Оффтоп Daria Khokhlova
6 062

Каково быть единственным стартапом на Сахалине: рассказ основателей «РокетГо» о ведении бизнеса в регионе

Основатели сахалинского туристического сервиса «РокетГо» Хиун Ким и Вадим Митьковец написали для vc.ru колонку о том, как компания развивает бизнес на Сахалине, каковы плюсы и минусы работы в регионе и как устроено ИТ-сообщество на острове.

В закладки

О сахалинских перспективах

Сахалинская область — не «айтишный» регион. Три самых крупных бизнес-направления на острове — это нефтегазовые проекты («Сахалин Энерджи» и Exxon), торговля морепродуктами и строительство. Основные денежные потоки генерируют они, а остальные предприниматели их обслуживают. Большое количество бизнесов еще с 1990-х годов было ориентировано на иностранцев, потому что и «Сахалин Энерджи», и Exxon создавались зарубежными подрядчиками, однако с точки зрения технологий они так и остались в 1990-х годах.

Компания «Сахалин Энерджи» была создана в 1994 годы. По соглашению о разделе продукции иностранные акционеры «Сахалин Энерджи» вкладывали средства в разработку месторождений и развитие компании, чтобы потом вернуть их газом и нефтью.

Поскольку инвесторы знали, что средства они вернут, они не скупились, и до 2007 года, когда в состав акционеров «Сахалин Энерджи» вошел «Газпром», выкупив 50% плюс одну акцию компании, деньги лились рекой. Потом началась экономия, а дорогих иностранных специалистов стали понемногу заменять на российских сотрудников с материка — из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и других крупных городов.

Нефтяной бум закончился давно, но теперь начинается другой — туристический. Сахалин стал «Территорией опережающего развития», и местная туристическая инфраструктура получит 16 млрд рублей, из которых 10 млрд даст правительство Сахалинской области, а остальное — частные инвесторы.

Мы тоже надеемся заработать на туризме, и весной 2016 года начали работу над сервисом, который помогает приехавшим на Сахалин туристам получить любую услугу — пополнение скипасса, покупка авиабилета, тур, экскурсию, вызов такси, доставку морепродуктов и другой еды — всё, что может понадобится на отдыхе. Стоимость услуг для пользователей такая же, как при заказе напрямую. Мы заработаем за счёт комиссии, которую дают партнеры.

Об интернет-компаниях

Технологических стартапов вроде нашего на Сахалине больше нет. На острове пользуется популярностью якутский стартап Indriver. Это сервис заказа такси в формате аукциона: пользователи сами назначают цену поездки, а потом выбирают водителя из тех, кто откликнулся.

Ещё есть сервис доставки еды, наподобие московского Delivery Club, но это не стартап, а проект медийной компании Sakh.com. Мы сами хотели сделать такой сервис, но Sakh.com оказался быстрее, а бороться с главным сахалинским медиа нет смысла.

Ещё один местный бизнес, который частично ушел в онлайн — сеть цветочных магазинов Candy Rose, которая принадлежит одному из нас (Вадиму Митьковцу). Собственно, мы так и познакомились: один был подрядчиком (Хиун Ким), который делал для другого онлайн-сервис доставки цветов givemeflower.ru.

Ещё один заметный представитель интернет-торговли на Сахалине — магазин Palladi.ru. Он занимается продуктами питания и товарами для дома. Остальные онлайн-предприниматели занимаются мелкой торговлей и делают это через Instargam. На острове есть много так называемых «инстамаркетов», и через них предприимчивые люди продают, например, одежду или чехлы для телефонов.

Специфика региона такова, что интернет-торговля часто не имеет смысла. Дешевле сделать заказ в крупных интернет-магазинах с материка, вроде Lamoda, а проще самому съездить в магазин. Столица области — Южно-Сахалинск — совсем небольшой город, здесь живет 200 тысяч человек, а во всей области — всего 580 тысяч человек.

О кадровом голоде

Наш третий партнер Илья Пак, который занимался написанием приложения, работал в компании «Сахалин Энерджи». Почти все лучшие ИТ-специалисты на Сахалине работают либо в «Сахалин Энерджи», либо в другой нефтегазовой компании — Exxon.

В компании «Сахалин Энерджи» ИТ-отдел насчитывает около 100 человек. В Exxon большая часть ИТ-систем поддерживается на глобальном уровне, и ИТ-специалистов там не больше 20 человек. Все эти люди — чуть больше сотни человек — в общем-то, и есть всё ИТ-сообщество острова. Так что если вы запускаете на Сахалине стартап, то одним из ваших партнёров, скорее всего, будет «нефтяник».

Сначала мы этого не осознавали и искали разработчиков iOS- и Android-приложения по всему острову. Откликнулись 20 человек, и мы всем направили тестовое задание и готовы были за него заплатить, но с заданием никто не справился. Люди говорили «Делаем!», мы ждали, но результата не было.

Потом мы разместили объявления на биржах фрилансеров fl.ru и freelancer.ru, но как ни странно, разработчики из России откликались редко, а в основном писали из Узбекистана, Киргизии, Казахстана, и все требовали предоплату 50%.

В итоге мы разговорились с коллегой по работе, который занимался проектированием скважин, а в качестве хобби программировал. Это и был Илья Пак, с которым мы сработались. Пока один из нас (Хиун Ким) тоже работал в «Сахалин Энерджи» мы днём в перерывах обсуждали приложение, а вечером после работы писали код и искал баги. Наше приложение для iOS написано на языке Swift, приложение для Android — на Java. Серверная часть приложения написана на PHP и Python. На написание первой версии мы потратили месяц, и ещё несколько месяцев ушло на доработки.

Не знаем, связано ли это с региональной спецификой, но эквайринговую компанию найти было ещё сложнее, чем программиста. Подключиться к системе эквайринга гораздо сложнее, чем написано на сайтах этих систем. В начале августа мы начали переговоры с 10 компаниями, и только в конце октября мы подписали договор с одной из них — PayOnline.

Компании отказывали без объяснения причин. Процесс осложнялся тем, что нужен был приём платежей не только от россиян, но и от иностранцев (мы рассчитываем на туристов из Китая и других стран Азии), но оказалось, что очень мало компаний могут это организовать. В какой-то момент казалось, что мы вообще не сможем найти эквайера, и вся идея разрушится.

О пользе изоляции

Во время разработки приложения мы вдохновлялись примером американского стартапа Magic, который выполняет любые заказы в формате SMS-переписки. Билеты в театр, подачу вертолета — всё что угодно ты можешь заказать, отправив SMS. Такая же идея была у двух его российских клонов — Getmagic.ru и Magicnow.ru. Но чтобы исполнять любые желания людей по всей России, нужны огромные инвестиции, поэтому один из проектов закрылся, а про второй мы ничего не знаем. Наш сервис работает только на Сахалине и только в сфере туризма.

В узкой нише формат чата, наоборот, помогает сберечь средства. Мы автоматизировали оплату скипассов в курорте «Горный воздух» (главный центр туризма на острове) и поиск авиабилетов. Остальные услуги — туры, заказ такси, доставка еды — заказываются в чатах.

Заказы принимают два оператора, и мы — основатели проекта. Почему так? Сейчас мы только предполагаем, какие услуги окажутся самыми востребованными, и какие сценарии возможны при заказе этих услуг. Когда мы будем знать — автоматизируем и их.

Удалённость от центральной России в какой-то степени избавляет от шаблонов. В азиатские страны долететь проще, поэтому мы часто бываем, например, в Корее. Работа в международных компаниях тоже способствует общению с иностранцами — у нас были проекты с командами из США, Голландии и Малайзии.

Особых стандартов в работе мы не придерживаемся — используем то, что удобно. Для совместной работы используем Trello, а после того, как вышла iOS 10, активно пользуемся совместными заметками. Среди существующих CRM нам ничего не подошло, и мы написали собственную. Решение для работы с чатами я нашёл, листая уже второй десяток страниц в выдаче Google — оно называется Intercom.

О помощи родных стен

Кажется, стартап можно развивать из любого места. Некоторые целыми командами выезжают работать на какой-нибудь курорт. Но несмотря на то, что на Сахалине очень живописно, никому не придёт в голову приезжать сюда именно для работы, потому что жить здесь дорого, и девять месяцев в году стоит зима. В октябре выпадает первый снег и сходит только в мае. Купаться можно только в июле и августе. Почти все мужчины рыбаки. У молодежи считается позором не уметь кататься на горных лыжах или сноуборде.

Мы выросли здесь и исповедуем принцип «Где родился, там и пригодился», тем более что наш стартап поддержало правительство Сахалинской области. Не то чтобы кто-то выделил нам деньги на развитие (мы развивались на свои средства) или водили нас за ручку на встречи с потенциальными партнерами, но в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики после нашей встречи с министром проект признали полезным для развития туризма. Нам это сильно помогло в переговорах с местными предпринимателями, далекими от технологий.

Даже если вы единственный в своем регионе или городе стартапер, переезжать в крупный российский город или вообще за границу — не всегда лучший выбор.

В 2017 году мы надеемся выйти в ноль — в основном, за счет продажи скипассов. В следующих сезонах надеемся заработать — уже на продаже туров. Дальнейшие планы — настроить все бизнес-процессы на Сахалине и с наработанным опытом выйти в другие города России и в страны Азии — в Корею, Китай, Таиланд и Японию.

{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 44, "likes": 16, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 20820, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 20820, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/20820\/get","add":"\/comments\/20820\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/20820"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

44 комментария 44 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

На Сахалине как на Марсе – чем бы ты не занялся (за исключением алкоголизма), во всем будешь первым

Ответить
0

Ладно Сахалин - остров, легко можно с Англией и ее знаменитыми алкоголиками перепутать. Но Марс?! Не томите! Кто он - славный, но порочный продолжатель Гагарина и Армстронга? Имя этого незаслуженно позабытого алкоголика!

Ответить
0

Крайне бессвязно :thinking:

Ответить
0

Протрезвеете, перечитайте. Делов-то...

Ответить
0

Антон, надеемся, что и на Сахалине и на Марсе это временно.

Ответить
0

Марс уже не спасти(

Ответить
0

И все таки люди стараются!

Ответить
2

>>Такая же идея была у двух его российских клонов — Getmagic.ru и Magicnow.ru. Но чтобы исполнять любые желания людей по всей России, нужны огромные инвестиции, поэтому один из проектов закрылся, а про второй мы ничего не знаем.

Хммм... сравним сайт magicnow.ru и ваш, найдите 10 отличий:

Ок, ребят, в чём прикол? На чём зарабатываете?
Самый популярный вопрос :) Все очень просто, мы получаем вознаграждение от наших партнеров и поставщиков услуг – они получают клиентов, вы получаете удобный сервис, мы получаем $ от партнеров. Triple vin strategy!

Ваш:
Что-то не понятно, а как вы зарабатываете?
Нас часто об этом спрашивают =) Тут все просто, мы получаем комиссию от наших партнеров и поставщиков услуг – они получают клиентов, вы получаете удобный сервис, мы получаем $ от партнеров. Выигрывают все. Triple Win!

Есть одно отличие - у вас текст более грамотный!

Ответить
0

Привет! Мы когда формировали позицию, то действительно использовали подачу magicnow.ru. Нам она показалась очень близкой. Думаю стоит отметить, что мы предварительно списывались с основателями magicnow и просили разрешение на использование некоторых речевых оборотов.

Ответить
0

А зачем? Зачем надо было использовать точно такие же обороты и выражения?

Ответить
0

Вы конечно же правы. Мы планируем переработать текст в скором времени. Просто в командах подобной нашей, как всегда нужно все и сейчас.

Если отвечать на ваш вопрос, то при заполнении лендинга, нам показалось это проще. Тексты писали сами, не привлекая специалистов.

Ответить
2

На Сахалине, а не в Сахалине )

Ответить
1

Крутые парни.
Возник вопрос, intercom интегрируется прямо в мобильное приложение?
И еще желаю вам много сил и нескончаемых финансов в следующем году;)

Ответить
1

Спасибо! Интерком, да интегрируется

Ответить
1

Молодцы!!!

Ответить
1

Молодцы! Крутая история!

Ответить
1

Туристический маркетплейс был бы очень кстати, только не для Южно-Сахалинска, а для севера Сахалина. Вот прям испытываю огромное желание сгонять на летнюю/зимнюю рыбалку охоту на север, или скажем ловить крабов/гребешков. Средний чек высокий, и желающих как я достаточно много.

Ответить
0

Денис! На самом деле мы как раз недавно заключили такие договоры с нашими партнерами и скоро добавим все наши предложения. У нас есть и охота и рыбалка. Крабы и гребешки уже есть! Приезжайте, поедем вместе! Это незабываемо!

Ответить
1

Ребята, молодцы!
Может, как-нибудь зимой вместо Розы Хутор, приеду к вам :)

Ответить
0

Вячеслав! Приезжайте. Будем рады познакомиться лично!

Ответить
1

Удачи вам! Сам проживаю на Сахалине, а о вас даже никогда не слышал :sweat_smile::sweat_smile:

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
1

вы же раньше были сервисом доставки еды?

Ответить
0

Верно! И в статье про это упомянули.

Ответить
0

А как вы доносите до потребителя информацию о вашем продукте?

Рекламируется где-нибудь? билборды у подъемников?

Ответить
1

Мы размещали рекламные статьи на нашем региональном портале sakh.com, он принес нам первую тысячу регистраций и обратную связь. На Горном Воздухе мы купили рекламные места. Выступали на местном радио. Остальное делает сарафан (город маленький:)

Ответить
1

Еще забыл упомянуть, что делали ряд публикаций в Дальневосточных интернет СМИ. И еще мы издали свой бортовой журнал при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Журнал с нашей обложкой и четырьмя полосами внутри сейчас летает на всех бортах авиакомпании "Аврора"

Ответить
0

Жил на Сахалине 25 лет в Охе, всё -хорошо можно бизнес делать одна проблема это логистика и перелёт, с москвы к примеру 10-12 часов с пересадками в хабаровске и цена билета ,дешевле в европу слетать или в Карелию съездить

Ответить
0

Сейчас есть регулярные/ежедневные прямые рейсы из Москвы до Южно-Сахалинска, время полета около 8 часов. Конечно, цены разнятся и зависят от сезона, к примеру в 20х числах января можно слетать за 23000р round trip. Когда мои друзья (живут в Москве) летали в Европу в прошлом году, то в совокупности: перелет+трансфер до курорта занял у них порядка 20 часов. В Южно-Сахалинске от аэропорта до Горного Воздуха 10 минут на такси

Ответить
1

Южный мне не понравился ,если на сахалин то нужно ехать на север или юг от юнжого км так 50 минимум .Лететь ради Горного воздуха за 10 000км нет спасибо я в Сочи на 3 ночи :)

Ответить
0

Дмитрий уважаю ваш выбор и мнение. Однако точно также уважаю выбор тех гостей, кто все таки захочет приехать на Сахалин.

А про 50км, мы это тоже можем организовать: охота, рыбалка, на снегоходах зимой, на квадрациклах летом. Впечатления незабываемые. На себе проверяли каждого партнера

Ответить
0

Мы едим в сочи ,но сочи мы не видим -видим горы ,лес,склоны Едим в Домбай все плюются что там колхоз но едим в горы и нам до лапочки что в посёлке колхоз .

Ответить
0

а из Владивостока наверное в среднем гораздо дешевле? интересно откуда к вам обычно прилетают?

Ответить
0

Наши гости в основном из ДВ (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и т.д).

Если говорить об иностранцах, то это конечно Япония, Южная Корея и Китай.

Для справки. Опираясь на информацию Правительства Сахалинской области объем платных туристских услуг, оказанных населению включая услуги гостиниц и аналогичных средств размещения в 2015 году составил 2,5 млрд рублей. И этот показатель растет https://sakhalin.gov.ru/?id=89

Ответить
0

Средняя цена перелета из Владивостока и обратно около 13000р

Ответить
0

Ребята, Южное Приморье, сумашедшая красота Сихотэ-Алинь, а еще там гораздо теплее Сахалина...там осваивать и осваивать....

Ответить
0

У нас вся Россия - одна большая красота. И что важно, она разная

Ответить
0

не планируете идти в Приморье?

Ответить
0

Планы есть. Трудно сказать когда. Присматриваемся к Владивостоку

Ответить
0

О, общение в текстовом формате - это прорыв. Помню, как попыталась заказать в переписке цветы в Кэнди Роуз для юбилея мамы, но мне отказали - обязательно надо было разговаривать "голосом", невзирая на роуминг и разницу во времени.

Ответить
0

Это правда, неприятная история. Уверен, что качество сервиса на Сахалине будет только расти. В следующий раз заказывайте цветы через нас. Мы следим за тем, чтобы любой заказ был исполнен и контролируем качество исполнения. Все негативные фидбэки всегда передаются партнерам (руководству)

Ответить
0

Вопрос к основателям.

Как вы решаете проблему конкуренции между сервисами? Вот у вас на скриншоте есть такая фраза "поищу для вас самые дешевые авиабилеты и гостиницу". То есть если у вас договоренность с тремя, например, гостиницами, то вы действительно выбираете самую дешевую? Остальные тогда в пролете? Если же вы выбираете одну из трех по другому принципу, то не факт, что она будет самая дешевая.

Ответить
0

Если отвечать коротко, то мы действительно предлагаем клиенту самую дешевую. Это одно из наших основных правил. Клиент всегда получает цену такую же как у партнера или даже ниже. И имеет право перепроверить цену.

У нас сейчас есть партнерка от travelpayouts (aviasales) и прямые договора с гостиницами. По первому варианту клиент в приложении может сам подобрать себе гостиницу, причем не только в Южно-Сахалинске. По второму варианту, часто бывает, что предложение на партнерке с авиасэйлз выгоднее, ставок, которые дают нам наши гостиницы. С другой стороны, гостиницы отдают на метапоисковики определенное кол-во квот.

Ответить
0

Спасибо, в целом ясно.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления