Самоцензура: новые правила жизни в соцсетях

28 октября 2020 года в комитете по торговле Сената США прошли слушания, посвященные обсуждению и изменению 230-й статьи Закона об этике в сфере социальных коммуникаций, который освобождает социальные сети от ответственности за размещенные пользователями материалы. Американские сенаторы хотели внести поправки в закон и возложить на компании больше ответственности за ранжирование контента.

Слушания возникли не на пустом месте: президентские выборы в США 2016 года показали насколько глубоко фейкньюс засели в соцсетях, взять только пример с вмешательством российских хакеров в американские выборы (что само по себе является примером одной из глобальных фейкньюс последнего времени). В этот раз в ходе президентской гонки внимание было приковано к теории заговора QAnon и другим взрывоопасным медиаповодам, как например, ситуация вокруг статьи в New York Post о Хантере Байдене, сыне кандидата в президенты Джо Байдена. В этот раз и республиканцы, и демократы были недовольны тем как ранжируется лента Facebook и что размещается в Twitter и Google. На слушании главы интернет-корпораций заявили, что подобное изменение закона заставит их заниматься прямой цензурой.

В России, без публичных слушаний, уже 1 февраля этого года вступила в силу новая редакция закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Администрации соцсетей и видеохостингов теперь обязаны выявлять и блокировать нецензурную лексику. Если они это требование проигнорируют, то заплатят штраф, в отдельных случаях весьма весомый. Роскомнадзор, правда отметил, что дело направлено на пресечение такого явления как треш-стримы. Тут, как обычно, возникает стойкое ощущение, что сам законотворец запутался в том, что его побуждает на творчество. Иначе как объяснить, что им проигнорирована разница между рядовым «пнх» в комментариях и тем, что происходит на треш-стримах.

Развитие интернета, пророчащее нам бОльшую свободу, наоборот привело нас к тому, что пора бы уже обозначить как «эра несвободы». Теперь получить бан за свою изложенную мысль или репостнув чужую – легче простого.

Ничто так не убивает креативность, как невозможность мыслить вне генеральной политики партии: российской партии, партии в США или в любой другой стране. Ввод цензуры в российских социальных сетях на прямую связан с запросом со стороны властей. Мы видим тенденцию: во всем мире люди начали обращать внимание на несправедливость и социальное неравенство, их интересует ущемление прав меньшинств.

Участились митинги, связанные с «ковидными» мерами, которые вводят государства. Традиционно, власть считает, что народные волнения начинаются в Сети, там людей «раскачивают» и «подбивают». Поэтому власть ожидаемо внедряет подобные решения. Вероятно, что со временем контента в соцсетях и на видеохостингах станет меньше. Это будет выгодно для площадок, которые смогут выдавать свой контент, обернув его в легальную обертку.

Ну, а что до обычного пользователя, то в нем новые правила будут медленно, но верно убивать креаторскую инициативу. В мире и без того наблюдался кризис креативности: слишком много поступающей информации, узконаправленность квалификаций и профессиональной подготовки, развитие искусственного интеллекта способного написать картину или сочинить музыку ведут к потере мотивации к креативу. Во время, когда автоматизация развивается семимильными шагами, поглощая и присваивая себе новые навыки, нам давно стоило бы задаться вопросом: а нужно ли людям вообще уметь создавать что-то креативное? Актуально ли это до сих пор?

Вместе с тем, рождается и ряд других риторических вопросов. Например, справедливо ли под инициативой об очищении российских соцсетей от неотъемлемой части русского языка вводить тотальный ценз на слово? Стоит ли под видом запрета на пропаганду банить Соловьева в Clubhouse? Не цензурируем ли мы так живое мыслящее общество, вместо того чтобы «наказать» игнором пропагандиста?

Вместо того, чтобы определить будущее интернета, мы вынуждены будем столкнуться с реальностью сформированной правящей элитой. Теперь заходя в соцсеть ты вынужден уворачиваться то от злого модератора, над которым висит реальная угроза денежного штрафа, то от проактивной группы, готовой устроить крестовый поход на твою страницу и выписать бан (привет, Минаев!).

Самоцензура становится новым главным правилом игры. Законы про цензуру не столь нужны, когда внутри пользователей уже есть страх «выдать что-то лишнее». Это правило гарантирует спокойствие для политиков, но не для граждан. Властям же, на платформах, раньше позволявших консолидировано отследить недовольства, теперь этого сделать не удастся.

Делитесь в комментариях вашим мнением на этот счет. Как вы видите сегодняшние тренды в развитии ближайших лет?

5 комментариев

Походу автор сам не понял, что написал

1
Ответить

С чего такой вывод?

Ответить

Я даже сделал у себя на канале выпуск на тему цензуры и свободы. С матами , конечно же. Если это конечно не запрещено правилами платформы... https://www.youtube.com/watch?v=gXbVch6-aJM&t=69s 

Ответить

Ну ок, мысль ты выразил, и довольно очевидную для всех, кто интересуется в сети чуть больше чем "одноклассниками". 
Я только одного не понял, о какой креативности у "обычного пользователя" идет речь? Подавляющее большинство читателей МДК не то чтобы что-то креативное родить, порой двух слов связать не могут без мата и хейта.
Этот закон им плохо в каком месте сделает? Отберет у них самое драгоценное - мат? Не велика потеря, не стоит о них так убиваться. 

Контент МДК убивает не "автоматизация", а отсутствие собственной креативности и тотальный репост хлама. Что хорошо заметно по ленте в последние полгода.  
И это если не упоминать о том, что тот же МДК рекламирует каналы пропагандистов топящих за эти самые законы, и не брезгует этим. Вот уж "наказываете игнором" так наказываете. С размахом, ага. 

Ответить

Так ВК уже давно комменты с матом прячет

Ответить