Quick FAQ: Про нейропластичность мозга

Ответы на самые популярные вопросы из «Гугла» и «Яндекса», плюс пачка интересностей из книги Нормана Дойджа.

Quick FAQ: Про нейропластичность мозга

Что такое нейропластичность мозга?

Нейронная пластичность — это способность мозга к восстановлению и реструктуризации. Наш биокомпьютер способен значительно меняться в зависимости от требований внешних и внутренних стимулов.

Об этом трубят уже много лет во всех СМИ, но если вы вдруг не знали, то да — нервные клетки постоянно растут, восстанавливаются, мозг без проблем выстраивает новые структуры в зависимости от своих потребностей.

Как работает нейропластичность?

Представьте, что мозг — это город. Москва, например. Она постоянно перестраивается под нужды жителей и эпохи.

Точно так же работает и наш мозг. Здания сносятся, плитка перекладывается, дороги укладываются. Единственная разница — весь бюджет 100% уходит на нужды мозга, никаких распилов на госконтрактах.

Как тренировать нейропластичность?

Никак. Это не навык, это свойство мозга. Просто пользуйтесь им.

Теряется ли нейропластичность с возрастом?

Свежие исследования говорят о том, что ухудшается, но не в целом, а только в отдельных моментах. При этом есть и вторая сторона медали — некоторые способности наоборот с возрастом начинают работать лучше.

Quick FAQ: Про нейропластичность мозга

А теперь нечто совсем другое

Так как популярных вопросов про нейроплатичность не так много, то чтобы еще чуточку порадовать ваш мозг — большая подборка крутых фактов про это явление и мозг в целом. Большая часть из них — конспект основных тезисов книги «Пластичность мозга» Нормана Дойджа.

Quick FAQ: Про нейропластичность мозга

Она великолепна и крайне рекомендуется для изучения!

Сила мысли

Каждая мысль меняет мозг. Звучит с налетом эзотерики, но всё намного банальнее и довольно логично — новая информация создает новые, пусть иногда и довольно мимолетные нейронные связи.

Иногда это происходит очень быстро: если полностью лишить вас зрения, то уже через два дня мозг перестроится острее считывать другие сенсорные данные.

Работа мысли (и воображения) меняет ментальные карты, усиливает определённые нейронные связи. Это можно использовать для создания протезов для парализованных, а также для обучения. Например, в виртуальной реальности.

Несколько взрывающих мозг экспериментов

Две группы людей, никогда не игравшие прежде на пианино, учились исполнять последовательность нот. Затем одна группа 5 дней по 2 часа сидела перед пианино и представляла, что играет эти ноты и слушает исполнение. Другая группа действительно играла.

В результате психическая тренировка привела к тем же изменениям в двигательной системе, что и физическая. Тем, кто тренировался мысленно, потребовалось всего 2 часа дополнительной физической тренировки, чтобы достигнуть того же уровня исполнения.

Очевидно, что психическая тренировка — эффективный способ подготовки к освоению физического навыка с помощью минимальной физической тренировки

Второй эксперимент на ту же тему ещё сюрреалистичней. Люди тренировали мышцы пальца, те, кто в действительности двигал пальцем по 5 дней в неделю 4 недели подряд, увеличили мышечную массу на 30%, а те, кто делал это в воображении, увеличили массу на 22%.

Звучит как мечта любого человека. Лежишь на диване, мечтаешь о прекрасном прессе и он качается…

Use It Or Lose It

То, чего можно достичь с помощью тренировок — это великолепно, но намного важнее помнить о принципе «не использовать — значит потерять». Если не кормить мозг чем-то новеньким (физически и психически стимулирующей активностью) время от времени, то расплатой как минимум потеря навыков и знаний, а как максимум — Альцгеймер или слабоумие.

Дабы в полной мере ощущать полноту жизни, мы должны учиться. Когда жизнь или отношения с человеком становятся слишком предсказуемыми и кажется, что больше нечему учиться, мы начинаем чувствовать беспокойство. Это своего рода протест пластичного мозга, который «скучает» без работы


Не все виды деятельности равнозначны в этом плане. Те, которые предполагают высокую концентрацию внимания: обучение игре на музыкальном инструменте, настольные игры, чтение или танцы, — снижают риск возникновения слабоумия. Например: обучение танцам, требующее заучивания новых движений, обеспечивает нам не только физическую, но и психическую стимуляцию и предполагает значительную концентрацию внимания. Менее напряженные виды деятельности, скажем, боулинг, присмотр за детьми и гольф, — не приводят к снижению риска возникновения болезни Альцгеймера.

Ближе к телу, ближе к делу

Физическому телу соответствует ментальная карта тела, где области органов расположены топографически: соседние участки тела в соседних участках мозга.

Во время обучения «карты» мозга меняются

К примеру, у пианистов карты мозга отвечающие за пальцы намного больше, чем у обычных людей. Принципы мастерства проясняются: с практикой происходит более эффективное использование нейронов, однако именно тех, которые подходят лучше всего для этой задачи, поэтому соответствующая обучению нейронная сеть («проекционная карта») сначала растёт, а затем перестаёт.

При этом критически важен фокус: долгосрочные изменения в мозге происходят только при большом внимании к задаче.

Половина мозга — не приговор

Реабилитация парализованных после инсульта больных возможна, она происходит благодаря постепенному обучению использования других участков мозга для выполнения прежних функций, проводя по пути, который они когда-то проходили в детстве.

Мозг можно сравнить со снежной горой, по которой накатывают трассы. Если вышел из строя основной путь, то можно проложить новый — это один из основных путей самоорганизации пластичного мозга.

Мозг намного универсальнее, чем было принято считать вначале, как раз благодаря пластичности. Его функции не имеют жёсткой локализации — иногда другие части мозга могут взять на себя функции. Среди примеров — случаи оправившихся после инсульта или девушки, которая родилась без левого полушария, но её правое полушарие взяло на себя ряд критических функций, в том числе речь.

При инсульте движение парализуется из-за атрофии соответствующих проекционных областей в мозге, а не конкретных мышц. Интересно, что усложняется даже мысленное движение повреждённой конечностью.

Мозг — наше всё

Мы воспринимаем мир мозгом, а не органами чувств, их рецепторы — лишь ретрансляторы данных. Ощущения из одного сенсорного канала можно трансформировать в другие. Например, тактильные ощущения — в зрительные.

В эксперименте 1965 года Пол Бач-и-Рита показал, что рецепторы кожу могут заменить сетчатку глаза. Слепых от рождения людей сажали в кресло, на спинке которого было установлено 400 стимуляторов. Эти стимуляторы получали преобразованный от видеокамеры электросигнал, вибрировали в тёмных частях пространства и были неподвижны в светлых частях пространства. Через некоторое время участники эксперимента видели предметы в перспективе и даже учились узнавать предметы и людей.

Кстати, в мозге нет болевых рецепторов. Поэтому во время операции на мозге больной находится в сознании. Это активно используют для картирования мозга.

Часики тикают

У мозга есть критические периоды развития, когда мозг наиболее восприимчив к внешним стимулам и быстро растёт. Для разных навыков эти периоды разные.

Например, наилучший период для «языковых» навыков — от младенчества до 8–13 лет. Этот период — это единственное «окно», когда можно научиться мыслить сразу на двух языках.

По тому же принципу работает феномен импринтинга. Это когда, например, утята воспринимают своей мамой любой объект, который впервые видят после освобождения от скорлупы яйца.

Ученые активно ищут способы возвращать мозг в критические периоды, чтобы эффективнее учиться. Надеются делать это с помощью таблеток, но пока без особых успехов. О чём-то подобном говорил Николас Негропонте в своём TED-talk’e.

Ментальное старение происходит оттого, что портится не столько память, сколько способность к фиксированию новых событий и снижается сила и острота восприятия. Это происходит отчасти оттого, что становясь зрелыми мы перестаём учиться и пользуемся лишь тем, что уже освоили — короче, перестаём тренировать пластичность мозга. В общем, в старости нужно учить новые языки и развивать слуховую память (есть особые программы, которые позволяют «вернуться» в когнитивном развитии на 10–25 лет).

Почему тебя возбуждают чайники

Сексуальность тоже родом из мозга и чертовски пластична. Она формируется в критические периоды под влиянием внешних факторов. Тут много интересной антропологии: «В Европе романтическая любовь, со всем ее поэтическим оформлением, начала находить социальное одобрение лишь среди аристократов и при королевских дворах, да и то только в двенадцатом веке.

Как правило, это был любовный альянс между неженатым мужчиной и замужней женщиной, который обычно плохо заканчивался. Только с началом распространения идеалов, ставящих индивидуальность человека выше, идея о праве человека выбирать себе супруга действительно овладела умами людей и постепенно начала казаться совершенно естественной и неотъемлемой частью жизни».

«В Елизаветинские времена любовники были настолько одержимы запахом тел друг друга, что женщины нередко держали под мышкой очищенное яблоко до тех пор, пока оно не впитывало в себя их пот и запах. Они отдавали это «яблоко любви» своим партнерам, чтобы они могли вдыхать его аромат в их отсутствие. Мы же, напротив, применяем синтетические дезодоранты, чтобы замаскировать запах тела. Какой из этих двух подходов приобретенный, а какой природный, сказать сложно.

Например, племя масаев из Восточной Африки использует мочу коров (вызывающую у нас «естественное» отвращение) в качестве лосьона для волос, что говорит о значимости коров в их культуре. Многие склонности, которые мы считаем «природными», приобретены нами через научение и становятся для нас «второй натурой».

И почему ты возбуждаешься, когда тебя трогают за мочку уха

Из карт мозга, составленных Пенфилдом, видно, что зона гениталий расположена рядом с зоной стопы, а поскольку карта стопы больше не получает входящей информации, вполне вероятно, что ее захватывает карта гениталий, поэтому когда гениталии испытывают удовольствие, то же самое происходит в фантомной стопе. Рамачандран задумался: не может ли свойственное некоторым людям эротическое пристрастие к стопам отчасти быть вызвано близостью проекционных зон стоп и гениталий в мозге. Это позволяет объяснить и другие эротические загадки.

Один итальянский врач, доктор Сальваторе Аглиоти, сообщал: порой женщины, перенесшие мастэктомию, чувствуют сексуальное возбуждение, когда им стимулируют уши, ключицы и грудину. На карте мозга зоны этих частей тела располагаются рядом с сосками.

Наконец, известно, что некоторые мужчины с карциномой пениса, в результате которой была проведена его ампутация, чувствуют не только фантомный пенис, но и фантомные эрекции.

Незрячие читают намного быстрее зрячих

И речь не про шрифт Брайля, а про прослушивание аудиокниг. В качестве иллюстрации вот такая история:

Слепота Эммы изменила ее мозг и всю ее жизнь. Некоторые из присутствующих на ужине интересовались литературой, но Эмма, с тех пор как ослепла, прочитала гораздо больше, чем любой из нас.

Специальная машина для незрячих, разработанная компанией Kurzweil Educational Systems, монотонно читает ей вслух, делая паузы для выделения запятых, останавливаясь для выделения абзацев и повышая тон для выделения вопросов. Этот компьютерный голос звучит так быстро, что я не могу разобрать ни одного слова.

Однако Эмма постепенно училась слушать его на все большей и большей скорости, так что теперь она читает около 340 слов в минуту и занимается изучением всех классиков мировой литературы. «Я выбираю автора и читаю все, что он написал, а потом перехожу к следующему». Она прочитала всего Достоевского (это ее любимый писатель), Гоголя, Толстого, Тургенева, Диккенса, Честертона, Бальзака, Гюго, Золя, Флобера, Пруста, Стендаля и многих других.

Недавно она прочитала три романа Троллопа за один день. Однажды она спросила меня, как это может быть, что теперь она читает гораздо быстрее, чем делала это до того, как ослепла. Я предположил, что ее обширная зрительная зона коры головного мозга, которая больше не обрабатывает информацию, поступающую от органов зрения, приняла на себя обработку слуховой информации».

(Фантомная) боль

Когда человек теряет часть тела, то ментальная карта конечности вместо того, чтобы исчезнуть, начинает обрабатывать информацию с «соседнего» участка тела (в случае с рукой — с лица).

Вилейанур Субраманиан Рамачандран придумал остроумную «ампутацию фантомной конечности» посредством иллюзий, заставляя с помощью зеркального ящика почувствовать мозг, будто отсутствующая конечность двигается.

Ещё классный эксперимент Рамачандрана – если фальшивую резиновую руку расположить с рукой подопытного, оставив в видимости только фальшивую руку, а затем синхронно бить и трогать обе руки, то через несколько минут подопытному начнёт казаться, что он воспринимает ощущение удара от фальшивой руки. Она станет частью образа его тела. Можно пойти дальше и слить сенсорный образ руки с мебелью — столешницей, если повторить фокус с синхронными ударами.

Обычная боль — это тоже иллюзия мозга. Он не просто пассивно получает сигналы о боли, но контролирует их. Именно поэтому раненные на поле боя могут не чувствовать боли, а таблетки-плацебо и мамино утешение снижают её степень.

Спасибо за внимание! Надеюсь, что было интересно и полезно.

#Quick_FAQ – это серия постов, где я собираю все самые часто задаваемые вопросы по определенной теме, а потом подбираю для них релевантные, научно-доказанные и рабочие ответы.

Больше интересного и полезного про биохимию мозга, обучение и то, как настраивать себя на продуктивные будни можно найти на моём телеграм-канале. Подписывайтесь! Буду рад увидеть вас среди своих читателей.

1010
1 комментарий

Представьте, что мозг — это город. Москва, например. Она постоянно перестраивается под нужды жителей и эпохи.Как же похорошела префронтальная кора при Сергее Семёновиче Собянине..

4
Ответить