Почему предприниматели не чувствуют удовлетворения, даже если достигают целей: ответ из клинической психологии

Посещало ли вас когда-либо чувство, что при вполне успешных результатах в делах и относительном благополучии в личной сфере, вы не испытываете чувства удовлетворённости, психологического комфорта, подъёма и, в целом, того, что называется счастьем? Если да, то, возможно, что-то не так с вашими целями. По одному из образований, я клинический психолог, и в этой статье расскажу о механизмах, которые мешают достигать цели и не приносят удовлетворения, если мы достигаем.

Почему предприниматели не чувствуют удовлетворения, даже если достигают целей: ответ из клинической психологии

В одном большом кросскультурном исследовании начала 2000-х годов, охватившем в том числе и Россию, выяснилось, что психическое благополучие людей (ощущение счастья, лёгкости, удовлетворённости) напрямую связано с достижением автономно поставленных целей.

Что это значит? Попробую объяснить простыми словами.

Согласно одной из концепций самодетерминации, все наши цели можно разделить на внутренние и внешние:

  • Внутренние – это цели, напрямую удовлетворяющие базовые психологические потребности. В теории самодетерминации базовых потребностей у нас три:

    ■ в автономии: чувствовать самость и свободу личности в принятии решений;

    ■ в компетентности: быть успешным в какой-либо профессиональной деятельности, созидать и создавать что-либо;

    ■ в отношениях: иметь тёплые, дружеские связи, общаться с другими людьми, получать эмоциональное удовлетворение.
  • Внешние цели не связаны напрямую с базовыми потребностями и носят вторичный характер. Они как бы исполняют роль промежуточной ступени для удовлетворения базовых психологических потребностей. К примеру, это может быть ориентация на материальную выгоду, чтобы через неё обеспечить себе поддерживающее окружение. Или же придерживаться определённой линии в поведении, чтобы получить одобрение от родителей.

Самый распространённый пример, правда, не из бизнеса, а из жизни: когда молодой человек выбирает специальность после школы, базируясь на родительском мнении, а не на собственных потребностях. Он поступает так, чтобы не вступать с ними в конфликт и, тем самым, опосредованно сохранить с ними хорошие отношения и родственную связь. В достижении своей цели он может быть успешен, но это не принесёт ему удовлетворения и счастья.

В бизнесе тоже достаточно таких примеров, когда предприниматели ставят внешние цели, исходя из фрустрации, внешней системы ценностей, иррациональных убеждений.

Что происходит, если ставить не те цели

Если у людей получается ставить цели, ориентированные на базовые потребности на основе внутренней мотивации, то они испытывают максимальное удовлетворение и приток энергии.

Если же человек испытывает фрустрацию по разным причинам (например, потому что пережил какой-то травмирующий опыт или был воспитан в определённой системе ценностей), то у него включаются механизмы компенсации, которые он сам может даже не осознавать.

И тогда фокус внимания смещается с внутреннего на внешнее, возникает дисбаланс в целеполагании и как следствие мы не получаем того самого ощущения счастья и наполненности.

Получается, что если человек в качестве приоритетных выбирает внешние цели вместо внутренних у него снижается ощущение психологического благополучия, в том числе, уменьшается самооценка, снижается витальность и самоактуализация, а тревожность, депрессия и нарциссизм, напротив, увеличиваются. То есть целей он достиг, но удовлетворения не получил, и общий уровень энергии понизился.

Кроме того, согласно исследованиям, люди с внешними целями гораздо чаще демонтируют высокорискованные формы поведения.

Подробнее об этих темах мы поговорим на воркшопе «Стратегия года», где научимся находить баланс между целевыми установками, преодолевать фрустрацию и ставить цели, ориентированные на внутренние потребности. Подробности здесь.

О самопознании, психодиагностике личности и партнёрских отношениях подробнее рассказываю в ТГ-канале Мастерская партнёрства.

22
1 комментарий

Всех лечить. Однозначно.