«Страна с малой плотностью населения и огромной территорией должна быть максимально автоматизирована»

Материал написан при поддержке Сколтех

Интервью с руководителем лаборатории робототехники «Сколтеха» Дмитрием Тетерюковым.

Сколковский институт науки и технологий, он же «Сколтех» — негосударственный образовательно-исследовательский институт, находящийся в Сколково. Чтобы пройти отбор и поступить сюда, необходимо быть лучшим в своем направлении. В «Сколтехе» совмещают исследования, технологии и бизнес — из молодых людей растят ученых и предпринимателей.

На vc.ru — интервью с профессором, руководителем лаборатории робототехники «Сколтеха» Дмитрием Тетерюковым. Он рассказал о том, как все устроено в университете, над чем работают магистранты и аспиранты в его лаборатории и что нужно, чтобы попасть в их число.

Дмитрий Тетерюков получил степень PhD в Токийском университете в 2007 году. С 2010 по 2014 годы возглавлял лабораторию в Технoлогическом университете Тоехаси, Япония.

В настоящее время руководит лабораторией робототехники в «Сколтехе». Является членом IEEE (Институт инженеров электротехники и электроники — прим. ред.) с 2006 года и ACM.

Получил несколько престижных наград за лучшие публикации и доклады на международных конференциях.

Дмитрий Тетерюков
Дмитрий Тетерюков

Какие направления исследований в робототехнической области вы считаете наиболее важными на сегодняшний день, и какие из них развиваются в «Сколтехе»?

Важнейшим направлением робототехники стала автоматизация предприятий, переход к так называемой «Индустрии 4.0». Она призвана повысить эффективность производств и уменьшить число ошибок, связанных с человеческим фактором.

В «Индустрию 4.0» входит несколько поднаправлений. Первое — мобильные роботы. Например, знаете ли вы, что количество роботов в Amazon Robotics (ранее Kiva Systems, производит мобильных роботов для транспортировки заказов на складах Amazon — прим. ред.) с 2015 года увеличилось на 50% — с 30 до 45 тысяч штук. Эффективность складских операций при этом выросла на 20%.

Моя лаборатория взаимодействует по этому направлению со сколковской компанией RoboCV. Сейчас часть моих магистрантов задействована в работе над системой PickToGo для больших складов.

Задача заключается в том, чтобы автоматизировать набор паллет с товарами на складах. Решение нетривиально — оно включает в себя и компьютерное зрение, и манипуляторы на мобильной платформе, разработку мобильного робота, и прочие составляющие. Система должна работать автономно. К слову, мобильные роботы используемые Amazon — это не автономная система, она выполняет задания, перемещаясь по заранее заданным маршрутам и используя навигацию по магнитным маркерам.

Есть также направление, связанное с цифровыми фабриками. Наши ребята из «Сколтеха» выиграли крупнейший по этой теме хакатон, который проходил в Германии — Factory Hack, обойдя 50 команд со всей Европы. Направление связано с автоматизацией большей части процессов на предприятиях. Наша команда автоматизировала процесс набора римской мозаики с использованием промышленного робота и компьютерного зрения.

Роботы в системе автоматизации становятся не просто машинами, которые выполняют операции — они должны учиться сами и адаптироваться под обстоятельства реального времени. В моей лаборатории мы ведем проект, связанный с этим направлением — по утилизации мобильных телефонов. Он проходит в рамках гранта The Next Generation Program для совместных исследовательских проектов между «Сколтехом» и MIT. Это два направления, которые я считаю наиболее востребованными, как прикладные.

«Страна с малой плотностью населения и огромной территорией должна быть максимально автоматизирована»

Очень перспективно направление беспилотников. С развитием сельского хозяйства в России они должны стать более востребованными. Определение индекса роста растений, болезней, автоматизация распылений пестицидов — эти задачи можно решить с помощью беспилотных летательных аппаратов. Еще одна зона их применения — освоение Арктики и автоматизация навигации судов на Северном морском пути.

Тут у нас тоже есть успехи — мы создали новую систему взаимодействия «человек-дрон» и выиграли престижную награду Laval Virtual Award на конференции SIGGRAPH 2016 в Анахайме.

Мы изобрели новую концепцию взаимодействия — дрон из игрушки превращается в настоящее интеллектуальное устройство. Теперь дрон может не только распознать жесты человека но и визуализировать полезную информацию посредством проецирования ее прямо перед человеком на любую поверхность. Благодаря этому, не сажая дрон, можно подтверждать различные операции и работать с приложениями — чтобы подать команду, например для загрузки видео на Facebook, человеку достаточно «кликнуть» на изображение, спроецированное дроном.

Есть ли интерес к роботам, которые взаимодействуют непосредственно с людьми? Какие-то подвижки в этом направлении?

Конечно. Во первых, коллаборативным роботам посвящена моя диссертация в Токийском университете — это университет номер один в Японии. И мы продолжаем активное сотрудничество с Японией по этой тематике.

Как я уже сказал, сейчас у меня три подразделения. Первое — мобильная робототехника — с ним мы выиграли российский этап чемпионата Eurobot 2016. Второе направление — «Индустрия 4.0», рой роботов, которые разбирают и собирают объекты. Третье направление — беспилотники. Два новых направления, которые мы запустим в ближайшее время — это лаборатория коллаборативной робототехники и лаборатория виртуальной реальности.

По коллаборативному направлению у нас будут лучшие роботы — Universal Robotics, KUKA, Fanuc — качественные и самые современные. Когда к нам приезжают люди из MIT и других университетов, они удивляются, насколько уникальное у нас оборудование.

Вторая лаборатория — виртуальной реальности и тактильных интерфейсов — будет поменьше, но в ней будут представлены все современные хаптические платформы и высокоточная система захвата движения.

«Страна с малой плотностью населения и огромной территорией должна быть максимально автоматизирована»

Лаборатория в «Сколтехе» будет работать, в том числе, над созданием тактильных интерфейсов, которые помогают человеку погружаться в виртуальные пространства. Это применимо, например, в медицинской сфере: когда проходит «репетиция» операции, надо чувствовать сопротивление тканей, прикосновение объекта, текстуру. В виртуальной реальности для этого используются тактильные интерфейсы.

Сколько студентов в настоящее время работает под вашим началом и каким образом проходил их отбор?

В моей лаборатории девять аспирантов и около 20 магистрантов — это самая крупная лаборатория университета на сегодняшний день. Она же — самая активная, про нее больше всего говорят и пишут.

Что касается отбора — мы отбираем лучших. Наш университет по праву считается элитарным, ведь мы даем знания мирового уровня — технологические, практические, теоретические. Поэтому мы стараемся отобрать студентов из России и из-за рубежа которые имеют высокий средний балл. Если студент смог реализовать сложный технический проект он тоже нам очень интересен.

Процесс поступления несложный — студент подает документы и проходит процедуру первичного отбора, которая включает письменный экзамен и собеседование. Весь образовательный процесс проходит на английском языке.

Задача «Сколтеха» — дать студентам возможность заниматься технологиями. Как и в любой стране мира, чтобы этим заниматься, нужна финансовая поддержка. Она может исходить из различных источников. Если в США или в Японии это делается в частных вузах на средства родителей или студенты берут кредит, то в случае «Сколтеха» — это полностью поддержка университета. Студенты получают достойную стипендию и они на 100% вовлечены в процесс образования и в процесс создания технологий.

Можете рассказать подробнее о стипендии?

Ежемесячная стипендия начинается от 40 тысяч рублей. Как правило, в первый год обучения она составляет 50 тысяч, во второй — 55 тысяч рублей. Плюс ко всему, студенты, участвующие в специальных проектах университета, например, в международных соревнованиях, получают бонусы.

То есть, уже в процессе обучения у студентов есть возможность заработать достаточно хорошие деньги своим трудолюбием и умом. При этом у них хорошие шансы запустить собственные проекты. Два из трех победителей программы «Умник» фонда Бортника от «Сколтеха» — это студенты моей лаборатории. Плюс сейчас мы получили внутренний грант «Сколтеха» на поддержку стартапа — сумма не очень большая, 3 млн рублей, но она может помочь стартапу на начальном этапе.

В России многие стартапы неуспешны, на мой взгляд, именно потому, что не знают, как строить отношения в команде, держаться вместе. Нет такой культуры — не было предпосылок к ее возникновению. А успех как раз зависит от способности и умения выстраивать отношений внутри коллектива. Не будет команды — не будет компании.

Будет ли увеличиваться число студентов?

Да, это наш план и позиция: число магистрантов должно расти, и мы с годами расширяем набор. На программу «Космические системы» мы можем набрать до 25 человек, но в прошлом году взяли всего 14 — половину, потому что при большом количестве заявок не было достаточно квалифицированных студентов.

«Страна с малой плотностью населения и огромной территорией должна быть максимально автоматизирована»

Если человек очень сильно мотивирован и средний балл у него выше четверки, плюс есть практический опыт — мы рады таким студентам. Это миф, что мы берем только отличников. Ко мне попадали очень успешные ребята, при этом балл у них был не самый высокий, зато большая практика за спиной.

Что важно — за два года обучения студенты получают важные профессиональные навыки и у них есть перспектива найти очень хорошую работу, создать стартап или продолжить научную карьеру. Из шести моих магистрантов в прошлом году пять остались в аспирантуре. Двое из них параллельно создают свой стартап.

У нас нет атмосферы старых вузов. У нас студент хочет работать, он мотивирован, его не надо заставлять учиться. Даже в субботу и воскресенье в лаборатории вы увидите несколько человек — они сами приходят, они живут университетом. Как в MIT и других ведущих мировых вузах. Они просто хотят создавать что-то, что окажет воздействие на отрасль, на страну, на мир.

На территории Сколково строится новый корпус «Сколтеха» — как переезд туда повлияет на вашу работу?

На нас это, безусловно, повлияет положительно. Лаборатория робототехники требует куда больших площадей — для экспериментов, для создания оборудования.

В новом здании мы получим большое помещение, где разместим лабораторию по беспилотным летательным аппаратам, лаборатории по виртуальной реальности, коллаборативным роботам, мобильным роботам и мастерскую мехатроники, где студенты создают все своими руками. У нас есть все необходимое оборудование — от 3D-принтеров до паяльных станций, с помощью которых студенты изготавливают нужные детали.

Рендер нового кампуса «Сколтеха»
Рендер нового кампуса «Сколтеха»

Стартапы, зарождающиеся в «Сколтехе», получают какую-то поддержку фонда «Сколково»?

Конечно. В сфере робототехники мы взаимодействуем, в основном, с двумя кластерами «Сколково» — аэрокосмическим и ИТ. Стартапы, которые появляются у нас, получают, в первую очередь, экспертную поддержку фонда. Сейчас два стартапа прошли предварительный этап подготовки и подают заявки на статус резидентов фонда. В этом есть логика — наши стартапы остаются внутри экосистемы.

В «Сколтехе» учатся люди из разных городов и даже стран, а «Сколково» — довольно обособленная территория. Где они все живут?

У нас нет общежития для студентов — к сожалению, пока это нерешенная задача. Студенты, как правило, снимают квартиры в районах неподалеку от «Сколково», например в Трехгорке. Тем не менее, сейчас нет больших проблем с транспортом, студенты не тратят много времени на логистику. Высокая стипендия покрывает затраты, в том числе, на проживание.

Есть ли в вашей лаборатории иностранные студенты, и если да — откуда они, почему выбрали «Сколтех»?

У меня есть студенты из Индии, из Сербии, из Ирана, из Испании, из Коста-Рики. География очень разнообразная. Сейчас количество заявок от иностранных студентов превосходит количество российских.

«Страна с малой плотностью населения и огромной территорией должна быть максимально автоматизирована»

Сейчас я планирую отправить в MIT на практику двух магистрантов. «Сколтех» стал работать с MIT именно по научным направлениям, а не просто по образованию студентов.

Мы активно развиваем программы с ведущими европейскими университетами — в этом году мы отправляем одного из аспирантов в Немецкий аэрокосмический центр (DLR) под Мюнхеном — там находится одна из лучших в мире лабораторий робототехники. Программа международной академической мобильности студентов развивается вполне успешно.

С кем из мировых вузов сотрудничает «Сколтех» в области робототехнических исследовательских проектов?

По цифровым фабрикам — созданию новых роботов и систем управления этими роботами, систем компьютерного зрения — мы сотрудничаем с MIT. С DLR будем вести работы по стратосферным беспилотникам — очень интересное направление. Также мы работаем с японским университетом электрокоммуникаций по тактильным интерфейсам. С Японией мы сотрудничаем и по медицинским проектам.

У меня остались очень хорошие связи с японскими университетами, и мы планируем наладить более широкое взаимодействие, в том числе, по обмену студентами. Скоро я поеду туда, чтобы начать этот процесс.​

Отмечу отдельно, что лекции по робототехнике у нас читают профессора с мировыми именами. Пять лекций на курсе «Динамические системы управления» у нас прочитал профессор Камаль Юсеф-Туми из MIT — обладатель 30 патентов и автор книги о создании роботов с прямым приводом.

К нам приезжал вести лекции из Японии профессор Хироюки Кодзима из университета электрокоммуникаций в Токио. То есть, наши студенты не живут в каком-то замкнутом пространстве. «Сколтех» — абсолютно открытый миру университет с лучшими лекторами.

Расскажите, что вы планируете показать на международной конференции Skolkovo Robotics. В чём важность мероприятия для отрасли?

Покажем как минимум два проекта — по автоматизации складов с помощью роботов и по считыванию баркодов с помощью беспилотников.

Лаборатория представит два проекта: PickToGo — мобильную платформу с манипулятором для автоматизации набора паллет, и WareVision — дрон с компьютерным зрением для распознавания штрих/QR кодов и состояния паллет с интеграцией в систему менеджмента складов.

«Страна с малой плотностью населения и огромной территорией должна быть максимально автоматизирована»

Какие цели вы ставите в профессиональной области лично перед собой?

Я приехал в Россию с мечтой. У меня была отличная лаборатория в Японии — небольшая, но очень эффективная. Я участвовал во многих конференциях, представлял на международной арене Японию. И не понимал, почему на конференциях и выставках нет ни профессоров, ни технологий, представляющих Россию. И это не смотря на то, что тема робототехники и была, и остается очень популярной и привлекательной. А в век «Индустрии 4.0» она становится доминирующей.

Мне захотелось, чтобы тот опыт, который я получил в Японии, помог таким же ребятам, каким был я в свое время, реализовать себя в своей стране. Создавать технологии, которые смогли бы конкурировать с тем, что создается в MIT или в университетах Японии. Гордиться своими разработками, а не просто удивляться очередному крутому видео от компании Boston Dynamics.

Мечта была — создать успешную в России лабораторию, воспитать студентов, которые могли бы развить это направление по всей стране, а не только в Москве. Страна, в которой малая плотность населения, но огромная территория, должна быть максимально автоматизирована.

66
38 комментариев

"Есть ли интерес к роботам, которые взаимодействуют непосредственно с людьми? Какие-то подвижки в этом направлении?"

И фото с Дмитрием Анатольевичем , как первым прототипом.


Шутка конечно, но разве если студентам не предоставляется общежитие, 40-50 тысяч в Москве считается большой стипендией? Тут уже взрослые люди, которым надо снимать квартиру и самостоятельно питаться. Конечно, если сравнивать с 1-2,5 тысячами обычной стипендией в России - она большая, но сейчас также есть и повышенные стипендии в университетах, где студенты также могут получать по 30-40 тысяч в месяц за участие в олимпиадах, общественной жизни и спорте.

И также если сравнивать с Европой, в Берлине у аспирантов также есть стипендия около 1750 евро, если сравнивать стоимость жизни в Москве и Берлине, во втором будет жить комфортнее.

3
Ответить

Соглашусь, что отсутствие общежития — это не дело. Кампус в любом университете это не только жильё, но и мощнейшая неформальная тусовка.

> Задача «Сколтеха» — дать студентам возможность заниматься технологиями.

В Москве программистам без опыта платят 100К (по верхней границе). Зелёным инженерам, думаю, меньше. Это за РАБОТУ, т.е. когда вам не принадлежит результат вашего интеллектуального труда.

Здесь вам государство выплачивает стипендию, т.е. деньги ДАРИТ, чтобы вы могли заниматься исследованиями и инженерными экспериментами. Экономический эффект если и есть, то отложенный.

Если этих денег хватает на покрытие базовых потребностей — то это более чем разумная стипендия.

3
Ответить

Также часто выдают оборудование для работы в личное пользование и возвращать его не надо. Про тот же Берлин, аспирантам легко покупают технику, в частности программерам покупали последние МакПро.

Я вообще за развитие образования в России обеими руками, учитывая как у нас обучают даже в топовых университетах. Но извините, блять, что это за условия? Может я что-то упускаю?

2
Ответить

О, макдрочеры-нищеброды подъехали? Друк мой из далекой сибири, 55 тысяч более чем достаточно для студента, тем более, с учетом того, что жить можно и в замкадье, где квартиры стоят по 20-25к за 40 квадратов. И я вообще, честно говоря, не совсем понял сути предъявы. Типа студенту надо под соточку платить, и пентхаус ему в красных парусах снимать, так что ли? Не дохера ли?

1
Ответить

Конечно, если сравнивать с 1-2,5 тысячами обычной стипендией в России - она большая

Если сравнивать с тем, что люди пашут не покладая рук в провинции за 15-20 тысяч рублей в месяц. А то и за 8-10.
С какого вообще перепуга кто то тебе там должен условия создавать?

Ответить

Ардуино детектед!

3
Ответить