{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«В продукте за год развивают один сервис, а на аутсорсе — делают десяток сайтов»: основные отличия двух типов работы дизайнера Статьи редакции

Продуктовый дизайнер Tutu.ru Алексей Проворов в своём блоге поделился наблюдениями о том, чем отличается деятельность студийных дизайнеров, которые работают на аутсорсе, от работы специалистов над одним продуктом.

В чём разница

На аутсорсе

Дизайн-студии и агентства делают сайты. Промостраницы — чтобы продавать селфи-стики. Корпоративные сайты — чтобы директор завода похвастался перед мужиками в бане. Интернет-магазины — чтобы выпускник «Бизнес-молодости» заработал миллион на перепродаже чехлов для iPhone с AliExpress.

Сайт с селфи-стиками
Корпоративный сайт «Уралвагонзавода»
Интернет-магазин «Метробас»

За год студии запускают десятки сайтов и помогают клиентам продавать товары и услуги. Здесь понятно, что делать — узнать о продукте и честно о нём рассказать. Чем больше людей оставят телефон или нажмут на кнопку «Купить», тем больше заработает клиент.

В продукте

Когда сайт помогает решить проблему — это сервис. Клиент — не директор в бане, это куча людей, которые ищут дешёвые авиабилеты, учат английский или заводят новых друзей.

Пассажиров бесит, что в аэропорту приходится доплачивать за багаж в лоукостере. Пользователей раздражает, что до языковых курсов — час на метро, а на сайте знакомств сразу предлагают переспать.

Это обратная связь от пользователей. Если её проигнорировать, они уйдут к конкурентам. Значит, сайт нельзя сделать за месяц, надо дорабатывать. Нужно выяснить, случайная ли это «хотелка» или постоянная проблема. Решить, стоит ли на это тратить деньги и время. В этом случае сайт сам становится продуктом, и главная задача здесь — делать клиентов довольнее и на этом зарабатывать деньги.

«Туту.ру» предупреждает, если багаж не включён в стоимость
Skyeng учит по Skype в веб-приложении
В Tinder можно пожаловаться на неприличных собеседников

Узнать о задаче

На аутсорсе

На аутсорсе заказчик — директор или менеджер, которому поручили заняться сайтом. Дизайнер задаёт вопросы, а клиент рассказывает, что знает. Чтобы разобраться в деталях, нужно позвать кого-то ещё. Пока договариваетесь, что на следующую встречу соберётесь другим составом, теряете время:

— Геннадий Викторович, я прочитал техническое задание. Но хочу задать вопросы, чтобы лучше разобраться в вашем бизнесе.

​— Ну, давай.

— Как вы помогаете клиентам? Почему ваши цветы — лучшие в Бирюлёве?

— …

— …

— Ага, значит, голландские флоксы покупают чаще всего. Расскажите, что ещё пользуется спросом, и как обстоит дело с искусственными?

— Это надо у Гали на точке спросить. Завтра у неё выходной, а потом работает до 22 часов вечера, можем подъехать к концу смены.

— Договорились. А в чём у вас все продажи хранятся? «1С» там? Нам нужно к чему-то подключать бота для Telegram.

— Ох, что там Радик в техзадании написал. Так вы у него и спросите, запишите почту. «Радичка собачка… нет, не "ч", а "четыре" цифрой».

В продукте

В продукте все рядом. Дизайнер подкатывает на стуле к аналитикам и узнаёт статистику, чтобы оперировать цифрами и мнением клиентов. Ходит в гости в колл-центр и спрашивает, на что жалуются люди. Сразу собирает полную информацию, чтобы быстрее показать прототип менеджеру продукта. Не парится, что первый пробный макет не поймут, потому что все свои:

— Гена, я понимаю, что ты хочешь в инструкцию к заказу видео добавить. Помнишь, у нас после 8 марта колл-центр выл? Может, узнаем, что случилось, пик продаж же.

— Ну хорошо, но давай первую версию завтра.

— …

— …

— Гена, тут мужик звонил и жаловался, что не понял, как карту привязать в Личном кабинете. Так цветы и не заказал. Жена ему последний шанс давала, ушла. Лена ещё посмотрела метрики: у нас треть людей переходят по ссылке на инструкцию и не возвращаются к заказу.

​— Жесть. И куда тогда видео вставлять?

— Может, сделаем подсказки в интерфейсе, а ссылку уберём? Я тут на коленке набросал, посмотри.

Согласовать

На аутсорсе

Клиент смотрит, что ему показывают, ему всё нравится, но он просит сделать телефон красным, а текст помельче. Задаём вопросы и понимаем, что никто не просит перезванивать, все сами звонят. Форма заказа обратного звонка отвлекает от основного сценария. А подробные описания цветов не нужны, их выбирают только по внешнему виду, поэтому ставим галерею с букетами.

Макет до согласования и после:

Утверждаем дизайн и передаём макет в разработку. Если уметь задавать вопросы и разбирать замечания, получится круто и не придётся жертвовать качеством. У меня, правда, так не получалось.

В продукте

Дизайнер — это сотрудник, который хочет сделать круто, а ему говорят «нет». Заказчик отказывает, потому что ему предлагают потратить три дня на техническую страницу, где трафика нет и продажи от этого не вырастут. А у него ещё двадцать задач на эту неделю. Разработчики против, потому что там куча старого кода, который никто не трогал с 2007 года. Юристы не в восторге, потому что надо все условия акции рассказать, а не прятать под ссылку. Маркетинг — потому что «мы, блин, так не пишем».

Я работаю в «Туту.ру», мы продаём билеты на поезд. У нас есть фотографии вагонов, маршрут поездки и отзывы пассажиров. Подумали, что это поможет людям выбрать лучший поезд, и собрали всё это в одном месте.

Сначала решили проверить, какая информация нужна клиентам. Запихали всё в модальное окно и спрятали за псевдоссылки, чтобы посчитать клики. Да, это неприятно и цинично. Пришлось пожертвовать «дизайнерским» качеством:

Но в продукте «качество» — это скорость обратной связи от клиента. Мы сделали по-простому и посмотрели статистику: 40% смотрит фотографии, а треть — всё остальное. График следования интересовал 3% людей.

Теперь раскрываем ссылки и ставим фотографии наверх. А ещё закрепляем кнопку перехода на выбор мест в вагоне.

Макет получился такой:

Но при планировании мы не заложили время на новую галерею, а перевёрстывать блоки – долго. Поэтому от фотографий отказались, блок с кнопкой «катать» по странице не стали:

Если начнут переходить на выбор мест, закрепим блок и сверстаем, как в макете.

Лучше сделать обычно, посмотреть статистику, а потом сделать нормально. И клиентам поможем, и ребятам будет, что показать. А если изменение окажется бесполезным, то потратим меньше времени и денег компании на эксперименты.

Проверить

На аутсорсе

Когда дизайнер работает над проектом, он знает, как надо. Картинки — увеличить и поставить наверх, ссылки — подчеркнуть, стоп-слова — убрать . В тексте больше пользы и заботы. Без базовых правил не сделать даже страницу «о себе», чтобы найти первых клиентов.

Я учился на первой ступени в «Школе стажёров» и мы с «Биодинамической редакцией» делали сайт для застройщика коттеджных посёлков. Клёвый текст, прикольный интерфейс выбора участка и вёрстка — всё, как учили.

Мне не стыдно за эту работу:

Через полгода сайт стал таким:

Сменился руководитель рекламного отдела, и сайт переделали. Владельцы бизнеса — не дураки. Они строят крутые дома, в которых хочется жить. Попросил статистику: после редизайна стало меньше звонков, хотя ради этого сайт и делали. Но экскурсий в посёлки стало больше.

Решили, что стали меньше звонить из-за того, что мы всё рассказали на сайте и больше не надо ни о чём спрашивать. Люди сразу приезжали смотреть дома. Но мы не узнаем, почему всё решили переделать. Клиент может считать, что мы шарлатаны, которые потратили время и деньги на какую-то ерунду.

В продукте

В продукте никто не знает, как надо. «Дизайн-бюро Артёма Горбунова» сделало сайт «Пэй-апу» — платёжному сервису для кафе и ресторанов. Получилось отлично:

Рассказ о проекте на сайте «Бюро»

А сейчас компания сменила нишу, и сайт выглядит так:

​Я не знаю, почему так случилось. Может, платежи в кафе «не взлетели», а теперь «Пэй-ап» прибыльный. Но компания потратила ресурсы, чтобы сделать одну версию, и ещё столько же, чтобы всё заново переделать. Сразу же сделать «на века» не получилось.

Чтобы попасть в точку и сделать хорошо, пять раз делаем плохо. И чем раньше получаем обратную связь, тем быстрее понимаем, как надо было делать на самом деле.

Короче

  1. ​На аутсорсе за год делают десять сайтов, а в продукте десять лет развивают один.
  2. В продукте больше доступа к информации, чтобы лучше разобраться в задаче.
  3. Студийный дизайнер может всё, продуктовый — работает с ограничениями.
  4. В продукте есть право на ошибку, на аутсорсе — один шанс, чтобы сделать круто.

Материал описывает частное мнение сотрудника и не относится к позиции компании — прим. «Туту.ру».

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Evgeny Gavrin

А сказать-то что хотели?

Ответить
Развернуть ветку
Renat Badgiev

То, что есть tutu.ru и всем надо пользоваться этим сайтом.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Del Ins Up
>Пользователей раздражает, что на сайте знакомств сразу предлагают переспать.

Одна половина людей мечтала бы о таком сайте :))

Ответить
Развернуть ветку
Kir Tara

А вторую половину это раздражает.
Половины различаются полом, так что всё логично.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kukharenko

После перехода от аутсорса к плотной продуктовой работе в команде я понял что я ничего не знаю

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Shubenok

У вас там ссылка на http://zemaktiv.ru/ битая

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Shubenok

Мне старый сайт zemaktiv'а больше понравился. Инфостиль рулит, конечно. Написано понятно для бабы Гали, тети Светы и электрика Васи. Как и должно быть на таких сайта - текст для людей.

Можете подсказать райтера, который напишет так-же? Я заебся искать его. Переделываю свой сайт. Написал бы сам, да времени нифига нет.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chetverikov

Сходите на биржу главреда.

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Bisengaliev

На автора охотится плеяда дизайнеров-фрилансеров

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда