«В программе только пара обязательных курсов, остальные — на выбор»

Материал написан при поддержке Сколтех

Магистр «Сколтеха» Станислав Круглик о том, как ему удается совмещать учебу в МФТИ и «Сколтехе» и что из всего этого может получиться.

Станислав Круглик
Станислав Круглик

Станислав Круглик — магистр, студент факультета радиотехники и кибернетики МФТИ и программы Data Science в «Сколтехе», научный руководитель — профессор Григорий Кабатянский.

Где вы учились до того, как поступить в «Сколтех»?

Я родился и вырос в Карелии, в городе Петрозаводске. Учился в физико-математическом лицее, после окончания которого планировал продолжить обучение в сильном техническом вузе Москвы или Петербурга. В итоге выбрал МФТИ, где средний проходной балл колеблется от 94 до 96. Поступил без проблем, потому что очень хорошо сдал ЕГЭ и участвовал в различных олимпиадах.

Я выбрал факультет радиотехники и кибернетики, поскольку мне интересна связь, телекоммуникации и всё, что связано с «железками». Уже после окончания бакалавриата я решил сделать упор на прикладные исследования и поступил в «Сколтех» на программу в сетевой форме с МФТИ. Теперь изучаю науку о данных.

Как устроена программа в сетевой форме?

«Сколтех» и «Физтех» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого студенты обучаются одновременно на базовых кафедрах МФТИ и в «Сколтехе». Учебный процесс построен так, чтобы курсы в этих институтах друг друга дополняли.

В МФТИ больший упор делают на теоретическую подготовку студентов, а курсы «Сколтеха» имеют более практическую направленность. Получается синергия двух ведущих вузов: базовая теоретическая подготовка подкрепляется более углубленным изучением отдельных дисциплин. В моём случае я четыре дня в неделю проводил в «Сколтехе» и два дня — в МФТИ.

В этом году я заканчиваю и «Сколтех», и МФТИ — у меня будет два диплома магистра. После окончания МФТИ планирую продолжить обучение в аспирантуре «Сколтеха». Буду перекладывать свои теоретические наработки на практические рельсы.

Образовательные программы в сетевой форме — это возможность использовать ресурсы нескольких образовательных или исследовательских организаций в процессе обучения, а также получить два диплома («Сколтеха» и партнерского университета) после прохождения программы.

При этом часть образовательной программы студенты осваивают в «Сколтехе», часть — в партнерском вузе.

Преимущества программ:

1. Возможность использовать ресурсы нескольких организаций.

2. Единая образовательная программа.

3. Возможность получить два диплома после прохождения программы (в случае зачисления и в «Сколтех», и в партнерский университет).

4. Одна дипломная работа​.

Сложно было поступить в «Сколтех»? Какой багаж знаний должен быть у студента?

Я поступал на программу «Наука о данных» (Data Science), где абитуриентам нужно было пройти три испытания: сдать английский, математику и пройти собеседование.

На экзамене по английскому нужно было сдать TOEFL ITP. Некоторым абитуриентам засчитывали сданные ранее другие международные экзамены на знания языка, например, IELTS. Без английского в «Сколтехе» никак: на нем ведётся всё обучение, даже если в аудитории все студенты русскоговорящие. Кроме того, преподаватели должны уметь общаться и вести лекции на английском, чтобы не ограничивать возможности иностранных студентов, которых здесь не мало.

К вступительному экзамену по математике я особо не готовился: просто полистал свои конспекты по подготовке к госэкзаменам в МФТИ, просмотрел некоторые лекции и всё. «Физтех» дает достаточно сильную математическую подготовку, и этих знаний вполне хватило, чтобы успешно сдать экзамен.

«В программе только пара обязательных курсов, остальные — на выбор»

Вы учитесь одновременно в двух институтах. Есть ли различия в подходе к обучению, в оснащении?

Если опираться на мой опыт обучения в МФТИ и опыт коллег, которые учатся в «Бауманке», МГУ и других университетах, то отличия есть.

В МФТИ дают знания сразу по многим предметам: за одну зачетную неделю ты должен сдать около 10 совершенно разных предметов. Конечно, это сказывается на качестве обучения: при таком интенсиве углубиться в предмет не получается.

В «Сколтехе», наоборот, обучение разбито на четверти: по два месяца в каждой. В течение двух месяцев у тебя всего два курса, причем по схожей тематике, что позволяет полностью погрузиться в конкретную область науки.

Я слушал курс вычислительной и линейной алгебры профессора Ивана Оселедца, посещал курс по системам хранения и обработки данных, курс по машинному обучению — все эти курсы были посвящены науке о данных, и все они имели практическую направленность.

Курсы идут один за другим: шесть недель мы слушаем лекции и выполняем домашние задания, потом нам дают неделю на сдачу финального экзамена и неделю на выполнение двух проектов, в которых нужно применить на практике все полученные знания и решить конкретную прикладную задачу.

С российскими вузами понятно. А если сравнивать «Сколтех» с европейскими и американскими университетами?

«Сколтех» изначально строился по образу и подобию MIT — Массачусетского технологического института, поэтому особых отличий в подходе нет. И здесь, и за рубежом действует кредитная система зачёта курсов, когда за каждый пройденный курс получаешь определенное количество зачетных единиц — кредитов. Для того, чтобы получить степень магистра, ты должен набрать 120 кредитов, но многие мои коллеги набирали больше. У меня сейчас 132 кредита, часть из которых набралась за счет дополнительных курсов.

«В программе только пара обязательных курсов, остальные — на выбор»

В «Сколтехе», как и за рубежом, студент ходит на те курсы, которые ему интересны. В моей программе только пара обязательных курсов, остальные — на выбор. Причем никто не ограничивает человека в выборе. Есть минимальные требования по числу базовых курсов, которые студент должен пройти за время обучения, но верхних границ нет.

Ребята учатся по собственной индивидуальной программе и посещают те курсы, которые им интересны и полезны. Сколько хотят, столько и набирают. Главное, все их потом сдать. И в этом я вижу главное отличие «Сколтеха» от других отечественных вузов, где все курсы закреплены образовательным планом, и ты не можешь его менять.

Сколько стоит год обучения в «Сколтехе»? Это ведь негосударственный вуз?

Да, «Сколтех» — негосударственный вуз, который при этом имеет государственную лицензию и аккредитацию образовательных программ. Студенты, прошедшие отбор и поступившие в «Сколтех», не платят за свое обучение — оно покрывается за счет средств вуза. Кроме того, студенты получают стипендию, и она намного больше той, что платят в государственном университете. К примеру, стандартная стипендия в МФТИ без всяких надбавок составляет 4-5 тысяч рублей. Базовая стипендия в «Сколтехе» — 40 тысяч, и это без учета надбавок за отличную учебу.

Помимо этого «Сколтех» полностью оплачивает участие в конференциях, хакатонах и других мероприятиях по обмену опытом. У каждого студента есть научный руководитель, который курирует его исследовательскую работу и всячески помогает. Если получается что-то интересное, руководитель предлагает выступить со своей работой на какой-нибудь крупной мировой конференции. Для этого нужно подать заявку организаторам, и если они пригласят, «Сколтех» без проблем оплатит студенту все расходы: визу, страховку, дорогу и проживание.

Я через две недели лечу в Германию на крупный симпозиум по теории информации. Буду рассказывать о применении теории информации в построении распределенных систем «облачного» хранения.

«В программе только пара обязательных курсов, остальные — на выбор»

Будете при помощи математических формул спасать сервера от поломок?

Угадали. Сегодня количество данных растет в геометрической прогрессии. Для хранения всего этого строятся системы «облачного» хранения, когда данные вы храните не на своем компьютере, а на сторонних серверах типа Dropbox, iCloud, «ВКонтакте» и других компаний. Все эти сервера находятся в разных городах и странах и очень часто выходят из строя. Мы помним ситуацию, когда пару лет назад в Питере из-за дикой жары перегрелись сервера социальной сети «ВКонтакте» и она на какое-то время перестала работать.

Так вот, моя задача — сделать так, чтобы таких ситуаций было как можно меньше. Когда происходят такие фатальные ошибки, мы должны с помощью других серверов восстановить информацию и на время заменить ими сервера, вышедшие из строя. Пока у меня всё это представлено в виде математических формул и гипотез, но в дальнейшем я планирую внедрить свою разработку в реальных компаниях.

Впереди у меня полевые испытания на базе серверов «Сколтеха», а потом, возможно, буду предлагать свои разработки «Яндексу», Mail.ru и другим компаниям. В этом плане «Сколтех» активно сотрудничает со многими технологическими компаниями. Например, в прошлом году компания Huawei устраивала конкурс, в котором победил проект профессора «Сколтеха» Ивана Оселедца, связанный с множественным доступом для сетей пятого поколения.

Что касается оснащения, то в ИТ-кластере, где я учусь, стоит новейшее оборудование, которое позволяет проводить сложные и специфические исследования. То есть все условия для работы ученых в «Сколтехе» есть. Сейчас строится новый кампус, где будет еще больше лабораторий, открываются новые направления. В этом году, например, появилась новая, более фундаментальная программа по математической физике.

«В программе только пара обязательных курсов, остальные — на выбор»

В государственных институтах студенты проходят практику. Как с этим в «Сколтехе»?

Летом после первого года обучения все студенты проходят стажировки в разных компаниях, где выполняют реальные задачи. Я стажировался в «Ростелекоме», где занимался разработкой платформы для индустриального «интернета вещей».

Представьте, что у вас есть предприятие со множеством станков. Собирая информацию с этих станков, мы можем управлять производственным циклом, вовремя обслуживать эти станки, отслеживать неисправности. Для этого все датчики, которыми напичканы станки, мы объединяем в единую сеть — это и называется индустриальным «интернетом вещей». «Ростелеком» хотел разработать универсальную платформу, которую можно развернуть на любом предприятии. Например, на том же «Норникеле» или «Сухом».

Вы сами выбирали проект или вам предложили?

Мне предложили несколько вариантов на выбор. Я выбрал «интернет вещей», потому что мое первоначальное бакалаврское образование связано с телекоммуникациями: я учился на кафедре проблем передачи информации и анализа данных.

«Сколтех» активно сотрудничает с зарубежными университетами и отправляет своих студентов набираться опыта у зарубежных коллег. Вы уже куда-то ездили?

Еще не ездил, но в аспирантуре планирую воспользоваться такой возможностью. Мои знакомые и коллеги ездили в различные институты: MIT, Корнельский университет, Цюрихский. Они работали с зарубежными профессорами, которые являются мировыми экспертами в их области, и это помогло ребятам сделать сильные магистерские работы. Обычно такие стажировки длятся около полугода.

Студенты не посещают лекции и практические занятия, а выполняют научно-исследовательскую работу под руководством профессоров. Потом они приезжают в «Сколтех», доделывают проект и защищают магистерскую диссертацию.

Поездки за рубеж являются частью образовательного процесса. Без коммуникации с зарубежными коллегами в науке сложно. Когда ты перенимаешь зарубежный опыт, твоя публикационная активность увеличивается: ты взял какие-то данные у своих зарубежных коллег, модифицировал их подход и в соавторстве с ними написал статью в научный журнал.

«В программе только пара обязательных курсов, остальные — на выбор»

«Сколтех» полностью спонсирует такие длительные стажировки в зарубежные университеты или часть расходов вы покрываете из собственного кармана?

«Сколтех» полностью оплачивает всю поездку и расходы. Причем не важно, где ты собираешься жить: в студенческом кампусе или в съёмной квартире на Airbnb.

На ежегодном семинаре «Сколтеха» по робототехнике вы продемонстрировали систему автономной навигации для квадрокоптера. Это изобретение ради изобретения или у всего этого есть практическая польза?

Квадрокоптеры стали популярными и применяются не только для задач аэрофотосьемки обычными людьми. Бизнес пробует использовать дроны на складах и пытается этот процесс автоматизировать: управлять квадрокоптерами автономно, без участия человека. Но есть проблема с автономной навигацией в закрытых помещениях. Квадрокоптер работает по GPS и, находясь в здании, спутников не видит.

В своем проекте мы не стали привязывать навигацию к спутникам и сделали ее по камере, которая смотрит на поверхность земли и помогает роботу ориентироваться в пространстве.

Мой коллега по проекту — аспирант «Сколтеха» Иван Калинов — пошел дальше и основал свой стартап WareVision. Он планирует применять эту систему в магазинах, чтобы управлять запасами продукции — проводить дроном автоматизированную инвентаризацию.

Сам процесс довольно прост: дрон запускается на склад, облетает территорию и проверяет, какие палеты с продуктами находятся в помещении. Всё это происходит без участия кладовщика. Для этого сбоку на палетах размещают штрих-код. Дрон летает вверх-вниз, считывает информацию и по коду определяет, что там находится. Все данные по товарам тут же поступают на компьютер управляющего складом.

Если у меня всё получится со своими собственными разработками, то, возможно, я также превращу их в стартап. Тем более «Сколтех» помогает найти инвесторов и подсказывает, как юридически правильно всё оформить.

66
1 комментарий