Как стартап за полтора месяца нашел партнера с помощью вакансии без описания проекта, задач и зарплаты

Бывший президент «Европейской медиагруппы» Екатерина Тихомирова написала для vc.ru колонку о том, как искала сотрудника для работы в стартапе. Главным критерием было соответствовать ценностям проекта, поэтому на первом этапе вакансия не содержала даже описания задач, проекта и обязанностей.

Бывший президент «Европейской медиагруппы» Екатерина Тихомирова

Представьте себе гипотетическую ситуацию: вы всю профессиональную жизнь занимались недвижимостью, а потом решили начать бизнес в медицинской сфере, потому что как потребитель вы точно представляете себе, как усовершенствовать услугу с помощью новых технологий.

Вы намереваетесь максимально удовлетворить клиента, устранив на его пути барьеры и болевые точки. Проекту никак не обойтись без представителя этой отрасли, на которого возлагается стратегическая роль в создании стандартов качества. И вот перед вами стоит задача найти «идеального» члена команды.

Когда проекты реализуются в той же сфере, в которой вы работали раньше, формировать команду проще. Есть наработанные связи, люди, с которыми связывают годы сотрудничества, вы знаете, где искать людей или к кому обращаться за помощью. Совсем другое дело, когда заходишь в отрасль, с которой раньше профессионально не сталкивался.

Если вы работаете в крупной компании, которая решила диверсифицироваться в новую нишу или за вашей спиной большие инвестиции, вы обратитесь в агентство, купите профессионала, заплатите за поиск — и дело в шляпе. Но стратаперы живут в реальности ограниченных временных и финансовых ресурсов. Мы не могли позволить себе агентство и сомневались в результате, которое оно могло бы обеспечить: часто агентства продают на ключевые позиции тех, кто продает себя, значит, дорого.

У нас было мало времени. Предстояло найти «идеального» члена команды из новой сферы. Для нас «идеальность» кандидата подразумевала профессионализм, проактивность, масштаб личности и конечно, полную совместимость с нами.

Ценности — главный критерий

Перед тем как приступить к поиску, мы задались главными вопросами: «Где искать?» и «Как искать?», чтобы это было быстро и результативно. Мы решили искать человека через профессиональные сообщества в социальных сетях, чтобы одномоментно обеспечить максимальный охват.

Теперь представьте себе, что будет, если опубликовать запись о вакансии с описанием функциональных обязанностей и размером зарплаты в сообществе численностью 40 тысяч человек. Обрушится поток сообщений, а результат поиска будет равен нулю. Поэтому важно обеспечить ценностный отсев, чтобы изначально пришли уже те, с кем можно разговаривать на одном языке и смотреть на мир одними глазами.

Чаще всего менеджеры ищут кандидатов по профессиональным компетенциям, однако сегодня ценности бизнеса, управление по ценностям — одни из главных условий конкурентоспособности. Не только для стартапов, но и для крупных корпораций, принимающих вызов технологической революции и новых бизнес-моделей, которые ее сопровождают.

Команда должна находиться в едином энергетическом потоке, сотрудники должны понимать друг друга с полуслова, обеспечивать необходимую скорость, гибкость и реакцию в условиях турбулентности. Такая слаженность — это результат не четко прописанных процессов или должностных инструкций, а ценностной совместимости и мотивации.

Мотивация не менее важный фактор, чем ценности. Она обеспечивает энергию для реализации цели. Мотивацией могут быть деньги или воодушевляющая идея (мотив цели), то, что заставляет человека вставать и идти на работу, доставляет удовольствие и приносит удовлетворение. Объем энергии, который человек направляет, пропорционален тому насколько цель его вдохновляет. Самый яркий пример — это мотивация Стива Джобса изменить мир и всех «гениев», которых она объединяет и притягивает. Поэтому ясно сформулированные миссия и цели вашего бизнеса – главные ориентиры и мотиваторы для вашей команды.

Стратегия поиска

Стратегия по поиску через социальную сеть состояла из трех этапов:

  • фильтр по ценностям;
  • анализ на совпадение личных целей кандидата с целями проекта, мотивация;
  • оценка профессионализма, перспективности мышления и масштаба личности.

Для реализации этапов мы:

  • Описали образ «идеального» члена команды, выраженный в конкретных ценностях.
  • Выбрали инструмент для отсева по ценностной совместимости.
  • Провели личную встречу-интервью для оценки мотивации.
  • Выдать задание на подготовку презентации для отражения видения кандидата, способа мышления и его масштабности.
  • Сопоставимость личных целей кандидата с целями бизнес-проекта.

Образ идеального члена команды

Мы совершенно точно представляли того, кто нам нужен, поэтому с легкостью описали образ «идеального» члена команды, выраженный в конкретных ценностях: позитивный, жизнерадостный человек с развитой эмпатией, обладающий структурным мышлением, разделяющий западные ценности; увлекающийся и увлеченный энтузиаст, любящий учиться новому и передавать знания.

Также мы сформулировали отрицательные черты, которые не приемлемы для стартапа и свойственны некоторым людям этой профессии: не нужен «умник», для которого существует только одно мнение — его собственное. Тот, для кого привычное дело — обесценивать чужие идеи, взгляды, новые подходы. «Консерватор», который привык ходить по проторенной тропе и не склонный к экспериментам.

Естественный отбор

Мы решили привлекать кандидатов с помощью отчасти провокационной публикации. Там не было никакого описания проекта, задач, размера зарплаты. Только сформулированные ценности. Также мы добавили, что ищем профессионала с опытом на ключевую позицию в масштабный проект. Дизайнер креативно и ярко оформил макет, и публикация была сделана.

Как и предполагалось, запись сыграла роль естественного отбора по ценностям. Те, кто их разделял, считывали определенный код и реагировали позитивно. Другие же воспринимали негативно: обвиняли в манипуляции, требовали подробностей, четкого описания позиции, функциональных обязанностей и размера заработной платы. Всё это сопровождалось публичным обсуждением и нашим стоическим отпором.

Личные сообщения написали 80 человек. По стилю и языку, анализу профиля мы отсеяли половину. С оставшимися продолжился диалог с помощью переписки. Ничего не рассказывая о проекте, мы задавали дополнительные вопросы, главный из которых: почему кандидат отреагировал на эту публикацию.

После этого отсеялась еще половина, остались только те, кого объединяло три главных качества: люди находились в поиске дальнейшей самореализации, испытывали любопытство и авантюризм. А это давало нам основание предполагать высокую потенциальную мотивацию.

Мотив цели

Желаемый образ кандидата подразумевал человека с сильной нематериальной мотивацией, однако ее наличие во многом зависит от самой идеи бизнеса: насколько она воодушевляющая для конкретного человека. Кандидат может полностью подходить ценностно, но не иметь мотивацию.

Нам было важно, чтобы человек влюбился в идею нашего проекта и был мотивирован максимально инвестировать личные ресурсы: энергию и время. Во-вторых, он должен был увидеть возможности для профессиональной̆ и социальной самореализации. Нам нужен был тот, кто готов бежать вместе с командой длинный марафон и главный кусок пирога получить на финише.

Было проведено 20 встреч, на которых мы могли убедиться, что первичный фильтр по ценностям отработал идеально. Теперь была наша очередь отдать должное: мы воодушевленно презентовали проект, рассказали все детали, обрисовали масштаб и перспективы, после чего все 20 человек захотели присоединиться с команде.

Мы уже были на финишной прямой и остановились на пяти кандидатах, которым предложили сделать презентации своего видения реализации стратегии. Две из них показали очень высокий уровень и масштабность мышления. Нужно было выбрать, а интуиция давала верное направление. Но важно было убедиться в силе мотивации и готовности играть в долгую. Буквально это выглядело так: мы предлагаем мало денег, потому что больше нет, но мы уверены, что вместе мы их заработаем, потому что верим в этот проект и он стоит того. Верь нам и иди с нами.

Интуиция не подвела, один из них сразу принял предложение, и мы обрели партнера. Весь поиск занял полтора месяца. С учетом значительности роли можно сказать, что «всего полтора месяца». В результате — точное попадание в цель и идеальная команда людей, воодушевленных общей идеей. Так что если у вас нет денег на дорогостоящий поиск с помощью агентства, используйте социальные сети. Вариантов множество, главное — осмысленный подход.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Иван Максимов

"Разделяющий западные ценности"

"С сильной нематериальной мотивацией"

Конец

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Иван, да, именно так.

Если по прядку:

я имею ввиду систему ценностей на базе которых формируются:

Отношение к себе

Отношение к другому человеку

Культура общения

Культура поведения

Система взаимоотношений в группе людей, социальные навыки.

Основные принципы: справедливость, независимость, уважение, прозрачность, честность, толерантность (очень важны во внутренних и внешних проявлениях: взаимоотношение в команде, отношение к клиентам).

В управленческой практике все еще разделяем бизнес по-русски и бизнес, основанный на западных ценностях. Пока это большая разница.

К вопросу о нематериальной мотивации: деньги важны, никто не спорит. Важно чтобы помимо денег удерживало что-то ещё, например: идея, удовольствие от дела и тд.

Если этого нет , то людей очень легко можно перекупать, разве мало таких , которые ходят по кругу. Но это банальный пример, я пыталась говорить о более серьёзном уровне..

Если резюмировать: прежде чем предлагать деньги или опцион , нужно понять кому предлагать. А как это понять - вот в чем вопрос.

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Smelov

"...Мы совершенно точно представляли того, кто нам нужен, поэтому с легкостью описали образ «идеального» члена команды, выраженный в конкретных ценностях: позитивный, жизнерадостный человек с развитой эмпатией, обладающий структурным мышлением, разделяющий западные ценности; увлекающийся и увлеченный энтузиаст, любящий учиться новому и передавать знания...."

Настолько точно, что ни одной конкретной ценности в целом абзаце...

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Seliverstov

Больше похоже на "подвал" любого резюме про "обо мне"

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Антон, а что тогда для вас ценности?

В скопированном вами абзаце, на мой взгляд, самые настоящие ценности Permission-to-play values

Немного информации, возможно вам будет полезно :blush:

4 типа корпоративных ценностей

// Core values = Основные ценности — сформулированные ценности, которые регулируют все процессы, происходящие внутри компании.

// Aspirational values = Желательные ценности — это другой тип ценностей, в основе формирования которых лежит перспектива.

// Permission-to-play values = Ценность «входной билет» - это типичные социальные и поведенческие характеристики, которые ищут в кандидатах и новых сотрудниках в компании. Это те самые коммуникабельные и ответственные. Это некие ценности, которые будут априори общими у всех, кто начинает работать в компании.

// Accidential values = Второстепенные ценности — это уникальные ценности каждой компании, которые, как считает руководство, будут важнейшими и отличающими принципиально их от конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Artem Makeenok

Вообще, работать за идею и пачку доширака, конечно, можно. Но тут нужно четко понимать нематериальную мотивацию.
Вы компания уровня Эпл, куда идут за именем? Тогда ок, это реально работает. Какое-то время.
А может, у Вас можно набраться крутого опыта? Это тоже работает, но уже совсем недолго - амбициозный человек очень быстро вырастет и свинтит на нормальную позицию.
Ну а в приведенном кейсе мотивация кандидата осталась за кадром.
И довольно странная история про то, что пришлось озвучить сакральное "деньги будут, но потом". Наводит на мысль, что у кандидата просто не было предложений, где деньги сразу.
Думаю, прежде чем презентовать кейс как однозначно успешный, стоит подождать годик и посмотреть, что из этого реально получится.

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Вся суть мутных вакансий без указания зарплаты: хотим супермена, но нормальных денег платить не хотим. На практике обещания золотых гор при условии хорошей работы так обещаниями и остаются.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Makeenok

Ага.
И еще хотим, чтоб он горел идеей, но использовать нормальные инструменты, типа опциона (раз денег нет) - нее.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Theodore Kondratovich

ага, а потом этот отобранный кандидат неожиданно отказался "по личным обстоятельствам" (на самом деле, получил более выгодное предложение). За это время и остальные пять куда-то пристроились. И пришлось всё начинать сначала.

Ответить
Развернуть ветку
Evgenii Karasev

"Буквально это выглядело так: мы предлагаем мало денег, потому что больше нет, но мы уверены, что вместе мы их заработаем, потому что верим в этот проект и он стоит того. Верь нам и иди с нами."
Сколько предложили? Сколько заработали?
Мы же не на woman.ru все-таки.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Makeenok

+ с каким опытом специалиста наняли?
Супер-мотивированного студента без опыта можно и на ХХ за 40 тыщ найти, если правильно искать.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Чистов

"вы всю профессиональную жизнь занимались недвижимостью, а потом решили начать бизнес в медицинской сфере, потому что как потребитель вы точно представляете себе, как усовершенствовать услугу с помощью новых технологий."
Напомнило:
"Среди искателей вечного двигателя прослеживается тенденция: механик фанатеет по теории эфира, отличный на своем поприще слесарь пытается создать электрический вечняк, «нефизик» опирается на спорные физические принципы, а электрик обеспокоен рычагами и шестеренками. То есть никто из строителей вечных двигателей не предпринимает попыток создать вечный двигатель в сфере своей профессиональной компетенции! А вместо этого выбирают именно ту область, где нет ни знания, ни понимания, ни опыта."

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Uber также создавался теми, кто к бизнесу такси не имел никакого отношения. Новые бизнес-модели, которые разрушают старые (disruption), зачастую создают те, кто не имел к определённой отрасли никакого отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Тоже заметил, что часто среди финтех-стартапов нет ни одного банкира.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Harchenko

Хороший кейс, единственное в магазинах только нужно, чтоб было две цены на товар:
для обычных людей - 100% стоимости
для стартаперов - скидка 75%

Ответить
Развернуть ветку
Khalid Dianov

Девушка очень эффектная.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

эффективная

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Олегович

скукота, а не статья. я в вк нашел команду для стартапа. и что? нормальные парни и че то я про принцыпи не спрашивал ничего у них и норм все работают. как же я это, нафигачу тоже тут статью про высокий полет моих мыслей, когда объяву писал... ))) кому это интересно? мне нет.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Мы не сотрудника за зарплату искали. Посыл в другом. А сотрудники за зарплату есть конечно и у нас, нормальные ребята, как и у вас.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Yanshevskiy

Написано несколько пространно, но идея верная - топ-менеджмент и партнеров можно и в таких кейсах нужно искать самим и не через хантеров
И видно, что это не типичный стартапер, которые 9 из 10 пытаются все делать сами ни с кем не делясь своими мега миллионными идеями:)) правильной дорогой идёте))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Graborov

Интересный способ поиска и отсева неподходящих людей, 1,5 месяца для такой позиции это действительно короткий срок. Любопытно какова будет дальнейшая судьба проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Кушнир

"мы придумали крутую штуку...крутая методика отбора...мы сумели отсеять и найти идеал..."
Весь текст состоит из самовосхваления. Где тот самый "крутой пост без описания"? Прочел статью и никакой пользы не уловил

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Арсений, это статья про идеологию на базе которой мы искали партнёра. Способов можно придумать много (ни в методике дело), главное: на что они опираются. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
DJ

Какой-то сильно палевный проект, если даже не решились раскрыть его название. Могу написать статью как мы специалистa по предотвращению биологических атак (уборщицу) в школу искали.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Напишите)

А статья не про проект.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Иванов

Интересно, сколько он проработает

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Уверена долго, это же Партнер )

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Коркунов

Идея интересная. Кто бы что ни говорил, поиск людей в проекты очень сложная штука. И если этот путь привел к успеху и попаданию в цель - очень здорово! Удачи!
Хорошо бы потом узнать продолжение истории).

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov

Тут же была статья-лайфхак как определять лучшего работника - только в столовке. Он не пихается в очереди, не рыгает, носит джинсы и еще что-то...

Почему не воспользовались наработками коллеги?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Потому что нам нужны те , кто "пихаться" умеет )))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

"Те, кто их разделял, считывали определенный код и реагировали позитивно. Другие же воспринимали негативно". Занавес.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ProsvetleniyInvestor

Отличная статья, по ней хоть садить и пособие для HR пиши..)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Lapunou

Отличный пример! За деньги все поддержат идею, идея всегда первична, мы двигались по такому же сценарию.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Спасибо, Алексей!

Ответить
Развернуть ветку
Sakari Sauso

то то у вас место работы не указано

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Kuzmin

Ну так и в метро можно встретить "идеального члена команды" или оказаться рядом в самолете... при таком способе поиска вероятность 50/50 - либо найдешь, либо нет)
Лично мне с такими способами поиска никогда не везло, поэтому предпочитаю определять функционал, зарплатную мотивацию, подслащивать все это бенефитами за прорывные успехи и терпеливо собеседовать кандидатов, из раза в раз утешая себя надеждой найти того, кто тебе нужен...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ни слова о том, что за проект, но пахнет очередным топ4топом. Так что не взлетит.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Smirnov

После этого отсеялась еще половина, остались только те, кого объединяло три главных качества: люди находились в поиске дальнейшей самореализации, испытывали любопытство и авантюризм.

Нам было важно, чтобы человек влюбился в идею нашего проекта и был мотивирован максимально инвестировать личные ресурсы: энергию и время. Во-вторых, он должен был увидеть возможности для профессиональной̆ и социальной самореализации. Нам нужен был тот, кто готов бежать вместе с командой длинный марафон и главный кусок пирога получить на финише.

--

Дебилы б**ть (с). Ну подумайте, кто именно "влюбится" в ваш средне-паршивый проект, без денег, без особых технологий, с фаундерами которые дупля не рубят в индустрии да ещё будет что-то там копать, работать много,дешево и лучится энтузиазмом. Только те для которых даже такой ничтожный проект - это профессионально круто. Притом с отлично прокаченными скилами очковтирательства, что обычно неудивительно с нетехническими фаундерами. Вскоре будете писать новую статейку - как мы что-то делали полгода и получилось разваливающееся г-но.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Smirnov

мы предлагаем мало денег, потому что больше нет, но мы уверены, что вместе мы их заработаем, потому что верим в этот проект и он стоит того. Верь нам и иди с нами.
--
Лол. Бизнесмен который не способен найти инвесторов, не смог заработать денег на прошлой работе и не обладает ключевыми профессиональными компетенциями индустрии...Нужно ну очень много веры что бы идти за такими людьми :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev

Всю простыню не осилил, но так и не понял они программиста или кого искали в партнеры?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Lapunou

Статья для Основателей и Сооснователей проекта... остальные, да за деньги, до пенсии... тяните - получите зп, хорошо тяните, причём на постоянной основе - даже долю вам дадут. Не тяните - свободны. Для основателя куда выгодней найти партнёра и идти с ним чем заниматься постоянными разборками, основатель в одиночку никогда проект не выстроить и не приведёт к успеху, это делает команда мотивированных идеей единомышленников но никак не людей за зп

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Фотография бывшего президента обработана в программе BeautyPlus

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

А статью, простите, неасилил

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Отлично ) теперь буду знать как программа называется. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Get Outdoor

Мне интересно, каким образом сочетается мотивация и полное остутствие описание проекта? Разве людям не все равно, чем конкретно им заниматься, я имею в виду, в какой области? Мне вот не все равно, и знаю, многим другим тоже. Если у меня две вакансии - одна про электронный магазин, вторая - из аэрокосмической области, я выберу вторую. Но как я могу сказать, что мне больше нравится и что больше мотивирует, если я не знаю, о чем это???

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Очень даже все равно. О проекте мы рассказывали на личной встрече. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Natalia Muu

Напомнило фильм "Экзамен". Там тоже искали кандидатов на проект, не афишируя зарплату, обязанности и т.д. Но фильм хороший, рекомендую.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Vorobyov

Шлак

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда