Алёна Владимирская: «Беда мотивационных схем российских стартапов в том, что их нет»

HR-специалист о конфликте в «Додо пицце».

Весь этот странный конфликт бывших сотрудников «Додо пиццы» с основателем по поводу продажи акций сторонним инвесторам для HR-специалиста об одном — наши стартаперы теперь не только делают клоны мировых проектов, не понимая их идеи (это я не о «Додо пицце» как раз) и от этого получается швах и провал (вспомните череду громких и, на мой взгляд, дурных закрытий клонов от Fastlane Ventures), но и опционные модели сдирают с Долины так же.

О, это круто и красиво, давайте введём, — не разобравшись в сути и экономике этой мотивации. Это я уже про «Додо пиццу».

Банальная история о том, что в основе любой мотивации лежит экономика компании, почему-то не часто доходит до основателя начальных стадий развития бизнеса. «Посмотрите, — радостно говорит он, — Долина мотивирует сотрудников акциями, долями, опционами. И они работают из-за этого долго и хорошо. Давайте и мы раздадим». А потом получается то, что получается.

Повторюсь: в основе любой мотивации лежит экономика. Ни один приличный проект в Долине, где доля хоть что-то стоит не только в мозгу основателя, но и в инвесторском мире, ни акции, ни долю, ни даже опцион так не раздаёт. Везде как минимум есть мораторий на срок, стоимость или порядок продажи.

И вы не сможете продать акции раньше, чем не станете в себестоимости дешевле, чем такой же новый кандидат с рынка.

Объясню — дешевле не на данный момент стоимости акций, а на момент того, как вы работали и были наняты. То есть если реальная (а не ожидаемая) стоимость компании в пересчете на каждого сотрудника растёт быстрее, чем дорожает программист, то с сильными ограничениями по цене вы можете продать долю. Это высчитывается. И все ограничения по продаже доли прописаны крайне жёстко лучшими юристами.

Зачем вообще раздают акции, долю, опцион? Да потому что на каком-то этапе она дешевле для компании, чем рыночно платить суперпрофи (да, я Капитан очевидность). Стоимость суперпрофессионала в Долине высока настолько и хантят их так часто, что дешевле дать право некоторого потенциального владения. Но именно потенциального.

А если стоимость труда человека ниже, никто ничего не выдаёт. Что-то Элон Маск рабочим своих заводов, падающим в обморок от перегрузок на сборке инновационного авто, ничего не раздаёт, кроме проклятий в Twitter и пламенных писем о будущем счастье.

Вообще, с мотивацией в Долине дело умное и непростое. Это мы, не разобравшись, притаскиваем оттуда красивые мотивационные игрушки — гамаки, бесплатные соки и еду, детские сады. Долина же вводит это всё исключительно для долгосрочной сходимости ФОТа — самой дорогой составляющей любого проекта.

Всё просто. Вам нужно, чтобы ключевые сотрудники работали каждый день — долго и вовлечённо. При этом за длинный рабочий день вы бы им не платили. Очень дорого это в Долине, даже если вы уборщик. А если не уборщик, то вообще кошмар. То есть они должны постоянно хотеть это делать по своей воле.

Что делает умнейший HR-специалист современности, бывший глава этого направления в Google Лазло Бок? Когда-то, строя долгосрочную неочевидную мотивацию для Google, он понял, что молодым разработчикам нужны три вещи: интересный проект, дейтинг и комфорт (чтобы не думать о быте — всё в Долине дорого: и жильё, и услуги).

И он строит на территории кампуса бесплатные рестораны, прачечные, организует всякие бытовые радости — вплоть до возможности поспать и помыться — и бесконечные вечеринки по пятницам. В результате программист из конторы не уходит вообще. И не уходит самостоятельно. И переплачивать ему не надо.

А с другой стороны, он подвешивает строжайшее правило ассесмента — каждый год 20 процентов всех сотрудников, получивших самые плохие результаты работы, уходят.

То есть разработчик бьётся за свой комфорт. Он работает долго и хорошо. Бинго.

Что делают наши компании? Они повторяют форму. Например, один в прошлом громкий стартап (теперь ставший нормальной по экономике компанией, но пройдя ради этого конфликт с самым статусным фондом мира и с кровищей сменив весь менеджмент стартапа), просто сдирает форму: у них еженедельно вечеринки национальной еды, по пятницам катание на пароходе, трижды в неделю обязательный английский, массаж и ещё что-то.

Что делал программист этого стартапа? Да ему работать было некогда. Он на работе либо жрал, либо плавал, либо английский учил. А потом кровища: уход фонда, уход основателей. Спасибо, что пришёл умный человек на руководство, всё это отменил и постепенно с адским трудом вырулил.

В общем, основатель современного российского стартапа ловится на то же самое, на что эти мотивационные пакеты ловят кандидатов — на внешнюю сторону. Не копируя основное — вычисления до цента: как сделать так, чтобы у меня работали лучшие за минимальную стоимость. Где-то акциями, где-то бесплатными тапас, где-то посаженной в соседний кабинет симпатичной девушкой саппорта.

Беда с нашими мотивационными схемами стартапов в том, что это не схемы. Это каргокульт Долины. И пока основатели не включат голову, а в голове очень жёсткую счётную машинку, мы так и будем изумлённо смотреть на стартап-разборки в профильных СМИ.

Алёна Владимирская, основательница курсов «Антирабство» и рекрутингового агентства Pruffi
2626
40 комментариев

Для HR-специалиста было бы неплохо знать, что:
- В Google никогда Forced curve (именно вот это 20% уходят) не было.
- Ласло Бок, судя по легко гуглимым интервью, был противником Forced curve.
- Модель в первую очередь предназначена для фабричных (то есть линейных) сотрудников и плохо годится для интеллектуального труда.
- Драконовских 20% не было нигде, максимум — 10%, и то не увольнение сразу, а разные планы улучшения производительности и прочие предварительные меры.
- В IT-компаниях от этого стараются уйти, самый громкий пример последних лет — Microsoft, где заметили, что, например, это правило породило культуру сэндбэггинга (найм заведомо слабых специалистов в свою команду для защиты своих рабочих мест), усложнило коммуникации (сильные инженеры боялись работать вместе, чтобы не быть уволенными, так как коллеги ещё сильнее)

Вот так вот. Может ещё разрушу пару легкнд про опционы и акции.

39
Ответить

Окей, теперь об акциях, опционах и иже с ними.
1) Главная причина, почему компании, особенно стартапы, раздают тут акции сотрудникам — это cash money vs. paper money. В некоторых компаниях, например Netflix, можно выбрать, какую долю суммарной компенсации берёшь деньгами, какую — акциями. Всё это потому, что, как правильно замечено, акции по себестоимости на момент выдачи для компании дешевле и они есть, а вот оборотные средства — уже вопрос.
2) Все эти схемы получения акций и их перехода в ликвидную форму в основном о двух вещах. Первая — удержать сотрудника, пока не компенсируется стоимость найма. Но это в основном про первый год, после этого у многих компаний акции начисляются ежемесячно. Вторая — защитить деньги инвесторов. Именно поэтому нельзя продавать акции в течение полугода после IPO — чтобы инвесторы, если что, успели выйти в кэш, а дальше хоть трава не гори. Вот, например, только начинают становиться ликвидными акции Snap, а они уже вдвое дешевле, чем были на пике спустя неделю после IPO.
3) Никаких хитрых формул особо и нет, есть небольшие различия, которые проявляются только в среднесрочной стратегии. В основном — одно и то же. 4 года, первый кусок акций спустя год, распределено в некоторой пропорции по годам (чаще — равномерно), ежегодно можно ещё бонус к этому получить, продавать можно спустя полгода-год. Всё. Компании все друг у друга копируют, потому что это индустриальный стандарт уже.
4) А напоследок — в России это не работает совсем по другой причине. В России нет почти фондового рынка для физиков, нет законодательной и прецедентной базы для различных форм опционов, никакая стратегия, кроме краткосрочной, не работает в принципе. Вот это, а не высчитывание каждой копейки, причина сложившейся ситуации. Ну и ещё то, что для Фёдора было сюрпризом, что акции могут продать. Хоть бы право приоритетного выкупа оставил за компанией.

18
Ответить

Согласен на все сто. Есть небольшая ремарка. Федору вроде бы предлагали изначально выкупить акции, но он отказался от этого.

4
Ответить

Касательно 4. Вроде, в прошлой статье шла речь о том, что они сначала попросили управляющую компанию выкупить акции и только потом пошли на создание группы.

Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Беда мотивационных схем российских стартапов в том, что их нет
:copyright: какая то Алёна (август 2017 )
Во всех областях недостаточное вознаграждение порождает недостаток талантов.
:copyright: Гельвеций Клод Адриан (~август 1765)
от себя добавлю следующее: многоуважаемая Алена если вы и в прям озадачены решением той проблемой то скорей нужно начать с чистки "своих рядов".
Должны на мысль наталкивать те факты что за несколько столетий ни толику ни сдвинулось то дело не в болтовне и не в ваших семинарах. Своим ебучим кумовством вы засираете понятие технократического движения

9
Ответить

Когда-то, строя долгосрочную неочевидную мотивацию для Google, он понял, что молодым разработчикам нужны три вещи: интересный проект, дейтинг и комфорт
- Да вот ничего то он и не понял или вы его не так поняли, всем нужен кэш, а будет кэш вечеринку можно и самому заварить и дейтинг устроить

3
Ответить