Российские инновации в области финтеха — анализ «Сбербанка»

«Сбербанк» опубликовал анализ состояния финтех-отрасли в России. Аналитики банка рассмотрели, какие технологии получили развитие здесь и как это повлияет на будущее банковской отрасли в стране. Редакция vc.ru публикует выдержки из документа.

В 2015 году в финтех было инвестировано $25 миллиардов по всему миру. Это один из факторов, который простимулировал оживленную дискуссию о том, означает ли появление новых финансовых сервисов, которые должны предоставлять услуги быстрее, лучше и дешевле, начало долгого упадка традиционной банковской сферы.

Исследование показывает, что развитие финансового сектора в России обеспечивают несколько ведущих игроков банковской сферы, которые оказались впереди своих западных коллег.

Новая волна финтеха

Финтех менял традиционную банковскую сферу несколько раз: в 1960-70-х годах появились банкоматы и система SWIFT, а в 1990-х годах — онлайн-банки. Согласно отчёту «Сбербанка», сейчас происходят более масштабные изменения: технологии могут изменить банковский бизнес так же кардинально, как они изменили музыку, издательское дело и телекоммуникации. В этом смысле технологии пришли в финансовую сферу довольно поздно.

В 2015 году инвестиции в финтех увеличились с $3 миллиардов до $25 миллиардов

Аналитики исследования оценили возможные изменения в банковской сфере: создание онлайн-банков, P2P-кредитование, онлайн-кредитование, платежи, краудфандинг, агрегирование и электронное управление активами. В «Сбербанке» отметили, что западные финтех-стартапы нацелены на построение масштабных прибыльных компаний, но часто их ожидания не оправдываются.

Банки и технологичные онлайн-компании поборются за онлайн-платежи

По оценке «Тинькофф банка», около 25% инвестиций в финтех за последние пять лет получило направление онлайн-платежей. В Китае в этой области доминируют крупные интернет-компании (например, Alipay, принадлежащая Ant Financial, и WeChat, принадлежащаяTencent), а не банки. На Западе, где преобладают оплата наличными и пластиковыми картами, онлайн-платежи обслуживают банки.

Новые игроки финтех-рынка нацелены на те направления кредитования, которые трудно развивать традиционным банкам. P2P-платежи открывают широкие возможности для новых компаний, потому что существующие сервисы оказываются слишком медленными, неудобными или дорогими.

Блокчейн

Аналитики исследования оценили направления финансовой сферы, на которые блокчейн мог бы оказать наибольшее влияние. Вероятно, технология получит наибольшее развитие в закрытых или разрешенных сетях. При этом, чтобы полноценно работать на рынке ценных бумаг, у блокчейна должна появиться техническая возможность совершать миллиарды транзакций в день. Первые компании, работающие с технологией, уже появились, например, SETL в Великобритании.

Криптовалюты

Криптовалюты, среди которых наиболее известен биткоин, — это отдельное направление экономики. Найти правильный путь для регулирования криптовалют — непростая задача для регуляторов. Некоторые из них уже занимают позитивную позицию, например, регуляторы в США, Великобритании, Канаде и Австралии.

Финтех для традиционных банков

Развитие цифровых технологий ведет к тому, что розничные банковские отделения будут постепенно закрываться. При этом их количество увеличилось в некоторых странах за последние несколько лет. Аналитики «Сбербанка» выделяют опыт скандинавских стран, в которых примерно за 10 лет количество банковских отделений сократилось на 45-60%, а численность банковского персонала — на 30%. Отношение затрат к активам уменьшилось на 25-30%. В «Сбербанке» предполагают, что банки вскоре последуют этому примеру.

Изменения банковского рынка в России

10 лет назад банковские сервисы использовала только четверть россиян. Сейчас этот показатель вырос до 75%, но это всё ещё мало по международным меркам. Поэтому у российских банков есть потенциал для привлечения новых клиентов. Розничные сети отделений банков в России хорошо развиты, и их количество уже начало сокращаться. В исследовании говорится, что сеть банкоматов также развита: сейчас в России 1,7 машин на 1000 взрослых.

В отличие от Запада, в России финтех развивается за счет трех ведущих банков — «Сбербанка», «Тинькофф банка» и «Альфа-банка». Также появляются небольшие онлайн-банки, которые пытаются идти по следам «Тинькофф банка», работая без розничных отделений и фокусируясь на обслуживании клиентов.

Отдельные главы исследования посвящены «Сбербанку» и «Тинькофф банку». Первому принадлежит сервис онлайн-оплаты «Яндекс.Деньги», он развивает онлайн-обслуживание корпоративных клиентов и страхование и технологию блокчейн. «Сбербанк» работает над тем, чтобы в будущем сокращать количество розничных отделений и предоставлять услуги преимущественно через онлайн-каналы. Компания инвестирует в развитие мобильного банка: количество клиентов, которые используют только мобильное приложение, выросло с миллиона в 2010 году до 10 миллионов в 2016 году.

«Тинькофф банк» занимает второе место по доле рынка кредитных карт в России после «Сбербанка». Он начал работать без отделений и предоставлять услуги онлайн до волны сокращения розничных отделений других банков. Одно из направлений бизнеса «Тинькофф банка» — сервис для обслуживания малого и среднего бизнеса.

Сокращение платежей наличными

Большинство россиян всё ещё предпочитает оплачивать покупки наличными. При этом платежи банковскими картами растут последние несколько лет, в том числе благодаря распространению терминалов для оплаты покупок. Доля транзакций по банковским картам выросла с 9% в 2010 году до 28% в 2016 году.

Сейчас каждый взрослый в России имеет в среднем две банковские карты. При этом кредитные карты все еще есть только у 12% населения, что дает кредитным организациям огромный потенциал для роста. В то же время с приходом Apple Pay в Россию, оплата покупок с помощью мобильного телефона начинает конкурировать с расчётом пластиковыми картами.

Московская биржа

Московская биржа открыла доступ розничным и корпоративным клиентам к Forex. Кроме того, организация «ответила» на появление блокчейна, запустив технологии электронного голосования.

Издание Roem.ru обратило внимание на развитие технологии NFC в России и позитивное влияние Центробанка на финтех:

  • Авторы отчета считают перспективными бесконтактные платежи по технологии NFC. По оценке аналитиков «Сбербанка» в Великобритании к концу 2016 года объем таких операций может достигнуть 20% от всех транзакций по кредитным картам.
  • ЦБ принял положительную позицию по отношению к криптовалютам. Заместитель главы организации Ольга Скоробогатова объявила, что в перспективе появятся законы, регулирующие их оборот.
  • ЦБ повлиял на создание технологии Masterchain, которая в тестовом режиме позволила «Сбербанку», «Тинькофф банку», банку «Открытие» и платёжной системе Qiwi обмениваться информацией о клиентах для создания финансовых сервисов.

#сбербанк #исследование #финтех #Тинькофф_банк

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Оля Королёва", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0438\u043d\u0442\u0435\u0445","\u0442\u0438\u043d\u044c\u043a\u043e\u0444\u0444_\u0431\u0430\u043d\u043a","\u0441\u0431\u0435\u0440\u0431\u0430\u043d\u043a","\u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435"], "comments": 21, "likes": 16, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19593, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 19593, "author_id": 59134, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/19593\/get","add":"\/comments\/19593\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/19593"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

21 комментарий 21 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
8

Чтобы перевыпустить дебетовую карту нужно идти в отделение, сделать это через онлайн-банкинг нельзя - это всё, что нужно знать о технологиях Сбербанка.

Ответить
2

Ладно карту, у меня вот не Сбер, но есть ПСБ (тоже крупный банк достаточно), но изменить номер телефона для смс-алертов я не могу. Мне надо ехать в офис и подписывать бумаги.

Ответить
0

Ну это еще можно как-то понять. Безопасность там. На номер можно слать смс и переводить деньги с карты таким образом и т.д.

Но перевыпуск-то заказать почему онлайн нельзя?

Ответить
0

Прикол в том, что я изменил номер для алертов, необходимых совершении покупок в интернете (например, оплаты каких-то услуг на сайтах), но для входа в интернет-банк и совершения в нем операций номер я могу сменить только в офисе)
P.S. Мне вообще эта фигня непонятна: читтеру все равно надо было бы зайти в мой интернет-банк и сменить там смс-алерт, а для этого завладеть моим логином, паролем и телефоном. Собственно, посещение офиса банка тут мало чем поможет, если его план удастся.

Ответить
1

Строго говоря, карта перевыпускается сама.

Проблема (лично для меня) в том, что отказаться от перевыпуска (даже он-лайн) нельзя.

При этом, банк тратит деньги на выпуск карты, а потом сам же ее уничтожает !

Глупость несусветная.

Ответить
5

Банки и технологичные онлайн-компании поборются за онлайн-платежи

Отправил в начале месяца деньги через Сбербанк онлайн. На счет другого клиента Сбера. Деньги ушли в никуда. Через ЛК и по телефону вопрос не решили. Пришлось идти в отделение.

Написал заявление на розыск платежа, сказали, что это может занять 2 недели.

Кому-то действительно придется бороться за онлайн-платежи.

Ответить
2

Это что, мне пришли на карту Сбера Деньги, я не знаю от кого, приходу в Сбербанк спрашиваю- они говорят пишите заявление. Написал ещё в марте, каждые два месяца получаю смс - срок рассмотрения заявления продлевается. Уже полгода! Карл! Полгода я не знаю кто перевёл мне на карту деньги!!!

Ответить
2

Вот Ваши деньги и нашлись!

Ответить
0

Нашлись деньги, Сбербанк не виноват, принимающая сторона не увидела платеж. Так что зря я тут наезжаю.

Хотя завтра истекает срок розыска платежа, а от Сбера ни весточки.

Ответить
3

Они издеваются?) Московская биржа?) Биржа, которая практически каждый месяц останавливает торги в ходе торговой сессии?

Ответить
2

Есть мнение (или конспирологическая теория), что торги останавливаются не просто так, а в нужное время при некоторых условиях ;-) Ищите, кому выгодно - другими словами.

Ответить
2

Единственный плюс Росбиржи в том, что как раз к торгам то особо и не относится: возможность практически без спрэда купить через брокера валюту и вывести ее на свой счет достаточно быстро.

Ответить
1

Ну почему, например, Лондон и Нью-Йорк так не делают?)

Ответить
1

Видимо, они не настолько коррумпированы ? ;-)

Ответить
0

Сбербанк и Тинькофф. Первому принадлежит Яндекс.Деньги.

Принадлежит сберу??

Ответить
1

Яндекс их подарил Сберу, чтобы государство не давило.

Ответить
0

Это отжали?

Ответить
–2

Банковское кредитование уже давно не в моде сервисы как vdolg и taplend уже сейчас удобоваримы и просты

Ответить
0

А власти все пытаются "регулировать и контролировать" саморегулирующиеся системы. Рынки, биткоины.

А то как так-то, что люди заметят, что им лезут в карман, это не дело. И что налоги прозрачными могут стать - не хорошо. Надо регулировать, чтоб так не стало.

Но, не получится.

Ответить
0

"«Сбербанк» работает над тем, чтобы в будущем сокращать количество розничных отделений и предоставлять услуги преимущественно через онлайн-каналы."
Заходишь в отделение Сбера, а там из трех банкоматов работает только один. У них видимо есть корпоративное правило - ни в коем случае не должны работать все банкоматы - сеть не выдержит и потому специальный человек ходит по утрам и отключает их =)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления