«В действительности всё не так впечатляюще»

Примеры использования AR-технологий от Apple и впечатления разработчиков, уже успевших с ними поработать.

«В действительности всё не так впечатляюще»

В начале июня 2017 года на конференции для разработчиков WWDC 2017 корпорация Apple представила новую версию своей мобильной операционной системы — iOS 11. Помимо прочих нововведений, iOS 11 получила встроенную поддержку технологий дополненной реальности, а разработчики — набор инструментов для работы с ними ARKit.

В отличие от основного конкурента — технологии Google Tango, — инструменты дополненной реальности от Apple работают на устройствах с поддержкой iOS 11 без установки дополнительных аппаратных средств. Google Tango работает только на устройствах, оборудованных набором специальных датчиков.

Среди недостатков системы мобильные разработчики, с которыми пообщалась редакция vc.ru, называют более низкую точность работы по сравнению с Google Tango. Для замера расстояний и создания изображений в ARKit в основном используются возможности камеры смартфона, а на её работе может сказываться плохое освещение и другие факторы. При этом точность всё равно остаётся достаточно высокой по сравнению со сторонними технологиями, считают журналисты.

Технологии дополненной реальности в устройствах на базе iOS станут доступны пользователям осенью 2017 года с выходом стабильного релиза операционной системы iOS 11.

Разработчики смогли опробовать технологию сразу после презентации WWDC 2017 — и некоторые из них уже представили разработки на базе новых инструментов. Например, команда студии Laan Labs создала виртуальную линейку, которая позволяет замерять расстояния с погрешностью в несколько миллиметров. Наиболее интересные примеры применения технологии собирают авторы сайта Made With ARKit.

Посадка виртуальной модели ракеты Space X на виртуальную плавучую платформу

Редакция vc.ru узнала у мобильных разработчиков, которые уже опробовали инструменты от Apple, в чём состоят основные различия между технологиями AR Kit от Apple и Google Tango от Google, на что платформы способны уже сейчас и каковы их перспективы.

Впечатления от технологии положительные.

Технологии распознавания пространства по видеопотоку довольно ресурсоемкие, однако AR Kit поддерживается на широком ряде моделей устройств Apple. Это первое преимущество: не нужно покупать последний iPhone, приобретать отдельные устройства — технология распространится моментально. В отличие от Google Tango, для которого нужно дополнительное устройство с набором специальных датчиков.

Стоит учитывать и то, что это нативный инструмент для разработчиков iOS-приложений, а значит, порог входа ниже, чем при использовании сторонних библиотек. Уровень качества фреймворка очевиден.

ARKit уже доступен для таких платформ разработки игр, как Unreal Engine 4, Unity и SceneKit, что еще больше увеличивает популяризацию развития технологии.

Однако есть и недостатки. В сравнении с Tango, ARKit распознает пространство от текущей позиции пользователя. Технология распознаёт плоскость, а затем закрепляет на ней объект, который будет зафиксирован в дополненной реальности.

Ограничения возникают и из-за камеры телефона. Если в комнате не идеальное освещение, то фото шумит и изображение может слегка плавать или вовсе не закрепиться. Специальные датчики в устройствах для Tango не испытывают таких проблем.

Помимо этого, ARKit не сможет создать единое пространство для нескольких устройств, так как нет системы распознавания пространства. Одним словом, где пользователь начал действие, там и пошёл отсчёт.

Но это всё разница технологий. Если же сравнивать в равном сегменте, то ARKit — вероятно, лучший инструмент для создания дополненной реальности. Оптимизация для устройств, использование машинного обучения, представленных вместе с ARKit, а также мощный улучшенный графический движок — синтез, который позволяет сделать огромный рывок в применении технологии.

Tango можно хвалить с точки зрения технологии и идеи, а ARKit — с точки зрения массового применения.

Сама идея дополненной реальности не нова, что хотелось сделать, давно все понимают, теперь лишь остается распространить это массово. Возможно, появятся новые типы игр, станет больше бытовых инструментов в виде приложений. Например, сервисов для примерки или создания интерьера в квартире.

В сети уже много ресурсов с примерами технических возможностей ARKit. Кто-то измеряет длину и высоту объектов (с погрешностью, но не сильной), кто-то устраивает комнатный концерт виртуальной певицы. Можно реализовать квесты для посетителей заведений. Отрыл приложение, увидел маячок, и — бац — монетки в воздухе: собирай одну за другой, пока они не приведут тебя к пункту назначения.

Из прошлого можно вспомнить приложения с видеоэффектами: снимаешь на камеру какой-то объект, а потом к нему добавляется виртуальный. При этом раньше нужно было подождать некоторое время для рендера, а мечтать о поворотах или сильном движении камеры даже не стоило. А теперь всё в реальном времени, бери да снимай, как за тобой бежит динозавр.

Сергей Германович, iOS-разработчик компании Redmadrobot
Отрисовка объектов в воздухе при помощи ARKit

Впечатления от работы с ARKit

Все видели потрясающую презентацию Apple на WWDC с фееричным спектаклем в дополненной реальности. В действительности всё не так впечатляюще.

На самом деле эти технологии существовали давно. Зато теперь процесс разработки стал достаточно простым и быстрым. Благодаря новому фреймворку работать с дополненной реальностью сможет любой iOS-разработчик.

К сожалению, ARKit не всегда хорошо работает. Во время тестирования мы заметили, что иногда изображение показывается нормально, а иногда сбивается, начинает дёргаться и прыгать. Алгоритмы работают, но не всегда корректно обрабатывают дальность до объекта. Вероятно, это связано с тем, что техника ещё не доросла. Сейчас для использования ARKit подходят процессоры, которые стоят на iPhone 6S и более новых моделях. Но и этого, очевидно, недостаточно.

Сам ARKit представляет собой некую имплементацию Computer Vision, которая позволяет распознавать образы, движущиеся объекты и привязываться к ним.

Но возможности фреймворка пока достаточно ограничены. С его помощью можно создать и разместить трёхмерный объект в пространстве, задать текстуру и освещённость, задать определённую реакцию при виртуальном взаимодействии с ним.

Пока это просто игрушка, в которой не очень много практической пользы. Но Apple продолжают дорабатывать ARKit, и возможно, к выходу iOS 11 мы увидим уже усовершенствованную версию фреймворка. А с выходом новых телефонов будет расти точность распознавания поверхностей.

Что можно делать с помощью инструментов уже сейчас

Лучше всего инструмент подходит для игр и развлечений. Поэтому вскоре мы увидим множество квестов с подсказками, стрелками и спрятанными объектами.

Технологии можно применять в архитектуре и строительстве. Покраска стен, демонстрация интерьера или ландшафта — всё это уже используется. Недавно разработана AR-линейка на базе ARKit, которая позволяет измерять площадь или даже объем. Это действительно полезно.

Дополненная реальность хорошо подходит для построения маршрутов. Например, в аэропортах, музеях или на вокзалах — в местах, где легко потеряться. Можно использовать AR в интернет-магазинах, чтобы примерять на себя одежду перед покупкой.

Мы также рассуждали на тему виртуальных инструкций по работе с техникой на производствах или подсказки на складах.

Каковы перспективы технологии

Мы ждём, когда появится возможность делиться дополненной реальностью, чтобы несколько человек могли видеть одни и те же объекты на фиксированных точках с разных смартфонов.

Будет интересно, когда окажется доступно взаимодействие реальных объектов с виртуальными. Можно будет, например, пнуть своей ногой виртуальный мяч.

Возможно, в будущем Apple выпустит свой ответ Microsoft HoloLens и Google Glass, освободив нас от необходимости держать в руках телефон, чтобы видеть дополненную реальность.

Основные различия между платформами ARKit и Google Tango

Project Tango работает на устройствах со специальной камерой, сенсорной матрицей и лазером, которые позволяет точно определять дальность, физические размеры пространства и использовать эту информацию для описания окружающего мира. Tango сейчас даже используется в проектах NASA на Международной космической станции. Но он более сложный и менее распространенный. Он доступен только на двух смартфонах: Lenovo Phab 2 Pro и Asus ZenFone, — один из которых ещё даже не вышел.

Apple лучше оптимизирован, поэтому процессоры работают даже на технологиях предыдущего поколения. В отличие от Tango, где есть лазер, ARKit использует только камеры, и с помощью специальных алгоритмов строит ось, на которой может помещать какие-то объекты. Говорят, что в iPhone 8 тоже будет лазер, и это повысит точность распознавания поверхности.

На WWDC Apple сделала акцент на том, что сейчас ARKit — самая крупная платформа для дополненной реальности. И это правда.

Евгений Валеев, технический директор компании-разработчика MobileUp
Игровое PvP-сражение в дополненной реальности на базе ARKit

ARKit выигрывает доступностью — это самая крупная платформа дополненной реальности в мире. ARKit поддерживает все iOS-устройства с чипом A9 и выше (начиная с iPhone 6S). Это аудитория из более чем 100 миллионов устройств без необходимости покупки дополнительных гаджетов.

IKEA уже заявила о разработке виртуального «примерщика» мебели, энтузиасты сажают ракеты Falcon 9 в своём бассейне, появляются первые приложения для планировки пространства. Мы в студии экспериментируем с бизнес-возможностями инструмента. Самое интересное применение технологии может быть в приложениях карт: показывать вывески организаций по улице, отображать указатели на дороге, упрощать навигацию в торговых комплексах.

Интересно наблюдать за развитием игр. На WWDC разработчики показали целый игровой уровень на столе. Технология раскрывает возможности для новых носимых устройств: умные очки с поддержкой ARKit могут переизобрести Google Glass.

Главный конкурент — Google Tango — требует специальных «хардверных» возможностей от смартфонов и планшетов. На старте доступно всего два смартфона и поддерживается только Unity. ARKit поддерживает Unity, Unreal Engine, SpriteKit, SceneKit и позволяет любому Swift-разработчику использовать все возможности технологии.

Булат Хабиров, ведущий iOS-разработчик Uvee.ru
Игра в дополненной реальности

ARKit — быстро изучаемый и простой в использовании фреймворк. Низкий порог вхождения в ARKit обеспечивается оптимизированной работой с привычными для iOS игровых разработчиков технологиями SceneKit, SpriteKit и Metal.

С учётом того, что в американских школах устройства компании Apple широко распространены, ARKit в будущем станет отличным инструментом для изучения школьных предметов. Сейчас нет явного видения, куда технология будет прогрессировать. Если бы кто-то знал или придумал революционное применение технологии, он бы уже делал стартап и зарабатывал миллионы.

Одно из главных отличий ARKit от Google Tango — он доступен всем пользователям с относительно новыми устройствами под iOS, а для работы с Google Tango нужен специальный девайс с поддержкой данной технологии. При экспериментах с ARKit мы отметили его простоту в использовании по сравнению с другими платформами.

Илья Кулебякин и Егор Сницар, iOS-разработчики компании e-Legion
Парковка виртуального автомобиля

ARKit появился совсем недавно, поэтому серьёзного коммерческого опыта работы с ним пока мало. Главные преимущества — точность и простота внедрения. Реализовать поддержку дополненной реальности в приложении теперь можно в две строчки кода.

Уже из коробки ARKit позволяет идентифицировать поверхности и добавлять сцены, созданные в SceneKit или SpriteKit. Конечно, этими фреймворками нас не ограничивают, можно создать и собственный движок или использовать проверенные временем Unity и Unreal Engine.

Одними из первых AR внедрят мебельные магазины и производители мебели. Нечто такое уже делает IKEA. Клиент сможет оценить, как будут смотреться товары в интерьере его квартиры. Это простой и понятный каждому кейс, поэтому здесь решения будут и будут скоро.

В первую очередь ARKit ориентирован на потребительский рынок. Если дополненную реальность используют в производстве и конструкторских агентствах, то это HoloLens. Основные сферы для ARKit сейчас — это игры, обучающий контент и рекламные кампании. Это отличная ниша.

А если Apple вдруг решит выпустить AR-очки, у неё будет готовая база.

Google Tango нужны две камеры, такие устройства не станут массовыми ещё года 2-3. Сейчас аудитории здесь фактически нет, не для кого делать приложения.

Apple же не только сделала работу с ARKit максимально простой, но и сразу дала разработчикам доступ к огромной аудитории. ARKit поддерживает устройства с процессорами A9+: iPhone SE, iPhone 6S+, iPhone 6S Plus+, новые iPad.

Google позиционирует Tango как инструмент для образования и профессионального использования. Для второго Tango вряд ли будет станет популярным, выбить из ниши Microsoft будет не так просто. В образовании, напротив, технология Google может быть вполне успешна. Планшетами в американских школах никого не удивишь.

Григорий Бернгардт, iOS-техлид в компании-разработчике Surf

Впечатления от работы с ARKit

Сразу после презентации Apple мы в Touch Instinct написали тестовый проект. Сделали игру и отсняли кино по этому поводу. Из преимуществ ARKit отмечу возможность взаимодействия с популярными графическими движками и простоту. Apple сделала всё, чтобы разработчики совершали как можно меньше лишних действий. Сам фреймворк содержит всего несколько новых классов, всё скрыто внутри.

Из минусов — определение местоположения при плохом освещении работает неидеально.

Что можно делать с помощью инструментов уже сейчас

Первое, что пришло в голову, когда смотрел презентацию — ремонт и дизайн интерьеров. Конечно, появится большое количество игр. Тут всё ограничивается лишь фантазией разработчиков. И немного техническими характеристиками: взаимодействовать со стенами пока не так легко, ARKit предоставляет информацию лишь о горизонтальных поверхностях.

Перспективы технологии

Интересно увидеть приложения, которые помогут примерить одежду, превратят комнату в зоопарк или покажут, как будет выглядеть машина после покраски и установки нового спойлера.

Григорий Уланов, iOS-разработчик компании Touch Instinct
88
4 комментария

Из AR приложений больше всего понравилось приложение, где можно примерить татуировку на теле. Просто, но полезно, особенно для татумастеров и любителей рисунков на теле.
Прорыв Ar ограничен технически. Пока в глаза не начнут вживлять чипы так и будем бегать со смартфонами, а значит будущее из "Черного зеркала" пока отодвигается на неопределенны срок (не знаю, хорошо это или плохо).

Слушайте , когда появилась покемон гоу и начала стремительно захватывать мир я подумал, ну все теперь будет куча приложух и прочего. Банально ориентирование на местности как в играх. Стрелочки, подсказки, навигация, реклама в конце концов. Но нет, тишина.

леново с tango стоит 30к, а асус как айфон 7. Судя по всему танго камеры не столь дорогие и надеюсь будет распространяться технология.
Сейчас SLAM KudanAR который на обе платформы, но аркит рвет кудан по всем фронтам

Работаю в Live Animation Corp. Лидере в данный момент в мире по разработке AR приложений( https://www.youtube.com/channel/UCjg7uVYVQa78oN9Cx4tsgKA ). Сейчас тестим ARKit, Что сказать, пока очень сыро и глючено, проигрывает по распознаю поверхностей Hololeans в разы, не поддерживает Маркеры. Так что думаю пройдет 1-2 года пока допилят ARKit до нормального состояния. Плюс на рынке сейчас есть уже кросс платформенные решения, которые и работают лучше и качество распознания выше. Я уже молчу про маркеры...