В рекрутменте есть два участника события: работодатель и соискатель. Оба претерпят сильные изменения в 2017 году. Соискатели стали более избирательными, специалистам очень важно, в какой компании они работают.
Сервисы по HR-продвижению компании в digital-среде на западе растут, развивается рекрутинг-маркетинг не бездумный, а таргетированный. Соискатель ценит своё время. Первичный скрининг компании может пройти дистанционно. Компании тоже смотрят на соискателя: на его присутствие в социальных сетях, насколько он соответствует портрету сотрудника компании.
Рекрутинг становится эффективнее и интереснее. Например, появился инструмент Codefights, где в реальном времени программист соревнуется с оппонентом. Так тестируется, сможет он пройти собеседование в компании или нет. У IBM вообще есть несколько удачных кейсов, когда в процессе рекрутинга не участвует человек. Конечно, это работает не для всех вакансий. Но для вакансий колл-центра, к примеру, может быть эффективно.
Будет развиваться общение с кандидатами посредством чатов, соцсетей и мессенджеров. Например, чаты в Telegram и Slack невероятно полезны рекрутерам, но нужно уметь грамотно выстраивать отношения — дружить с участниками, давать полезный контент, а не слепо закидывать вакансию.
Очень трудно удержаться от скепсиса и не сказать: будет всё то же. Та же Big Data, тот же VR. Но специалистов по новым профессиям: VR, «интернет вещей», — до сих пор считанные единицы. С ботами двоякая история — с одной стороны, они распространяются, с другой — способы их создания упрощаются, что делает их менее интересными для разработчиков и более интересными для обычных пользователей. Точно станет больше и вакансий, и специалистов по блокчейну.
В 2017 году будет ещё больше вакансий для специалистов, связанных с персонализацией данных, машинным обучением, Data Science. Мы видим это и по рекрутинговой сфере: приходит больше автоматизации, тестируют сервисы, которые парсят социальные сети и могут спрогнозировать поведение кандидата или сотрудника. Например, насколько часто человек склонен менять работу.
В интернет-маркетинге будут всё так же востребованы те, кто готов делать сам, «ручками», а не менеджерить. Нужны специалисты, которые сами могут настроить контекст, таргетинг в соцсетях. Сейчас уже недостаточно найти хорошего автора контента. Теперь нужен inbound-маркетолог. Потому что нужны не только статьи на сайте, а грамотные соцсети, правильная рассылка, чтобы запомниться пользователям своей экспертностью.
Сейчас компании хотят, чтобы кандидаты понимали основы кодинга. Даже если им не придётся писать код на своей работе. Курсы программирования есть для детей с самого раннего возраста. На западе учат программировать заключённых. Получается, что навык программирования становится для нашего мира новым условием существования в обществе. Раньше учили писать и читать, а сейчас — программировать. Это нужно учитывать и понимать, как будет меняться мир.