«Сервис без медиаприёмов никому не нужен»: команда «Афиши» об обновлении проекта

16 марта «Афиша» обновила мобильную версию рубрики «Кино» — это первый шаг на пути обновления всего сервиса, который запланирован на лето 2017 года. Редакция vc.ru пообщалась с командой «Афиши» — креативным директором Филиппом Бахтиным, директором по продукту Вячеславом Житниковым и главным редактором Александром Каныгиным — о том, как изменится проект, чем он отличается от «Кинопоиска» и какую роль играет контент в его развитии.

«Сервис без медиаприёмов никому не нужен»: команда «Афиши» об обновлении проекта

vc.ru: Последние инфоповоды с упоминанием «Афиши» связаны с кадровыми перестановками, закрытием бумажной версии. Что происходит в компании сейчас?

Филипп Бахтин: Мы решили ничего не закрывать и ничего не переставлять. Если говорить о том, что происходит сейчас, то мы переделываем всю «Афишу» — сайт, приложения, мобильные версии. И у нас в связи с этим запланированы релизы на весь год. Это будут изменения, которые переделают «Афишу» коренным образом. Сайт и мобильные приложения будут совершенно другими.

Сегодня, например, мы запускаем бета-тестирование нового дизайна мобильной версии рубрики «Кино».

Какова цель перезапуска afisha.ru?

Александр Каныгин: Сайт объективно устарел, как с эстетической так и технической точки зрения. Надо понимать, что 60% нашей аудитории — это экономически активное население крупных городов 18-35 лет, у них давно смартфоны и кредитные карты. Поэтому и сайт нужно было привести в соответствие.

Почему изменили цвет «Афиши» с красного на синий?

Ф. Б.: Не имеет никакого значения, какого цвета будет «Афиша». Работая над макетами, мы перекрашивали их во все цвета радуги и убедились, что нам уютно находиться внутри практически любого цвета, кроме давящего красного. 

«Афиша» — наш дом, и если нас бесят красные стены, почему они должны нравиться нашим пользователям? Стены будут любого цвета, с которым хочется жить долго и счастливо.

Вы начали обновление с раздела «Кино». Что изменилось?

А. К.: На самом деле, для пользователя ничего не изменилось. Это тот же сервис, только с проработанными деталями. Например, мы переделали расписание сеансов: раньше на «Афише» нельзя было выбрать показы с субтитрами. При этом функцию очень просили пользователи. Мы это сделали. Обновили рейтинг, рецензии. Проработали страницу фильма, сделав акцент на актере. Сделали карточки персон более богатыми. И так далее.

Филипп Бахтин: Тут нужно сказать, что принципиально новой функциональности в раздел «Кино» мы не добавили. Но мы взяли старую «Афишу» и полностью переработали её самые важные части: рейтинг, рецензии, расписание. Мы пересобрали весь сервис заново — как конструктор, потому что хотели, чтобы пользователи получали другое впечатление от новой «Афиши».

Кроме того, мы переписали полностью бэкенд сайта. Это уже не та «Афиша», которая не обновлялась восемь лет, а современный сайт с быстрой базой данных и высокой скоростью загрузки контента, мгновенным поиском.

Мой любимый пример того, что изменилось — «Приговор». Это короткая выжимка из рецензии, которая была в бумажной версии «Афиши», ответ на изменяющийся мир, в котором люди всё меньше и меньше читают. Мы её перенесли в новую версию сайта. Теперь она является его ключевым элементом, потому что человек должен иметь возможность мгновенно оценить фильм и принять решение: хочет он его смотреть или нет.

Главная страница мобильной версии «Афиши». Было.
Главная страница мобильной версии «Афиши». Было.
Главная страница мобильной версии «Афиши» после редизайна
Главная страница мобильной версии «Афиши» после редизайна
Карточка фильма. Было.
Карточка фильма. Было.
Карточка фильма. Стало.
Карточка фильма. Стало.

После «Кино» обновятся и все остальные разделы «Афиши»?

А. К.: Сейчас мы запускаем только мобильную версию «Кино», а через месяц планируем обновить и десктоп. Всё это в бета-режиме: сначала на небольшой процент пользователей, а затем покажем редизайн всё большему и большему количеству посетителей.

В июне таким же образом мы обновим разделы «Выставки» и «Театр». В июле — финальный большой релиз всех остальных разделов сайта.

Не боитесь повторения истории с «Кинопоиском», когда пользователи восприняли кардинальные обновления волной критики?

А. К.: ​Конечно, боимся. Мы старались не убирать привычные функции и начали работать с тем, что уже есть. Кроме того, запускаемся небольшими шагами с бета-тестированием на небольшой процент пользователей.

Чем вы отличаетесь от «Кинопоиска»?

Ф.Б.: Есть одно ключевое идеологическое отличие между нами и «Кинопоиском». «Кинопоиск» — это библиотека. Ты можешь прийти в неё, взять какую-то книгу наугад или спросить совета у библиотекаря. Наша задача совершенно другая. У нас тоже есть базы данных, но это совершенно неинтересно. Интересно помочь человеку в ту секунду, когда он только зашел в нашу библиотеку: сразу показать то, что ему нужно.

Эта задача суперсложная. И решать её мы планируем при помощи медийных приёмов. Поэтому для нас было важно, чтобы в команде было много людей с медийным опытом.

В этом смысле новая «Афиша» ничем не будет отличается от бумажной. Просто приёмы, которые были в бумажной версии, мы больше использовать не можем. Однако смысл остается прежним. Есть много культурных событий, которые структурировала «Афиша». Она говорила: «90% театров советские, там работают артисты 1932 года рождения. А есть 5% театров, в которых кипит жизнь, в которых работают сумасшедшие актеры и ставят наглые спектакли».

Всё это останется в новой «Афише». Только достигать таких целей мы будем при помощи digital-приёмов.

«Афиша» — это прежде всего сервисный или контентный проект?

А. К.: Для себя мы очень четко разделяем медийную бизнес-модель и сервисную. Сейчас мы говорим только об изменениях в сервисной части: о том, как изменится большая база данных о всех развлечениях в крупных городах России.

Ф.Б.: Отвечу на этот вопрос так. У нас есть идея. Новая «Афиша» — это, безусловно, сервис — с его помощью можно посмотреть расписания сеансов, выбрать билеты, оставить комментарий. Но мы будет развивать его при помощи разных медиаприёмов.

Сервис — это каталог, расписание и он сам по себе никому не нужен. Он станет обаятельным и люди начнут им пользоваться только благодаря медиаприёмам, которые заложены его разработчиками.

Вы упомянули о связке между проектами. Значит ли это, что на afisha.ru появится больше контента?

Вячеслав Житников: Нет, мы не собираемся делать больше контента на сервисной части. У нас предусмотрены какие-то отдельные материалы, связанные с сервисной частью: например, подборки. Но мы не планируем делать новости, обзоры и интервью на afisha.ru.

Подборок станет больше и пользователь сможет быстрее их найти. Это как раз была одна из проблем старого интерфейса — раньше сложно было найти эти статьи на сайте.

Ф.Б.: Для меня контент, который появляется вокруг сервисной части — это не тот инструмент, при помощи которого можно достичь нашей цели. Это, скорее, приятное дополнение, когда ты уже понял, что тебя что-то заинтересовало — можно зайти «глубже» и прочитать большое интервью или обзор.

Для меня интереснее то, как тебя привести к этому чтению. Это сложно и круто.

Расписание сеансов. Было.
Расписание сеансов. Было.
Расписание сеансов. Поиск по карте. Стало.
Расписание сеансов. Поиск по карте. Стало.
Оценка фильмов. Стало.
Оценка фильмов. Стало.

Сейчас к бренду «Афиши» привязан целый ряд продуктов: afisha.ru, «Афиша Daily», «Еда», «Сериалы». Как планируете связывать их между собой?

Ф. Б.: «Еда» — это уже совершенно самостоятельный проект на отдельном домене. С «Сериалами» мы будем работать в этом году, но пока не готовы рассказать планы по развитию. Сначала мы хотим перезапустить afisha.ru.

А. К.: У нас есть две «Афиши», которые многие путают. Есть контентная «Афиша Daily» и сервисная afisha.ru. Как раз задача Филиппа и Славы в том, чтобы интегрировать все эти сервисы между собой.

Какова роль пользователя в этом процессе?

В. Ж: Пользователи — это важная часть этого процесса. Пользователи «Афиши» любят самовыражаться. Например, у нас есть фильм, у которого 700 пользовательских рецензий. Они разного объема, но это огромное число.

Поэтому мы сейчас переделываем инструмент для публикации рецензий, чтобы пользователь понимал, что это важная часть сайта: он сможет делиться своим отзывом, добавлять в него картинки и так далее.

Смогут ли нейронные сети и искусственный интеллект заменить рекомендации редакции «Афиши»?

А. К.: Конечно, мы обращаем внимание на новые технологии, но здесь важно отметить, что существующие сейчас алгоритмы не смогут заменить редакцию и помочь в подборе мероприятий и их описании. Но с ними пользователям будет легче ориентироваться внутри «Афиши», и мы про это думаем. Это не тема 2017 года, но мы естественно вернемся к ней в будущем.

1111
40 комментариев

"Мы используем медиаприёмы. Медиаприёмы. Используем. Без медиаприёмов никуда. Медиаприёмы мы используем, ух! Приемы в медиа. Медиаприёмы. Раньше не использовали, а теперь используем. Без медиаприёмов никуда. Мы их используем."

31
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Какая вы язвительная, Влада

4
Ответить

ай-яй-яй )

Ответить

Рамблер & Co: «мы убрали давящий красный... и добавили давящий синий».

22
Ответить

- VC: Почему изменили цвет «Афиши» с красного на синий?
- Дизайнеры Рамблера: Ну вы сами не можете догадаться штолле?

2
Ответить

Про медиаприемы уже писали?

9
Ответить