«Если вы всё ещё переживаете, попробуйте сами что-нибудь скопировать» Статьи редакции

Партнер фонда Kima Ventures о том, почему не стоит бояться воровства идей.

Жан Рошеброшо, партнер фонда Kima Ventures

Научная фантастика пробуждает в наших умах самые яркие идеи. Но однажды она нас обманула, чрезмерно упростив клонирование: будто для этого требуется всего лишь вытащить фрагмент ДНК и тут же получится точная копия организма.

На самом деле, на выращивание жизнеспособного клона уходит вся жизнь. Однако благодаря научной фантастике страх быть скопированным подобрался слишком близко к зоне комфорта ИТ-предпринимателей.

На прошлой неделе один мой хороший знакомый обратился ко мне за советом: конкуренты скопировали код его стартапа, и он не знал, что делать дальше. Это казалось ему большой проблемой. Но я уже знал, что ему скажу:

«Да, тебя действительно обошли. Тебе кажется, что будущего нет, это неизбежно. Но в чем проблема?»​

Действительно, проблемы нет. Ее и не должно было быть. Но даже если она возникла, у вас есть дела поважнее, чем пытаться предотвратить копирование. Потому что к сожалению, ни ваша идея, ни ваш код не представляют ценности.

«Всё это — копии копий копий»

Помимо мотивации, эта цитата из «Бойцовского клуба» отрывает великую правду. Идеи не появляются и не распространяются в вакууме. Любая идея, которая приходила к вам в голову — это следствие жизненного опыта и оценки других идей.

Чтобы вы ни создавали — «киносервис для собак» (микс Netflix и Barkbox) или Airbnb (маркетплейс для существующей индустрии) — всегда существует ключевая идея, изъезженная вдоль и поперёк.

Это касается не только мира стартапов. Вселенная Гарри Поттера? Всего лишь мономиф Джозефа Кэмпбелла. Похожая концепция лежит в основе «Звездных войн» и «Железного человека».

Комиксы — очень хороший пример для этого утверждения. Вы когда-нибудь слышали о парне в голубом трико с большой красной буквой S на груди? Да, это старый добрый Супермен.

Его неоднократно копировали даже собственные создатели, создав злую версию по имени Ультрамен, а также «борца за Сталина, социализм и интернациональную экспансию, выходца из рабочего класса» по имени Красный Сын.

​Не остались в стороне художники Marvel, придумавшие таких персонажей, как Часовой, Гиперион и Гладиатор. А также художники Icon Comix и Image Comix, нарисовавшие Супериора и Суприма. Список можно продолжать бесконечно. А теперь вопрос: комиксы о каком из этих персонажей продолжают печататься до сих пор​, не менее трех номеров в месяц?

Расставим все точки над i: во вселенной DC всех этих персонажей зовут Супермен

Супермен — это прекрасный пример того, почему два идентичных рецепта никогда не дадут один и тот же продукт. Единственная причина, почему издатели соглашались публиковать все эти комиксы, заключается в том, что все они предлагали альтернативную интерпретацию проверенного сюжета — достаточно интересную, чтобы ненадолго «выстрелить».

Если в мне не верите, попробуйте копировать мотивирующие цитаты из Snapchat или Instagram и публиковать их в Whatsapp.

Природа против воспитания: почему невозможно просто копировать идеи

Еще одна причина, из-за которой копии Супермена никогда не превзойдут оригинал — это срок. Оригинальная серия публикуется с 1933 года, за это время она стала фундаментом для вселенной комиксов. Ее влияние на популярную культуру огромно: смерть Супермена в одном из выпусков 1992 года освещалась во всех главных СМИ.

Как сказал один известный археолог: «Дело не во времени, дело в пробеге». Я уже вижу, как вы начинаете негодовать: «Какое нам дело до Индианы Джонса и Супермена? Уже завтра конкурент выпустит свою копию нашего продукта».

Не паникуйте, просто попробуйте скопировать что-нибудь сами. Чтобы оправдаться перед клиентами, опубликуйте статью в Medium, назвав этот шаг попыткой «начать новую авантюру».

Если уж это могут сделать ваши конкуренты (которые явно не блещут талантами, в отличие от вашей Команды А), то у вас это тем более получится. Вот несколько идей.

Все мы знаем, что любой разработчик со знанием Swift может за неделю сделать клон GPS-локатора Zenly. Только в этом случае в App Store появится очередное приложение для «опустошения аккумулятора с поддержкой карт». Ведь этот разработчик не потратил три года на эксперименты с геолокацией и аппаратной частью iPhone, чтобы создать продукт, который использует GPS, но практически не тратит заряд батареи — в отличие от команды Zenly.

Бытует мнение, что копировать не настолько сложно

К черту мобильные приложения. Можно просто арендовать пару серверов, сделать красивый дизайн и выпустить свой видеосервис YouTubis. Только сперва нужно потратить время и выучить все, что за 12 лет узнала о сжатии и трансляции видео команда YouTube. И тогда можно стать устрашающим конкурентом.

К черту технологии. Обратитесь к инвесторам, закройте сделку и откройте свою компанию по ремонту электроники, вроде Save. Это же не так ​сложно, как транслировать видео, правда? Правда. Только в этом случае необходимо изучить сегмент розничной торговли и разобраться, как превратить локальный бренд в сеть из 168 точек в семи странах.

Нет, все должно быть проще. Просто воспользуйтесь приложением Prestashop, заплатите $10 за домен вроде mercitwohandsy.com и откройте свой интернет-магазин по продаже гигиенических средств вроде Merci Handy. Только для этого придется разобраться в производстве гигиенических средств и почитать исследования о создании необычных ароматов.

Производство — это все равно слишком сложно, я понял. Тогда потесните SoShape на рынке «умной» еды. Для этого всего лишь нужно купить оптовую партию порошка вроде Soylent сойлентов и разобраться с законодательством в сфере розничной торговли продуктами питания.

​Все еще слишком сложно? Хорошо, вернемся к идее с Prestashop. Смените название магазина на что-то в духе AfriKopy и продавайте товары дизайнеров из Африки. Чтобы начать зарабатывать миллионы, вам потребуется быть частью сообщества африканских дизайнеров — как создатели Afrikea.

Людей нельзя скопировать

На тот случай, если вы еще не распродали серверы, взгляните на них напоследок. У вас был хороший проект, и в процессе работы вам наверняка было интересно и весело.

Не менее интересные вещи скрываются в каталоге ​/var/log. Найдите файлы nginx_кое-что.log. Вбейте в консоль wc -l /var/log/nginx_*.log. Увидели число? Это количество посещений с того дня, как ваши разработчики в последний раз чистили логи.

Если вы повнимательнее изучите информацию, то найдете интересные вещи: какие страницы посещали чаще всего, с каких устройств — стационарных или мобильных — и так далее.

Вы только что узнали то, что неизвестно вашим конкурентам: как много посетителей вернутся и заплатят за ваш продукт. Даже если они не заплатят — это все равно самая ценная информация.

Двигайтесь дальше. Врут все, кроме чисел. Остались ли где-то комментарии? Какая-то обратная связь от клиентов? Проанализируйте все данные с помощью алгоритмов — какие части вашего продукта им нравились, а какие — нет? Сопоставьте это с данными о наиболее и наименее посещаемых страницах, и вы узнаете все то, что не узнают конкуренты в ближайшие несколько месяцев.

Едва ли это можно сравнить с ракетостроением или анализом «больших данных»: все расчеты можно сделать автоматически с помощью Google Analytics. Это секретный ингредиент, который превратил вчерашние стартапы в сегодняшних гигантов — пользователи.

Данные о пользователях — это ваша золотая жила. Как думаете, почему «взлетели» Instagram, Whatsapp и Tumbler? Ответ прост — пользователи. Больше пользователей. Еще больше пользователей.

Никто не может превзойти человека, который знает все о своих клиентах

Добиться расположения ваших клиентов тяжелее всего. Вы это прекрасно знаете, потому что потратили несколько месяцев, адаптируя продукт под их потребности и вкусы. Иногда оказывается, что в процессе вам удалось получить немного их любви, а иногда и денег.

Я знаю, что уже завтра конкурент выпустит свой продукт, и он обещает представить функцию, которой у вас нет. Не беспокойтесь — если вы сделали все, как надо — у вас появится туз в рукаве: самая лучшая функция, которая только может быть у продукта на этом рынке.

Вы знаете своих клиентов. ​Теперь двигайтесь дальше по циклу привлечения: пользователи → данные → анализ потребностей пользователей → улучшение UX → больше пользователей → больше данных и так далее.

С этого момента у ваших пользователей будет самый лучший опыт, который только может быть от продукта на этом рынке. Продукт будет адаптирован к их особенным потребностям, о которых вы узнавали на протяжении развития.

И теперь у вас есть нечто оригинальное, что нельзя просто так взять и скопировать. Возьмите образец договора о неразглашении и выбросьте его. Уберите капчу и любые ограничения с публичных страниц кроме тех, которые могут предотвратить самое наглое копирование или DDoS. Если хотите завоевать авторитет среди разработчиков — опубликуйте код вашего продукта на GitHub.

Все равно никто не сможет его скопировать. Вы уникальны не благодаря строчкам кода, магическим формулам или публичным данным. Уникальным вас делает тот путь, который вам пришлось пройти, чтобы создать продукт, и те инсайты, которые получили в процессе. Даже если узнали, какие клиенты не употребляют алкоголь, а какие — пользуются iPhone.

Но если у вас ничего этого нет, если работая над продуктом вы не приобрели уникальный опыт​, если не пробовали узнать пределов рынка, если не пытались позаботиться о пользователях и предложить им лучший опыт, то тогда вас заменит лучшая копия вашего продукта.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Токарев

краткий перевод на человеческий
- сама идея в голом виде ничто
- открытые решения - малоценны для извлечения прибыли
- ценны уникальные алгоритмы, которые защищены своей сложностью от воссоздания и своими владельцами от кражи и копирования

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry LS

Ваш комментарий значительно лучше статьи. По всей видимости в статье предпринята неудачная попытка скопировать чьи-то идеи (мысли) и раздуть их до чего-то более объемного, но из-за непоследовательности изложения, неуместных примеров и проблем с логикой получился сумбур.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бакотин

Простой пример:

1) Компания А - тратит 1 миллион долларов на разработку ключевых концепций продукта и перебирает за год более 100 вариантов различной компоновки и вариантов. Она находит вариант, который наиболее точно отвечает требованиям рынка и интересам компании.

2) Компания Б - копирует концепцию продукта и вкладывает 1 миллион долларов в продвижение на рынке.

В итоге: Компания Б завоевывает рынок и задним числом получает экспертизу по своему продукту.

Так работают китайцы, корейцы = достаточно успешно.

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

Простой контрпример: компания А подбирает за год идеальный вариант компоновки сайта. Почему мало кто копирует чужие сайты один-в-один? Даже если взять что-то простое, не особо технологичное? Весь HTML/JS/CSS в открытом доступе, в принципе.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Потому что разработка сайта не стоит 1 млн долл, да и вообще ценности не представляет. Наверное так ?

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

И вся работа, сделанная маркетологами, SEO и дизайнерами по выявлению потребностей клиента и подбору оптимальной компоновки, ценности не представляет тоже?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

тоже. Уникальный продукт может быть только один ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

Ну вот поэтому копировать и бессмысленно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Куприк

ну да, вконтакте конечно не скопировал фейсбук

Ответить
Развернуть ветку
Максим Буреев

Ребята, раз такое дело, то нет сил больше держать в себе... я делаю инновационный летательный аппарат на антигравитации.

Берите схему, мне не жалко, копируйте на здоровье!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry LS

на Али уже принимают предзаказ.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Куприк

Странная статья - начинается с истории про скопированный код (именно код, а не идею), а потом приводится как контрпример GPS локатор, разработчики которго потратили три года на техническую часть. И если их код не защищать и не бояться кражи - появится конкурент, который также эффективен. Команда может стать проблемой, но гораздо менее сложной, чем строить проект с нуля. То же самое у гугла с убером. Гугл просто так подал в суд на убер за кражу технологий лидара? Ежу понятно, что это сэкономит кучу денег и времени уберу и приблизит его позиции к гугл.

Не слушайте глупые статьи, защищиайте свои технологии, патентуйте всё и защищайте команду конечно

Ответить
Развернуть ветку
Илья Куприк

в конце полный зашквар) выложите код на гит хаб) уважаемый автор, обратитесь в гугл, фейсбук и эппл. Почему мы не видим инженерных схем айфона в опен сорс? почему алгоритм и код поискового движка гугл является самой страшной тайной, к которой допущены единицы людей в компании?) это всё большие, состоявшиеся компании, которые знают свой бизнес и клиентов. Где же все технологии в открытом доступе?
(автор сошёл с ума)

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

А почему мы видим Хром в открытом доступе, даже несмотря на то, что куча конкурентов его скопировали? И тысячу других технологий гугла. Даже у МС есть гитхаб. Apple да, играть в открытую не хочет, потому что это компания старого стиля "патентуй-запрещай-властвуй".

Ответить
Развернуть ветку
AS

Эппл выкладывает исходники ядра Макоси например. Свифт в опенсорсе.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Чистов
А почему мы видим Хром в открытом доступе, даже несмотря на то, что куча конкурентов его скопировали

Потому что это Хром это копия опенсорсного Хромиума :) и копируют большинство его, а не хром

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков
Почему мы не видим инженерных схем айфона в опен сорс?

Вот примерно поэтому:
Чтобы программисты не перевешались на JTAG-шнурках от стыда, на помощь им приходит маркетинговое отделение и говорит, что исходные коды не раскрываются, потому что содержат большую коммерческую тайну и посмотрев в них можно в принципе понять, как работают некоторые вещи в микросхеме. Это на самом деле никому на хуй не надо — другие производители тоже не имеют понятия, как работают и их собственные микросхемы, они в рот ебали разбираться ещё и с чужими.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

С АЙфоном пример неудачный. Там вся суть - в процессоре, а он реально уникальный и лидер рынка по производительности в своей нише и за её пределами тоже неплохо смотрится, низковольтные Интелы делает только в путь.

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

Прекрасно! Если теперь Эпл выложить часть документации, это даст возможность конкурентам создать свою копию и отгрызь значительный кусок рынка? Вот AMD выложила все спеки на свои десктопные чипы несколько лет назад, никаких новых конкурентов на рынке не появилось, да и старые позиций не усилили.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Спеков от АМД на процы не видел, видел только на GPU но и там далеко не всё и не для всего.

Это не те спеки. Речь идет именно о схеме (Veriliog/VHDL и т.п.). Спеки ничего особо не дают, кроме шансов для зацепок от патентных троллей ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Куприк

Чуваки, сорян, но вы немного не понимаете, о чём говорите. Всё что выложено в опен сорс (свифт, хромиум, спеки) - не является критическим для бизнеса компании. Наоборот, оно раскрывает архитектуру специально, чтобы строить экосистему вокруг этого. Свифт - разработчики будут лучше понимать язык и предлагать улучшения, это сделает язык более популярным. Спеки процессора - замечательно, появятся аналоги с такими же набором команд, больше программ будет писаться под эти процы. Это всё только на пользу. Но блин, кто-то реально думает что спека на процессор - самая большая ценность компании? Говорю как человек изнутри микопроцессорного бизнеса - самая большая ценность - технология производства. Пойдите попробуйте попросить у АМД полное описание техпроцесса и схематику всех станков и применяемых устройств.

То же самое - алгоритм гугл является самой большой ценностью - версия про сео что-то там - бред. Косвенно, да сео, но прямо гугл никому и никогда не раскроет свою главную проприетарную технологию, которая позвоялет индексировать интернет так быстро и эффективно, как никто другой не может.

Забудьте про опен сорс. Реально крутые технологии требуют колоссальных вложений и десятилетнего труда толпы талантливейших людей планеты, даже и не мечтайте что кто-то вам что-то должен куда-то выложить или отдать, этого не будет

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков
почему алгоритм и код поискового движка гугл является самой страшной тайной

Потому что иначе отбоя не будет от сео, а первые места будут всё время меняться в хаотичном порядке. Проиграют в итоге все, и компании, и юзеры.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry LS

Скопировать идею и скопировать результаты продолжительной работы - это разные вещи. Зачем их сходу смешивать и сравнивать? В первом случае речь о чем-то относительно простом - концептуальном, а во втором - о воровстве результатов труда.
Ко мне пришел приятель и сказал, что у него скопировали код. Я подумал, хорошо, что не у меня скопировали, и сказал: не переживай, твой код - ничто (это же просто копия витающих в воздухе мыслей). Курни со мной. Дам тебе хороший совет на все случаи жизни: Не заморачивайся. У тебя взяли код и не заплатили за работу? Смирись, просто заказчик "обошел" тебя. Еще что-нибудь придумаешь (точнее скопируешь из воздуха).
Если вы "знаете своих клиентов", то вам не нужна никакая защита интеллектуальной собственности, никакие договоры о неразглашении и вообще все бумажки и с правами и обязательствами. Ну так давайте откажемся и от прав на бренд, зачем запрещать копировать? Мы же уникальные все, ни у кого нет знаний и опыта по профессии как у нас, каждый же - единственный представитель своей профессии. А если это не так и есть кому просто придти на готовое, значит ты не уникален и тебе надо совершенствоваться.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Iukhnin

Думаю автор, говоря о том , чтобы выложить исходный код не имел ввиду реально это сделать, даже если это и так вы все еще "никто" чтобы за вами следили интересовались копировали, в отличие от гугла. Это всего лишь ваша идея, которая ничего по большому счету не стоит. Хотите делитесь ей или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Popovsky

Перевод - ад.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда