчитанной на туристов... Или нужно было дожимать в сторону "заявим о себе в городе, горожанам, что, велики на прокат не нужны?"

Но, Дмитрий, вы же связаны с seo. Знаете, наверное, как это работает. Ты просишь КП у компании/фрилансера, а тебе список запросов присылают в большинстве случаев без вычитки. У вас прокат велосипедов по часам, а в СЯ нет-нет да и впихнут "прокат велосипедов на сутки" или вообще "ремонт". Потому что КП просят много и клепают их продажники. Надежда на нормальное взаимодействие появляется уже при работе с исполнителем.

Что с этим всем делать - не знаю) Вижу ситуацию с обеих сторон и понимаю, что хороший исполнитель, который еще и человек приятный-адекватный - действительно один на миллион.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Статья о коммуникациях. Пока разберешься, кто что имел в виду, конкуренты давно уже впереди. А конкретные примеры - это, скорее, горькая ирония.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Покрышкин

Дмитрий, добрый день! Заголовок - обман :) Как я это вижу: приведенные диалоги - сталкивается комплексное желание бизнесмена увидеть всю картинку по конкретному инструменту/каналу и узкая специализация конкретно каждого спеца или продавца услуги, которого вы мучаете и который дальше своего инструмента конечно нихрена не знает. В ваших историях, на самом то деле, не хватает прокладки в виде нормального маркетолога, который имеет определённый опыт использования разных каналов для разных целей и желательно - в разных сферах бизнеса. Вот ваши вопросы из диалогов логичнее ему задать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Заголовок не мой. :) Как маркетологу мне очень приятно мучать других маркетологов, когда я клиент или на стороне клиента. Хобби, знаете ли и тренировка навыков. И тем больше ценю тех, кто быстро меня раскусывает. С такими я и работаю. Или рекомендую работать другим.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Maltsev

Конечно, нужно уметь говорить на языке клиента, это понятно. Но не любой бизнес можно продвинуть без тестов, используя уже отработанные схемы. Десятки каналов, сотни вариаций подачи информации. Обещать гарантированный профит - зачастую означает - солгать. Так что это абсолютно нормально - предлагать тесты, называя вещи своими именами.

Ответить
Развернуть ветку
Sergiy Lemeshkin

Вся соль в этом "я смогу оценить ценность возможных работ, показанных в вашей презентации, за несколько минут и пару наводящих вопросов."

Внимание вопрос: Проблема в коммуникации или квалификации?

Маркетологов в 99% случаев заносит из одной крайности в другую.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лебедев

Да вы с 2007 года рухнули чтоли?
Сейчас времена уже другие. Все умеют считать к счастью.
Проблема сейчас в другом: клиент говорит "денег 10 тысяч, надо клиентов на 10 миллионов"

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Почему все говорят о маркетинге, на рынке тонны "маркетологов", а нет продуктологов, тех, кто улучшают продукт?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff

Мне кажется всех предпринимателей да и часто маркетологов, которые инхаус, надо отправлять на экспресс курсы по маркетингу, чисто для того что бы они понимали что происходит.

Несколько недель говорил тут одному клиенту "надо менять форму на втором шаге", но пока не слили денег в контекс мне не поверили.

первый шаг на лндинге : 111 человек из них 44 нажали на кнопку, это примерно 39,6% конверсия

второй шаг лендинга с дикой формой, из 44 теплых клиентов которые хотят цену узнать заполняет только 1 человек и это из горячего трафика это ППЦ.

В итоге кто плохой кончено лидогенератор и автор лендинга на шаге один

Ответить
Развернуть ветку
Икс Маска

У хороших маркетологов всегда есть свой бизнес. Маркетологу-теоретику (без своего бизнеса) опасно доверять. Ибо … кто он?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Ерёмина

Слушайте, ну очевидно же - во всех диалогах владелец бизнеса больший продвиженец и маркетолог, чем все его собеседники. Зачем из-за кучки непрофессионалтных людей клеймить всех маркетологов то?))) Мы же все помним, что маркетинг это идеология, взгляд на бизнес, да? Так что тут адекватный маркетолог сам владелец бизнеса, который уж точно с таким подходом бизнес не убьет)

Ситуации, кстати, бывают и абсолютно обратные - узнала один из диалогов почти слово в слово про 'охватную, а значит мега эффективную рекламу на квитанциях', разговаривала пару недель назад с сео одной из компаний, пыталась рассказать про нишевость бизнеса и стрельбу из пушек по воробьям) так что не
только непрофессиональные маркетологи бизнес убить могут

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Эта статья - ответочка тем кто пишет про "тупых клиентов". :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Andrei Maiboroda

Смешанные чувства от материала. Самые первые чувства - остроумно и свежо, нравится.

Вторые чувства - узнаю неизлечимых и нелечащихся маркетолухов. Знаете, Дмитрий, как они эволюционируют? Однажды в понедельник, в**бав очередной бюджет клиента и не зная, что теперь ему врать, они вспоминают тактику Остапа Ибрагимовича и заявляют, что теперь они, например, повара на ТВ. Или там фермеры. В меру красиво уходят (иногда кидая подрядчиков и клиентов) и совсем ничего не понимают из этой истории. Хотя уже одна ситуация под названием "А что такие проблемы с клиентами у нас, которые учат других привлекать клиентов?" должна заставлять задуматься. И ведь злостно не хотят лечиться.

Третьи чувства - ну чего ж Вы так по-хамски с контрагентами разговариваете? Что за твердолобость и апломб? 200 продаж будет тогда, когда лично Вы подадите вашему комдиру пример, как закрыть два заказа за день и тогда они втроем с отделом продаж сделают вам в месяц 240 заказов, на 20% перевыполнив план. Пока прячетесь за отговорками, что у Вас дофига бизнесов и Вы очень заняты, чтобы лично уделить время продажам Вашего бизнеса, Вы не заслуживаете успеха масштабов Стива Джобса и Сэма Уолтона, а заслуживаете объедков со стола рынка и таких вот горе-маркетолухов, которые знают только про инстаграм и еще немного про виральность. Аксиома 1: любой бизнес можно сделать конфеткой. Аксиома 2: всегда есть входящие и ВСЕГДА есть исходящие каналы продаж. Аксиома 3: если глава фирмы не участвует в продажах, прощай бизнес. Не додумались, как возвращать клиентов после первых визитов - учите матчасть, вспоминайте слово сарафан, садитесь за телефон и вообще думайте в духе "клиенты на всю жизнь". Всегда так думайте, всю Вашу жизнь, слушайте больше, что говорит Вселенная, думайте как ваши клиенты, искренне желайте следать их жизнь лучше, и все будет за***сь!

Ответить
Развернуть ветку
Родион Водейко

О, и тут Кирилла Готовцева пинают мимоходом ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Donatt

Причём здесь маркетолог и эта статья? В статье вы описали холодные звонки, а не совместную работу маркетолога и "бизнеса"

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бакалинский

интересно, оппоненты в примерах - это то, что сегодня называется маркетологами?
или автор просто "набросил на вентилятор"? :)

Ответить
Развернуть ветку
Rita Sahara

Спасибо за статью! Как раз прописывала боли своих клиентов (продаю камины и монтажи каминов, т.е. товар+услуга), искала, вспоминала, и раз - все как на ладони! Не считала клиентов тупыми (хотя иногда было, было), но не понимала каких-то мелочей. А в статье и в комментах получила информацию, почему они себя так ведут и что ими движет. Так что еще раз - огромное спасибо и всем успеха в бизнесе!

Ответить
Развернуть ветку
132 комментария
Раскрывать всегда