Можно ли популяризовать «умные» часы? Статьи редакции

Мир скоро разделится на две половины — те, кто хочет иметь носимый компьютер в виде очков, и те, кто предпочитает обернуть свой универсальный гаджет вокруг запястья. Про умные очки уже исписаны тонны бумаги, а вот про смартчасы ещё никто даже не заикался.

Недостатков у очков море — они нарушают личное пространство, их нужно постоянно носить, даже если ваше зрение идеально, они достаточно непривычны в управлении, они могут быть вредны для здоровья и быстро разряжаются. Умные часы, в свою очередь, лишены всех этих недостатков. Или большинства из них. С другой стороны, у смартчасов есть свои собственные проблемы. Чтобы от них избавиться, нужно предпринимать решительные действия.



В чём дело?


Во-первых, рынок смартчасов пока ещё не сформировался как таковой — его не существует. Возьмём Pebble — сверхуспешный проект на Кикстартере,  который привлёк внимание множества разработчиков. Но за этим PR-успехом и громкими связями скрываются довольно непривлекательные часы из дешёвых материалов. Создатели Pebble не производят красивый продукт, а вкладывают все усилия в разработку платформы. Другие более успешные производители могут ухватиться за эту платформу и создать нечто действительно стоящее. Под «успешными» производителями я имею в виду корпорации. 

Не так давно у Microsoft была технология SPOT — Smart Personal Objects Technology. Это своего рода операционная система с простым интерфейсом, которую предполагалось встраивать в бытовую технику для упрощения связи с пользователем. SPOT успели внедрить не только в кофемашины и погодные станции, но и в некоторые модели часов от таких именитых производителей, как Swatch и Tissot. Идея была в том, что к потребителю сперва приходила мысль о том, что ему нужны смартчасы, а потом он уже мог выбрать модель любого стиля и марки. Swatch — цветные и молодёжные, Tissot — солидные и позолоченные. И все они имеют внутри компьютерный мозг, который поддерживает богатая корпорация с широкими возможностями.


К сожалению, SPOT опередила своё время — поддержка была окончена в 2008 году, а подобающего аналога нет и по сей день. Компании вроде Pebble или MetaWatch слишком заняты тем, что пытаются взлететь, продавая свои собственные часы, вместо того, чтобы пытаться вкладывать людям в головы мысль о том, что смартчасы — это больше, чем просто круто. MetaWatch предоставляет на самом деле открытую платформу, но раскрутка самого концепта для них слишком тяжела.

Нужны решительные шаги


Google, Microsoft и Apple, в свою очередь, могут сделать с умными часами то же самое, что они сделали со смартфонами, полностью изменив правила игры. Достаточно лишь заключить партнёрство с крупными часовщиками — Timex, Citizen, Breitling. Apple, даже если и разрабатывает iWatch, никогда не станет делиться с кем-то другим. Поэтому сфокусируемся на Microsoft и Google, которые достигли вполне успешных соглашений с Nokia и Samsung в мире смартфонов.

Да, Google вполне может (а может, и будет) делать свои собственные смартчасы, делегируя производство, как в случае устройств Nexus, или на базе недавно приобретённой Motorola. Но поскольку часы, в отличие от телефона, всегда на виду, то они подчёркивают индивидуальность — а значит, ни в коем случае нельзя ограничиваться узкой модельной линейкой.

То ли дело Apple — одна-единственная модель, пусть даже в одном цвете, вполне может возыметь успех — как наглядное доказательство преданности клиентов Apple, которых маркетологи из Купертино воспитывали годами. Ведь iWatch будут покупать те же самые люди, которые готовы были покупать iPhone только за то, что он наконец-то белый.


Тим Кук в своём интервью на конференции D11 несколько язвительно отозвался о Google Glass, что наталкивает на мысли о будущей конкуренции не только Android и iOS, но и умных очков с умными часами. Но что бы не говорило во мне идеологическое противоречие, для меня вполне очевидно, что рано или поздно они начнут дополнять друг друга — Glass имеет ограниченную сферу применения, зато в часах отсутствуют некоторые критически важные функции вроде фотокамеры.

Так что если Microsoft, Google или Apple всё же решат помочь маленьким стартапам и начнут активно продвигать смартчасы в качестве обыденного явления, то нас ожидает весёлая эпоха — эпоха носимых на руке компьютеров. Иначе это так и останется игрушкой для гиков.