PR-специалиста Машу Дрокову обвинили в присвоении чужих заслуг Статьи редакции

Клиенты, конкуренты и сама Дрокова заочно обсудили её достижения.

Бывший PR-директор Acronis Маша Дрокова, участник рейтинга «50 лучших PR-специалистов в технологической сфере» по версии Business Insider, покинула компанию в 2014 году и создала собственное агентство, а позже стала заниматься венчурным инвестированием.

В августе 2017 года появилось сразу несколько сообщений о том, что Дрокова якобы указывает в своём PR-портфолио достижения, к которым не имеет прямого отношения. Об этом, к примеру, пишет PR-специалист Мария Глазкова и авторы анонимного Telegram-канала «Беспощадный пиарщик».

Глазкова — бывший PR-директор Profi.ru и Lingualeo. Сейчас она занимается развитием собственного агентства This is Fine и руководит PR-направлением компании-разработчика голографической навигационной системы для автомобилей WayRay.

По её словам, представители такси-сервиса Lyft упомянули беседу с Дроковой, в которой она рассказывала о сотрудничестве с американским стартапом с российскими корнями Trucker Path, продвижением которого на протяжении полутора лет занималась Глазкова.

В конце публикации Глазкова отметила, что «слышала то же самое и про Lingualeo».

В комментариях к записи представитель стартапа для дальнобойщиков Trucker Path подтвердил, что работой со СМИ от лица проекта занималась Глазкова, а не Дрокова. Партнёр Дроковой Анастасия Швецова, в свою очередь, заявила, что агентство не ищет новых клиентов, а также уже сотрудничает с Gett и Deliver и не может вести переговоры с их конкурентами из Lyft и Trucker Path.

Авторы канала «Беспощадный пиарщик» сразу после публикации Глазковой опубликовали документ, обозначенный как портфолио Дроковой — в нём указаны такие компании, как Gett, MSQRD, FindFace, Toptal, HotelTonight, Carprice и Oco.

В портфолио отмечен российский Gett, продвижением которого, утверждают авторы канала, Дрокова не занималась, а лишь помогла найти сотрудника на штатную должность.

​Ментор MSQRD Николай Давыдов в разговоре с vc.ru упомянул, что Дрокова почти не принимала участия в продвижении проекта — он быстро набрал вирусную популярность и необходимости в сотрудничестве не было. Предлагая свои услуги, Дрокова обещала публикацию в Bloomberg, однако материал был опубликован уже после того, как сервис стал известным.

Один из акционеров, по словам Давыдова, заплатил PR-специалисту за публикацию из личных средств: «Сам MSQRD за сотрудничество не платил, поскольку в нём не было смысла. Акционер платил исключительно по репутационным причинам».

Вскоре после того, как MSQRD набрал популярность в соцсетях, журналисты сами стали искать выходы на представителей проекта. Давыдов говорит, что большая часть публикаций, перечисленных в презентации — это результат работы его самого и команды: «К нам много раз приходили люди, наслышанные о Машиных успехах с MSQRD. Мы просили ее так это не преподносить».

Представители MSQRD, вспоминает Давыдов, предложили Дроковой публично извиниться за упоминание чужих заслуг в портфолио, но она отказалась.

​Мне неприятна эта ситуация, в первую очередь обидно за людей, которые работали не покладая рук для того, чтобы активная девочка выставила их заслуги за свои. Я про Trucker Path, не только про нас. Мы работали с Дроковой ещё по мобильной маркетинговой платформе AppInTop, но там не было вообще никаких результатов кроме публикаций в каких-то непопулярных блогах.

В презентации есть слова 'utilize celebs interest' и 'use media events (Oscar and DiCaprio)'. Это вообще неправда. Сделать маску Ди Каприо и флешмоб придумала команда, они же раскрутили хэштег. Я договорился с MTV про красную ковровую дорожку.

Николай Давыдов, инвестор и ментор MSQRD, Prisma

В портфолио Дроковой представлена компания Ntechlab — разработчики сервиса FindFace. По словам пресс-службы проекта, Дрокова является миноритарным акционером.

Мы работали и продолжаем взаимодействовать с Машей по международному PR. Менее чем за два года о компании вышло свыше 400 публикаций и сюжетов в ведущих иностранных СМИ. Наша команда высоко оценивает результаты ее деятельности, ведь большая часть популярности проекта FindFace на мировом уровне основана на ее работе​.

представители Ntechlab

​Маша Дрокова в беседе с vc.ru заявила, что работала с представителями MSQRD в течение одного месяца до сделки с Facebook.

Нам удалось сделать несколько публикаций в Bloomberg, Business Insider, Vanity Fair, Techcrunch. Яркой была публикация в Bloomberg прямо перед продажей, и удалось поймать удачный момент роста сервиса в связи с тем, что люди скачивали MSQRD для того, чтобы поддержать номинацию Ди Каприо на Оскар, «надевая» маску с ним через приложение.

Ряд горячих лидов в массовых медиа вроде LA Times команде не удалось обработать, потому что она была очень занята. История о приложении разлеталась очень быстро, и масса публикаций происходила органически​.

Маша Дрокова

PR-специалист объяснила, почему представители MSQRD просили её принести публичные извинения.

​По нашему договору с клиентами мы всегда имеем право называть их и использовать кейсы работы с ними. Когда в середине работы с MSQRD ребята попросили не упоминать кейс, я согласилась, понимая, что для их переговоров с Facebook история органического роста без трат на маркетинг гораздо сильнее.

Спустя месяцы после сделки я стала упоминать наше сотрудничество с командой, подумав, что продажа уже произошла и это никому не навредит, тем более что договор нас в этом не ограничивал.

Несколько дней назад ребята в жесткой форме написали, что я нарушила обещания, рассказывая об этом кейсе. Я принесла искренние извинения и решила больше его не упоминать. Для себя я решила, что мы не будем работать с компаниями, которые не готовы раскрывать факт сотрудничества. Кроме того, PR-агентству по факту невозможно скрыть это — мы каждый день пишем сотням журналистов от имени наших клиентов и наивно считать, что информация не выйдет за пределы этого круга.

Я думаю, ребят расстроило, что некоторые люди посчитали успех MSQRD заслугой PR. Я искренне считаю, что секрет успеха в виральности приложении и талантливой команде, и без этого ничего бы не получилось.

Тот, кто считает, что можно распиарить плохой продукт и продать его одной из топовых в мире технологических компаний, мягко говоря, непрофессионалы. Я не знаю, почему команда MSQRD обращает внимание на их мнение. Тем не менее мне не стоило рассказывать об этом кейсе, раз я пообещала этого не делать.

Ребят мои извинения в мессенджере не удовлетворили, и инвестор MSQRD Юрий Гурский в очень грубой форме потребовал публичных извинений. Это было довольно жесткие и оскорбительные слова. Я уточнила у юриста, что мы действовали в рамках закона, упоминая клиента, и предпочла прекратить общение.

Юра очень умный и талантливый человек. Я помогала Юре и общалась с ним и после продажи MSQRD, и была шокирована такой реакцией. Наверное, у него накопилось много стресса в связи с очередной продажей стартапа, поэтому он так себя вел. Я рада, что теперь он может выдохнуть.

Маша Дрокова

Дрокова утверждает, что никогда не общалась ни с кем из Lyft, потому что уже более трех лет работает с Gett: «Я верю в Дейва Вайсера и блестящую команду Gett, и никогда бы им так подло не изменила. Даже с Lyft. Мой партнер общается и дружит с Trucker Path. Я не знаю, обсуждали ли они совместную работу, но мы точно не можем их взять, потому что представляем Deliver. Мы верим в них, постараемся помочь им вырасти в миллиардную компанию, и точно не будем работать с их конкурентами».

Дрокова рассказала об отношениях с Марией Глазковой:

​Мы знакомы много лет, мы чем-то похожи, больше всего любовью к PR и йоге. В какой-то момент я помогла Маше найти работу в Eruditor Group. В тот момент, когда их сотрудничество подходило к концу, я консультировала Lingualeo по PR и предложила им поработать с Машей на фултайме. Идея была в том, что я делаю глобальный PR как консультант, Маша закрывает Россию, и может советоваться со мной по российскому рынку.

Я была безумно рада, что они нашли друг друга, и помогала Маше на стратегическим уровне по работе в России и менеджила PR-работу в Турции и Бразилии. Я очень люблю Lingualeo, мы знакoмы еще с момента инвестиции в них Runa Capital. В какой-то момент Маша захотела расти и становиться международным пиарщиком. Я очень в нее верила и старалась максимально помочь.

Через некоторое время я узнала, что Маша пытается сделать так, чтобы Lingualeo прекратил со мной контракт на консалтинг. Я была шокирована этим, потому что считала Машу подругой. Она часто обращалась за профессиональными и личными советами. Наверное, сейчас бы сказали, что я была ее ментором.

Маша способный и амбициозный профессионал, но в тот момент я была глубоко разочарована и посчитала это предательством. Мы давно не общаемся. Я надеюсь, что у нее все хорошо, и рада, что она осваивает международный PR. Стартапов хватит на всех.

Маша Дрокова

Глазкова помимо развития собственного PR-агентства занимает должность PR-директора стартапа WayRay. Дрокова рассказала, что работала с компанией по трёхмесячному контракту до прихода Глазковой: «Нам удалось получить пару-тройку публикаций в разных медиа вроде Inc, Forbes, Tech Insider, City Am и других».

Дрокова прокомментировала сообщение о том, что она не занимается продвижением Gett в России напрямую, а лишь помогла нанять сотрудника Алёну Балакиреву на эту должность:

​Я регулярно занимаюсь Gett и общаюсь с тем или иным членом команды практически каждый день. В компании уже больше тысячи человек, и она продолжает расти. Много внутренних коммуникаций и задачи по PR совершенно другие, чем три года назад.

Во всех проектах мои коллеги (мне это слово нравится больше, чем сотрудники) общаются напрямую с руководством компаний с первого дня работы. Алёна Балакирева общается напрямую, иногда общаемся все вместе. Она прекрасный пиарщик, я знаю, что могу ей абсолютно доверять и она примет правильное решение. Большие анонсы и важные решения мы всегда обсуждаем все вместе.

Маша Дрокова
0
89 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Gruznov

Маша Дрокова хотела нас кинуть, когда мы взялись помочь со статьей о LinguaLeo в Википедии.

Сперва пришла и говорила, что нужно быстро-быстро и заплатит потом за наше время и компетенции. Мы поверили, т.к. не будет же человек, близко связанный с Runa Capital, кидать нас (с Runa нас до того был прекрасный опыт сотрудничества).

Но это Дрокова. Человек, который, как мы выяснили потом, любит присваивать себе результаты чужой работы. Если бы платила, то можно было простить такой modus operandi.

В тот раз ситуацию спасло, что мы связались напрямую с LinguaLeo. После с Дроковой они разорвали сотрудничество, насколько нам известно. Одновременно выяснилось, что наш случай не единичный – ещё каких-то ребят по другому подряду Маша разводила своим именем, а потом к моменту оплаты переставала отвечать.

Чему нас учит эта история? Что если куча людей из отрасли говорит, что Маша врёт как сивый мерин, то, вероятно, так оно и есть.

И одному богу известно, сколько ещё команд понесли финансовые и репутационнные потери из-за её методов работы.

Ответить
Развернуть ветку
Mary Glazkova

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда