«Яндекс» осудил инициативу ТВ-холдингов о приравнивании поисковиков к онлайн-кинотеатрам Статьи редакции

«Яндекс» раскритиковал инициативу Медиакоммуникационного союза (МКС) об ограничении доли иностранного капитала в онлайн-видеосервисах до 20%. Компания пришла к выводу, что законопроект в том числе затронет поисковики, сообщили vc.ru в «Яндексе».

Согласно финальной версии законопроекта, с которой ознакомились «Ведомости», иностранцам будет запрещено владеть долями размером более 20% в работающих на российском рынке онлайн-кинотеатров, а самим сервисам придётся регистрироваться в реестре Роскомнадзора, заранее проверять загружаемый контент на предмет соблюдения российского законодательства и идентифицировать пользователей.

При этом ограничение не коснётся сервисов, чья аудитория составляет менее 100 тысяч человек в день, а также социальных сетей (в том числе YouTube), компаний, «имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», и разработчиков мобильных операционных систем..

Эксперты «Яндекса» проанализировали текст закона и пришли к выводу, что он распространяется и на видеосервисы поисковиков — например, «Яндекс.Видео» и «Афиша.Mail.ru». Это с связано с тем, что они позволяют просмотреть ролик или фильм прямо из поиска, не переходя на сайт-источник.

Законопроект приравнивает поисковые системы, которые предлагают пользователям просматривать видеоконтент в поисковой выдаче, к аудиовизульным сервисам, возлагая на них те же обязанности и предъявляя те же требования, например, к премодерации контента. Эта инициатива некорректна и противоречит здравому смыслу.

Поисковые системы не являются распространителями информации, и это уже неоднократно подтверждали и судебные инстанции, и государственные органы. Это касается распространения любого контента, в том числе видео. В поисковых результатах видео всегда воспроизводится с сайта-источника, к которому сами поисковые системы никакого отношения не имеют. Они не могут классифицировать контент, оценивать его соответствие авторским правам или законам РФ. Требования законопроекта технически невыполнимы.

Поисковые системы в большинстве случаев ищут видео на сервисах, где контент размещают сами пользователи (например, видеохостинги или социальные сети). При этом, к самим сервисам в законопроекте требований нет, они выведены из-под действия поправок отдельным пунктом, а к поиску по этим сервисам – есть.

И если поисковая система даёт возможность смотреть видео, найденное в видеохостингах и соцсетях, без перехода на сайт-источник, то к ней предлагается предъявлять те же требования, что и к аудиовизуальным сервисам. При этом, возможность просмотра видео, в том числе на страницах поисковой выдачи, является общепринятой практикой и поощряется всеми крупными сервисами, хранящими пользовательские видео.

— «Яндекс»

В «Яндексе» добавили, что необходимость ограничивать долю участия иностранцев в видеосервисах может привести к уходу некоторых игроков рынка из России, что «негативно скажется на конкуренции, на уровне сервисов в целом, ограничит возможности доступа к лицензионному видеоконтенту и приведет к оттоку пользователей на пиратские ресурсы».

Инициатива МКС выглядит крайне избыточной, она противоречит не только логике, но и парадигме законодательства. Напомним, что действующее законодательство не позволяет каким-либо образом вмешиваться или ограничивать коммерческую деятельность предприятий без достаточных на то оснований. В данном случае обоснования таких серьезных ограничений прав законопослушного бизнеса не ясны и никак не объясняются. Вдвойне странно, что законопроект, затрагивающий интересы сразу нескольких крупных сегментов интернет-бизнеса, обсуждается втихую, без привлечения игроков рынка и экспертов.

— «Яндекс»

В Mail.Ru Group пообещали прокомментировать инициативу позднее.

Изначально МКС планировал упорядочить работу всех работающих в стране онлайн-видеосервисов, однако сейчас законопроект просто увеличивает давление на 10-15% игроков рынка, считает директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. По его мнению, в финальной версии документа, из которой исключены соцсети, иностранные магазины контента и проекты крупных холдингов, можно увидеть желание авторов документа оказать давление на независимые кинотеатры.

Представитель МКС сообщил «Ведомостям», что законопроект «определяет общие правила работы рынка», а ограничение иностранного владения, которое уже действует для СМИ, «полностью соответствует международному опыту».

В состав МКС входят «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа», «СТС Медиа», «Мегафон», МТС, «Ростелеком» и другие крупные российские медиахолдинги и операторы связи. Их законопроект об ограничении онлайн-кинотеатров был раскритикован игроками рынка и Экспертным советом при правительстве России, однако документ поддержало Минкомсвязи. Теперь он будет обсуждаться на одной из рабочих групп при администрации президента.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Антон Лапшин

надо все рты граждан РФ приравнять к СМИ, чтоб за базаорм следили, все глаза и уши тоже приравнять, чтобы ненароком не посмотрели чего не отдав копеечку кому-нибудь из прихлебателей или самому Барину-Никите. ну и т.д.
всё просто.

а вообще, такая инициатива похожа на отлов всех исключений на верхнем уровне приложения каким-нибудь catch AnyError - примерно настолько же бессмысленно

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Блядь, что за хуйня вокруг происходит?! Ладно, когда представители власти бред несут, все уже привыкли. Но это же представители бизнеса...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Извините, накипело. И так всем уже понятно, как у нас в стране это все устроено.
Но должен же быть хоть какой-то предел здравомыслия?

Ответить
Развернуть ветку
Εгор Κонстантинов

А какого рожна хитрояндекс показывает чужие видосы прямо в своей выдаче? Понятно, что юзеру так удобней - меньше переходов, быстрей просмотр. Но так Яндекс повышает свою привлекательность за счет чужой интеллектуальной собственности. Упс - за все приходится платить.
Ты поисковик? Просто проиндексируй и дай ссыль - пусть смотрят видос на родном сайте. И фсе.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Хм. Правильно ли я понял Яндекс?

Допустим, на своём сайте я размещаю плеер, который играет видео с торрентов. Формально - я не владелец контента - "у меня только поисковая база фильмов с комментами пользователей".

И мне ничего не будет за это? А требования банить видео я буду выполнять по две недели, просто переключая показ на другой сайт с торрентами

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

это борьба с netflix
яндексу достаточно добавить к своему видеосервису UGC и забыть про этот закон, пусть будет как бы свой маленький формальный ютуб, все видео загружались бы в /dev/null
и комментирование результатов серпа

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда