{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Сейчас мы знаем о пользователях практически все» Статьи редакции

Директор по маркетингу и продуктам карты рассрочки «Совесть» Михаил Жигунов о трендах финтеха ближайшего будущего.

Финтех — термин, который вместе с Agile, блокчейном, Machine Learning уже практически превратился в мем. Часто «финтех» пока еще декларируемое состояние многих организаций, связанных с финансовыми продуктами. Но отступать некуда, и финансы без технологий существовать не будут.

ИТ-ресурсы больше не могут расти экстенсивно

Финансовые продукты и сервисы сегодня — это commodity, то есть инструмент, делающий повседневную жизнь человека проще и удобнее. Поскольку закон возрастающих потребностей никто не отменял, да и конкуренция на рынке с каждым днем все острее, финансовые организации вынуждены наращивать темпы освоения новых технологий и запуска новых продуктов.

С каждым днем темп все быстрее. Если раньше это могло работать за счет расширения штата ИТ-специалистов и роста бюджетов на ИТ-ресурсы — срабатывал принцип «ДДД»: да, дорого, но действенно — сейчас масштабы таковы, что это уже невозможно.

Поэтому приходится менять принцип работы команд внутри компании (это тот самый Agile и его собратья). Так, R&D-подразделение «Сбербанка», занимающееся исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, «Альфа-Лаборатория» и отделы других крупных банков создают Agile-команды, состоящие из ИТ-специалистов, маркетологов и продуктологов, которые разрабатывают и тестируют новые версии продукта.

Дальше темпы будут только ускоряться, а создание классного продукта в условиях медленного его вывода на рынок будет равнозначно провалу. Поэтому техники групповой работы для повышения скорости и эффективности должны развиваться с опережением.

Уже сейчас мы наблюдаем острую нехватку кадров среди опытных Agile-тренеров, и в ближайшем будущем спрос на них только увеличится. Современным институтам образования стоит обратить повышенное внимание на этот тренд и предложить курсы по подготовке новых кадров. Если профессией 1970-х был инженер, а 90-х – юрист, в 2020-х турбопопулярным будет Agile Coach.

Big data вышла за порог банковского отделения, где нам выдавали карту

Большие данные наконец-то стали реальностью. Теперь это не просто технологические мощности, которые есть в «Яндексе», Mail.Ru Group и у операторов сотовой связи, но специалисты, которые могут строить вычислительные модели, чтобы данные не просто копились и требовали вложений на хранение.

Позиция аналитиков в компании трансформируется в Data Scientist. Изменения касаются не только названия, но и нового подхода к обработке данных. Мы уходим от классической модели «гипотеза — эксперимент — пилот — уточнение гипотезы» и переходим к выявлению скрытых закономерностей, под которые сходу невозможно было бы придумать даже самую смелую гипотезу.

Данных для анализа все больше. Раньше банки знали о пользователях то, что было указано в анкете (социально-демографические данные) и анализировали их покупательское поведение (как и на что он тратит, расплачиваясь картой и выбирая для определенных покупок кредиты).

Сейчас мы знаем о пользователях практически все благодаря анализу интернет-поведения. Это не значит, что нужно бежать и заклеивать камеры на своих компьютерах. Все интернет-устройства собирают данные, но анализируют их в деперсонализированном формате.

А поскольку операторы связи, интернет- и финтех-компании наконец смогли договориться об обмене деперсонализированными данными, это позволяет разрабатывать новые целевые финтех-продукты. Для клиента это персональное предложение, для бизнеса — более маржинальные продукты.

В будущем аналитические модели будут не просто совершенными, они будут обучать себя сами и выбирать все закономерности из постоянного потока данных. Здесь аналитика будет во многом зависеть от развития ИТ-мощностей: все изменится с массовым внедрением квантовых компьютеров.

Дождались: персональная коммуникация с клиентом

Персонализированные предложения по финансовым продуктам неизбежно влекут за собой персонализированную рекламу. Раньше в рекламной кампании выделялись общие целевые группы и под каждую подбирались рекламные каналы, сейчас бренды малой кровью не отделаются — они обязаны делать персонализированную коммуникацию.

Благодаря данным о поведении пользователей, реклама появляется в нужном формате только на тех сайтах, которые соответствуют интересам пользователей. Появляются все новые виды и формы рекламы — programmatic, мультискрин (персонифицированная реклама для одного пользователя, но на нескольких устройствах), все больше новых инструментов ретаргетинга и ремаркетинга.

Стоит ли человеку бояться этого? Пожалуй, нет. Вспомните, как еще лет 10 назад через каждые 100 метров у дороги стоял рекламный щит. Они вас бесили, правда? Так вот — персонализированная реклама не означает, что коммуникаций будет больше. Они просто будут учитывать ваши персональные интересы и потребности. Значит, реклама станет полезнее, конверсия выше, а бизнес сэкономит на массовых затратных каналах размещения.

Бесшовная интеграция: все сервисы там, где вам удобно

Чем дальше, тем незаметнее происходит бесшовная интеграция банковских продуктов в повседневную жизнь. Во многом это стало возможным за счет открытого ПО — всё больше компаний выходит на рынок с открытым API, и это позволяет компаниям давать клиентам больше сервисов и модифицировать интерфейсы «навстречу» пользователю.

Авторизовавшись в своем интернет- или мобильном банке, вы попадаете в систему, где собраны данные от других компаний — счета ЖКХ, информация по налогам и штрафам. Все интегрированные услуги можно оплатить максимально удобным способом. А точкой входа в систему со всеми данными может быть что угодно: интернет-банк, мессенджер — то, чем клиент привык пользоваться.

В будущем открытых API будет все больше. Организации будут обмениваться любой информацией для взаимной выгоды и удобства клиента. Столь долгожданный режим «единого окна» стал возможным. На первый план выйдет тот провайдер, который соберет самый полный перечень услуг для клиента и обеспечит самый удобный интерфейс для работы с системой.

За счет развития технологий и робототехники клиентский интерфейс будет не просто программой, но персональным консультантом. В финтех-отрасли роботизированные консультанты будут иметь доступ ко всем открытым API и смогут управлять личными финансами во благо клиента.

Это отразится и на кадровом рынке: финсоветник сможет заменить консультанта в банке, секретаря, кредитного аналитика, верификатора и других специалистов, с которыми практически ежедневно сталкиваются пользователи банковских услуг. Это ускорит получение финансовых продуктов, упростит консультирование и оптимизирует человеческие ресурсы.

Гибрид: лучшее из каждого рынка

С трендом бесшовной интеграции тесно связан следующий тренд — гибридизация банковских продуктов. По сути рынок кредитных продуктов насыщен, и банкам остается снижать ставки и придумывать все более выгодные условия и новые инструменты, чтобы растить лояльность клиентов.

Но оказалось, что продуктовая разработка не исчерпала себя. Несколько лет назад стали активно появляться продукты, объединяющие в себе лучшие «ингредиенты» из нескольких отраслей — например, финансов и ритейла. Так, например, появились кобрендинговые карты, предлагающие всевозможные бонусы и кэшбек.

Уже в ближайшем будущем благодаря гибридизации и бесшовной интеграции на первый план вырвутся продукты, предлагающие самый удобный интерфейс и объединяющие максимальное число востребованных характеристик из разных отраслей.

Биометрическая и удаленная идентификация

Чем дальше, тем больше компании пытаются уйти от стандартных алгоритмов аутентификации личности и внедрить методы, которые сделают этот процесс удаленным и безопасным. Кто-то использует идентификацию по голосу, кто-то вводит систему распознавания лиц, чтобы сократить сроки выдачи продуктов и время ожидания в очереди. Но все равно в цепочке выдачи банковских продуктов есть взаимодействие «человек-человек» для подтверждения подлинности личности.

Революция на банковском рынке будет возможна только после внедрения проекта ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) в России. Сейчас он выходит на пилотирование, и в 2018 году планируется его развертывание (надеемся, что этот прогноз сбудется). Благодаря ему, удаленная идентификация наконец станет возможной.

Система будет считывать изображение лица и записывать образец голоса клиента. Договоры будут заключаться дистанционно. Получение карты станет вовсе необязательным, потому что все данные будут загружаться в мобильное приложение, а покупки можно будет совершить в онлайне или в магазинах с помощью технологии мобильных платежей. В любом регионе и в любом городе, без привязки к банковским офисам пользователь в считанные часы и минуты сможет виртуально получить свой банковский продукт и им воспользоваться.

«Продукт» — не равно «банк»

Брендинг самих финансовых организаций уходит на второй план. За банком как сущностью остается лишь функция предоставления лицензии и инфраструктуры, а сами продукты обретают крайнюю самостоятельность и их представление на рынке может в корне отличаться от имиджа банковской структуры.

Чем дальше, тем больше брендинг самих продуктов будет все более независимым. В отличие от самих банковских структур, которые годами строили себе имидж громадных корпораций, достаточно закрытых и отдаленных от пользователя, новые банковские продукты должны становиться все более эмоциональными, дружелюбными и отражать социальные потребности пользователей.

0
27 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Teymur Ismailov

Договоры. Не договора.

Ответить
Развернуть ветку
Grigory M

у меня вот такой вопрос. Какой бог маркетинга придумал называть финансовые продукты рассрочки и кредита "Совесть" и "Халва"? У нас народ настолько деградировал, что им нужны именно такие названия?
Насчет "Совести" - звонили мне, упрашивали ее оформить, но даже на вопрос "какая фин. организация предоставляет услуги" толком не могли ответить.

Ответить
Развернуть ветку
Совесть

Григорий, а чем Совесть не нравится?) Название отражает идею продукта: честная рассрочка без переплат, без скрытых комиссий, без звездочек и мелкого шрифта в договоре.
Совесть - это проект компании QIWI, мы не скрываем. Инфраструктуру обеспечивает Киви банк, лицензия ЦБ №2241.

Если есть еще какие-то вопросы, задавайте) Постараемся толком ответить!

Ответить
Развернуть ветку
Grigory M

Здравствуйте!
Хорошо, что не скрываете, я, если честно, думал, что это вроде Кукурузы какая-то приблуда. Мое субъективное мнение насчет выбора названия "Совесть":
У кого совесть? У неплательщика по кредиту, или у кредитора в стиле "Мы не будем вас нае..., потому что у нас есть совесть". Все это как-то неочевидно. Вообще слово "совесть" с трудом применимо к финансово-кредитным операциям. Так же, как и "халва".
У меня есть кредитная линейка и другие услуги от банка из 3-х букв, и я даже не знаю, как называется сам продукт. Потому что работаю с банком. В случае кредитов от QIWI на онлайн-покупки мне было бы очевиднее и название QIWI в продукте.
Все остальное - от лукавого, стилистика Быстроденьги и 8-800-555-35-.. вообще не привлекает адекватного человека, как мне кажется. Можно за это сказать спасибо МФО.

Ответить
Развернуть ветку
Совесть

Спасибо за мнение! С QIWI тоже есть нюансы, потому что у обывателя этот бренд ассоциируется с терминалами. В лучшем случае, с кошельком.

Перед нами стояла задача открыть для России новую категорию финансового продукта, поэтому искали какое-то совсем нестандартное название.

Практика показывает, что "Совесть" хорошо запоминается, часто удается удивить. Игра слов помогает в продвижении. Но, пожалуй, это уже тема для другой статьи )

Ответить
Развернуть ветку
Grigory M

- смотри, что я себе купил
- откуда деньги, ты же нищеброд. чем расплатился?
- СОВЕСТЬЮ
на этом закончим, пожалуй. Вы правы, тема для другой статьи нарисовывается

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Stoleshnikov

Никакой agile не поможет в обычном корпоративном ритме работы. Единственное, что действительно замотивирует команду — возможность получить долю от продукта и получать сверх-прибыль. Тогда команда будет трудиться круглосуточно.

А пока менеджеры, продуктологи и продакшен сидят на зарплатах в 100-150К — нет смысла ждать от них чудес. Обычная зарплата в Москве. Зачем жопу рвать?

Ответить
Развернуть ветку
Petr Didenko

Не знаю насчет свехрприбыли, но даже в корпорациях давать команде больше (и при том относительно справедливо) можно через техники типа merit money: https://www.forbes.com/sites/jurgenappelo/2015/07/08/the-peer-to-peer-bonus-system/#f09c6d343293 Или обязательно надо сверхприбыли?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Stoleshnikov

Конечно речь про сверх-прибыль. Стать хотя бы рублевым миллионером — это отличный стимул работать как лошадь. А прибавка в 100 тысяч рублей — ну приятно, да, но что с того?

Ответить
Развернуть ветку
Petr Didenko

Разрабы крайне редко становятся миллионерами. И ничего - много чего прорывного кодится

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Stoleshnikov

Ну например?
Есть еще второй способ замотивировать команду - предложить им участие в мировом или революционном продукте. Айфон, поиск Гугла, Спотифай. Но много ли таких продуктов?

Ответить
Развернуть ветку
Petr Didenko

Повторяю - продуктов таких мало, но прямо сейчас прямо тут, рядом существует 100500 более чем мотивированных команд и они делают замечательные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Stoleshnikov

Они делают обычные вещи. Просто хорошо делают свою работу. Выдающиеся вещи делают единицы, а речь в статье именно об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Малышев

А вот на счёт звонков, это получается нарушаемся закон о Рекламе. Ведь абонент не давал разрешение на звонок.
Значить можно привлеч?

Ответить
Развернуть ветку
Совесть

Артём, разумеется, звоним только тем, кто давал на это согласие.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuchumov

Не врите.

Ответить
Развернуть ветку
Совесть

Антон, если есть какой-то конкретный пример - давайте посмотрим и ответим. Только напишите (на фейсбуке, например), когда вам звонили и на какой номер.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Малышев

Как понимаю, Вы звоните по разрешению КИВИ, так как Вы именно их проект?

Ответить
Развернуть ветку
Совесть

Да, Совесть - это бренд Киви банка

Ответить
Развернуть ветку
Артём Малышев

Ну тогда это второй вопрос. Я не давал разрешение Киви Банку звонить мне, а значит это нарушение закона. Правильно же?)

Ответить
Развернуть ветку
Артур Боготов

Друзья, кто что думает про Equbit https://equbit.me/?a=about

Ответить
Развернуть ветку
Groosha

Думаю, это спам.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Игоревич

Пирамммида

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Molchanov

У меня нет Совести

Ответить
Развернуть ветку
Совесть

Павел, еще можно все исправить )
https://sovest.ru/card-order

Ответить
Развернуть ветку
p0st

Получил я чудо карту, со всеми этими плясками про скоринг и блаблабла, с лимитом в 10 000р. Посмеялся и положил её на полку.
Прошло пару месяцев, возникла потребность срочно купить подарок в другой город, ок, нашёл партнёра, сделал заказ с оплатой и доставкой в город на Неве - хренак! Мы работаем только по Мск, другие регионы, платите другими плат. средствами.
Посмеялся второй раз и убрал в пачку скидочных карт.

Ответить
Развернуть ветку
Совесть

А какой партнер? Напишите, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда